Психологические особенности самостоятельной учебной деятельности студентов педвуза (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ изучения особенностей самостоятельной  работы  студентов  заочного обучения. 6

1.1. Понятие самостоятельной  работы студентов........................................... 6

1.2. Воспитательные функции самостоятельной работы студентов.............. 13

1.3. Особенности самостоятельной работы студентов заочного обучения.. 18

1.4. Мотивационное обеспечение самостоятельной работы студентов......... 35

ГЛАВА 2. Диагностика самостоятельной работы СТУДЕНТОВ 43

2.1. Организация исследования...................................................................... 43

2.2. Результаты исследования самостоятельной работы студентов.............. 47

2.3. Система развивающих мероприятий по развитию способности к самостоятельной работе у студентов.......................................................................................... 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 72

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 76

Приложение.................................................................................................. 80

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В настоящее время особое внимание уделяется повышению качества подготовки специалистов с высшим образовани­ем, причем одним из важнейших путей решения этой задачи называется интенсификация самостоятельной работы студентов. Она становится важнейшей формой организации учебных ауди­торных и внеаудиторных занятий, в процессе которой студенты под руководством преподавателей или самостоятельно с помощью соответствующей методической литературы совершенствуют свои знания, умения и опыт творческой и познавательной деятельности.

В современной системе высшего образования самостоятель­ная работа студентов призвана выполнять все наиболее важные функции. Она обеспечивает активное, творческое, полное и глубо­кое усвоение знаний, формирование профессиональных и обще­образовательных навыков и умений — тем самым формирование профессиональной компетенции будущего специалиста. Самостоя­тельная познавательная деятельность служит главным средством превращения теоретических знаний в убеждения, формирования активной позиции личности в учебно-воспитательном процессе, социальных отношениях, будущей профессиональной деятельно­сти. В процессе самостоятельной работы развиваются познава­тельные и творческие способности личности, самостоятельное мышление, потребности в самообразовании, высокая культура труда. Самостоятельная работа вырабатывает у студента такие ценные для будущего специалиста качества, как трудолюбие, организованность, инициативность, настойчивость в достижении цели, силу воли, ответственность за порученное дело. Поэтому особенно актуальным является изучение самостоятельной работы студентов.

В самостоятельную работу студентов принято включать такие виды самостоятельной деятельности в учебном процессе и во внеучебное время, как: конспектирование содержания лекций (выборочное, по графологической, составление конспекта-схемы и т. д.); конспектирование первоисточников и другой научной и учебной литературы (свободное, выборочное, плановое и т. д.); самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практи­ческих занятиях, подготовку и участие в дискуссиях, дидактиче­ских играх (деловых, ролевых, имитационных и др.); решение производственных и проблемно-познавательных задач; изучение учебного материала по предметам в соответствии с графиком самостоятельной работы; подготовку к лабораторным и семинар­ским занятиям, коллоквиумам, написание рефератов, докладов, обзора литературы и многие другие виды самостоятельной работы, специальные для каждой конкретной дисциплины или специализации.

Многие крупные ученые и педагоги, такие как К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский, Н. И. Пирогов, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев и другие, занимались изучением самостоятельной работы студентов, высоко оценивая развитие их самостоя­тельного творчества.

В условиях современного высшего образования все более повышается роль самостоятельной работы студентов в формировании высококвалифицированных специалистов,  а процесс обучения приобретает характер самостоятельного труда студентов, это и обусловило выбор темы дипломной работы: «Психологические особенности самостоятельной учебной деятельности студентов педвуза»

Целью данной работы является изучение психологических составляющих особенностей самостоятельной учебной деятельности студентов педвуза и ее развитие и оптимизация.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

-         изучить теоретические основы проблемы самостоятельной учебной деятельности студентов в современной психолого-педагогической деятельности;

-         выделить и экспериментально исследовать психологические составляющие самостоятельной учебной деятельности студентов педвуза;

-         разработать и апробировать приемы оптимизации и развития самостоятельной учебной деятельности студентов.

Объектом исследования является  самостоятельная учебная деятельность студентов.

Предмет исследования: психологические составляющие самостоятельной  учебной деятельности студентов.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по  данной проблеме ;

опытно-экспериментальная работа;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали: методика Л.В. Жаровой «Самостоятельная деятельность»; методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей;  методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Практическая значимость: результаты исследования, проведенного в данной работе можно использовать для развития  навыков самостоятельной работы  у студентов.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что важнейшими психологическими составляющими самостоятельной учебной работы является их учебно-познавательная мотивация, определяющая не только эффективность самостоятельной деятельности, но и успешность всего обучения.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных  ученых в области психологии и педагогики высшей  школы.

Опытно-экспериментальная база: студенты  3 курса  М Г П И им. Н.К. Крупской, факультета  педагогики и психологии детства  в количестве  60 человек (30 человек – очной формы обучения и 30 человек – заочной формы обучения).

Новизна: в теории и практике обучения до сих пор не решена проблема разумной организации самостоятельной работы студентов, поэто­му зачастую даже у достаточно прогрессивных преподавателей преобладает бессистемность в организации этого вида работы. В связи с этим в дипломной работе во-первых, выявлена зависимость между успешностью обучения и способностью к самостоятельной деятельности студентов, во-вторых¸ представлена новая программа развития способности к самостоятельной деятельности студентов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ изучения особенностей самостоятельной  работы  студентов  заочного обучения

1.1. Понятие самостоятельной  работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавате­ля, для достижения конкретного результата. Составная часть СРС — самостоятельная работа, выполняемая студентом под ру­ководством и контролем преподавателя за счет сокращения обяза­тельных аудиторных (лекционных и т.д.) занятий.[9, 7]

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуще­ствляемый без непосредственного вмешательства, но под руковод­ством преподавателя, а с другой — как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, сред­ство формирования у них методов ее организации. Эффект от самостоятельной работы студентов, на который мы рассчитываем, можно получить только тогда, когда она организуется и реализует­ся в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной систе­мы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Принимая во внимание психологическую характеристику самостоятельной работы как учебной деятельности, можно дать  более полное описание этого явления с позиции самого субъек­та деятельности. С этой точки зрения, самостоятельная работа может быть определена как целенаправленная, внутренне моти­вированная, структурированная самим субъектом в совокупно­сти выполняемых действий и корригируемая им по процессу и ре­зультату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высо­кого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, лич­ной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как про­цесс самосовершенствования и самопознания.[19, 9]

В современных условиях высшего образования все более повышается роль самостоятельной работы в формировании высококвалифици­рованных специалистов, а процесс обучения приобретает характер самостоятельного учебного труда студентов.

Самостоятельная работа студента займет определяющее место в процессе подготовки специалиста. Организация этой работы по вузу в целом — сложная педагогическая проблема. Несмотря на пристальное внимание к ней, в практике ее организации еще господствуют устоявшиеся стереотипы: во многих вузах пренебрегают самостоятельной работой по усвоению и практическому применению знаний, развитию умений, не уделяется достаточного внимания ее методическому обеспечению.

Проблема самостоятельной работы не нова. Ее местом в учебном процессе, раскрытием ее сущности, типами самостоя­тельной работы на любом этапе учебного процесса занимались многие дидакты страны. П. И. Пидкасистый определяет ее...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе проведено изучение психологических основ самостоятельной работы студентов. Изучив эту проблему можно сделать вывод, что это достаточно актуальная проблема в процессе обучения  в высшем учебном заведении.

В процессе проведения диагностического исследования гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась т.е., мы доказали, что способность к самостоятельной  работе более развита у студентов с высоким уровнем успеваемости, поэтому для успешности обучения способность к самостоятельной  работе студентов необходимо было развивать.

В первой главе работы изложены теоретические аспекты самостоятельной работы студентов. В работе излагается позиция управления само­стоятельной деятельностью студентов, опираясь на цитирования общей теории управления, а также на выявленные в процессе исследования потребности студентов в управленческих действиях преподавателя. А также  рассмотрены особенности и методика отдельных этапов управления самостоятельной деятель­ностью и мотивации самостоятельной деятельности  студентов.

Изучив литературу по данной проблеме можно сказать , что в организации самостоятельной работы студентов в высших школах страны накоплен интересный опыт:

-         разработаны разнообразные методики ее планирования, организации и контроля; методические рекомендации по совершенствованию умений и навыков самостоя­тельного учебного труда учащихся;

-         дифференциро­ванные (по группам дисциплин) и частные (по видам заданий) нормативы внеаудиторной самостоятельной работы  учащихся;

-   проводится большая работа  по активизации   самостоятельной   работы

студентов   в  процессе  лекций, семинаров и др.;

Во второй главе проведены диагностические исследования самостоятельной деятельности студентов педагогического института в количестве 60 человек (30 студентов заочной формы обучения и 30 человек дневной формы обучения). По результатам исследования на первом этапе был выявлен высокий уровень выполнения самостоятельной работы выявлен у 26 % студентов заочной формы обучения и у 13% дневной формы обучения.  Эти студенты успешно применяют свои знания в новых, нестандартных ситуациях, при этом обнаруживается системность знаний, умение студентов устанавливать внутрипредметные  и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: эти студенты могут сами поставить себе цель, способны видеть и формулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У этих студентов хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями студентов. Хорошо выражены общественно значимые мотивы: активное отношение к работе сокурсников, готовность сотрудничать с педагогом. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

Средний уровень выполнения самостоятельной работы  выявлен у 57% студентов-заочников и у 67% студентов-очникнов. Этим студентам свойственно свободное применение  знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы и ее учебную задачу формулирует педагог, а планировать ее решение студенты могут сами. Выполняя контрольные и курсовые работы эти студенты подвергают материал частичной реконструкции, суть вопроса умеют раскрыть своими словами, не копируя учебник, или лекции преподавателя. Межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложняется и требует творческого решения – возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга…)

Низкий уровень самостоятельной работы выявлен у 17 % студентов заочного отделения и у 20% студентов очного обучения. Эти студенты могут выполнять действие по готовому образцу (копирование). Низкий уровень самостоятельности характеризуется знанием на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межпредметные связи, поэтому знания и умения студентом используются только в стандартных ситуациях. Слабо представлены умения, связанные с мыслительным анализом. Самоконтроль проявляется редко, главным образом, на стадии констатации результатов деятельности. Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко, ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, педагогов.

Студенты, имеющие высокий уровень мотивации достижения успехов, низкий уровень мотивации избегания неудач, интенсивно-творческий характер самостоятельной работы, показывают хорошие успехи в успеваемости и наоборот. Студенты с низким уровнем успеваемости показывают низкую и среднюю мотивацию,  подражательно пассивный  и активно-поисковый характер  самостоятельной работы.

В основном студенты с низким уровнем мотивации показывают низкий уровень способности к самостоятельной работе, а студенты высокомотивированные на успех показывают интенесивно-творческий характер самостоятельной работы и высокий уровень способности к самостоятельной деятельности.

Поскольку у студентов очной формы обучения в целом был выявлен более низкий уровень способности к самостоятельной деятельности, именно данная группа была взята нами в качестве экспериментальной группы. В контрольную группу вошли студенты заочного отделения, показавшие более высокие результаты успеваемости, самостоятельности, мотивации. С экспериментальной группой проводились специальные мероприятия по развитию способности к самостоятельной деятельности.

По результатам применения системы развивающей работы уровень самостоятельности и мотивации у студентов улучшены.   Изучив уровень успеваемости студентов и способность к самостоятельной деятельности и мотивацию после коррекции, можно отметить, что между ними наблюдается прямая связь: воздействуя на способность студентов к самостоятельной работе и повышая мотивацию достижения успехов, удалось несколько улучшить успеваемость экспериментальной группы студентов.

По результатам контрольного среза было выявлено улучшение в целом на 30% (в экспериментальной группе) способности к самостоятельной работе, развитие мотивации, и, как результат, улучшение успеваемости.

Таким образом, гипотеза подтверждена, цели достигнуты, задачи решены.

Исходя из вышеизложенного в ходе работы сделаны следующие выводы :

— управление самостоятельной деятельностью двусто­ронний процесс, в котором активную роль должны играть и преподаватель, и студент, овладевающие навыками самоуправления;

— важным является не только начальный этап работы, связанный с выдвижением задачи, но и последующие этапы, которые характеризуются активными действиями  студентов;

— мотивация деятельности студентов должна пронизы­вать весь процесс управления, усиливать их интерес и лич­ностное отношение к работе.

В рамках данной работы исследована часть проблемы теории способности к самоятоетльсной деятельности у студентов. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как:

-         влияние способности к самостоятельному обучению на личностные характеристики студентов;

-         особенности мотивации достижения успехов. Связанные с самостоятельностью личности на примере руководящих работников крупных предприятий;

-         развитие самостоятельности в принятии решений у государственных служащих и руководящих кадров.

Заказать диплом