Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика в условиях военной службы (диплом) - Дипломы и курсовые

Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика в условиях военной службы (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исследования суицидального поведения в условиях военной службы.................................... 8

1.1. Проблема суицида в отчественной и зарубежной науке....................... 8

1.2.  Психологические особенности личности военнослужащих и проблема суицида в условиях воинской службы............................................................................. 21

1.3. Профилактика суицидального поведения в условиях военной службы 39

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА психологических причин и профилактика суицидального поведения военнослужащих..................... 50

2.1.  Организация и методы исследования................................................. 50

2. 2. Результаты исследования склонности к суициду военнослужащих.. 54

2.3. Профилактическая работа по предупреждению суицида среди военнослужащих......................................................................................................................... 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 78

список ЛИТЕРАТУРы........................................................................... 81

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 84

ВВЕДЕНИЕ

Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.

Проблема самоубийства не является узко психологической. Она находится на пересечении различных областей человеческого знания. Вскрытие причин суицидального поведения в значительной степени зависит от той области, с позиций которой изучается данный феномен.

Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.

Ученые говорят о суицидальных тенденциях в разделе о рефлексиореакциях, но попытка к самоубийству — акт очень сложный, неоднозначный, и объяснить его реак­циями одного порядка нельзя. Это может быть и острей­шая реакция на ситуацию, развивающуюся по механизму «короткого замыкания», когда малозначительный повод играет роль «последней капли», и длительная реакция оппозиции. Очень часто покушение на самоубийство направлено не на самоуничтожение, а на восстановление социальных связей с окружающими, это мольба о помощи. Но какой бы демонстративной ни казалась суицидальная попытка, нужно всегда помнить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств она может реализоваться. Поэтому изучение причин этой формы девиации, к которой может привести и внутриличностный, и межличностный конфликт, особенно важно при изучении психологических аспектов личности.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов.

Самоубийство находится в ряду основных причин смертности воен­нослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. На протяжении последних 30 лет "небоевые потери" по этой причине составляют 20-30% от общего числа потерь. Серьезной проблемой явля­ются и покушения на самоубийство, число которых значительно превы­шает количество завершенных самоубийств. Они часто влекут за собой необратимые нарушения здоровья военнослужащих, неспособность вы­полнять служебные обязанности и, в более, чем 50% случаев, приводят к увольнению из Вооруженных Сил.

Нельзя не учитывать и тот факт, что самоубийства военнослужа­щих, в первую очередь, из числа проходящих службу по призыву, полу­чают широкий общественный резонанс и зачастую используются в рам­ках развернутой в ряде средств массовой информации "антиармейской" кампании. При этом сам факт суицида, личность конкретного военно­служащего как бы отходит на второй план, а авторов больше интересует представившаяся возможность в очередной раз поговорить о развале и деградации Российской армии. Таким образом, самоубийства объектив­но снижают престиж Вооруженных Сил и военной службы в целом.

Существует упрощен­ное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исклю­чительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение об­стоятельств суицидальных происшествий в ряде воинских частей показа­ло, что более 80% воинов из числа лишивших себя жизни - это практиче­ски здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.

Необходимость активизации работы по профилактике суицидаль­ных происшествий в условиях военной службы вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни. Самоубийства и покуше­ния на самоубийство деморализующе влияют на личный состав, снижа­ют уровень боевой готовности подразделений. В связи с чем особенно актуально изучение суицидальной направленности и профилактика суицидального поведения у военнослужащих. Все вышеизложенное определило выбор темы дипломной работы: «Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика в условиях военной службы».

Объект исследования - суицидальное поведение военнослужащих.

Предмет исследования - особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика в условиях военной службы.

Цель исследования – изучение причин и  психологических особенностей возникновения суицидального поведения военнослужащих и возможность его профилактики в условиях военной службы».

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически проанализировать исследовательскую литературу по данной проблеме.

2. Определить общие психологические особенности и причины возникновения суицидального поведения военнослужащих.

3. Провести диагностические исследования военнослужащих с целью выявления суицидальной направленности.

4. Разработать и апробировать мероприятия коррекционной работы по профилактике суицида в  условиях военной службы.

Гипотеза: мы предполагаем, что профилактическая работа в условиях военной службы является эффективным средством снижения суицидальной направленности у военнослужащих.

Теоретической основой исследования явились труды психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме суицида как формы девиантного поведения.

Первым исследователем, заложившим краеугольный камень в зда­ние современной суицидологии, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. В начале XX века аутоагрессивное поведение стало пристально изучаться представителями психоанализа. Перу его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939) принадлежит статья «Печаль и ме­ланхолия» (1910). Ее появление по времени совпадает со знамени­тым заседанием Венского психоаналитического общества, на ко­тором впервые обсуждалась проблема суицидального поведения с участием А. Адлера, К. Г. Юнга, В. Штекеля и др. Роль тревоги и других эмоциональных переживаний в происхож­дении суицидального поведения подчеркивалась и представителями гуманистической психологии (Р. Мэй, К. Роджерс и др.). Амбрумова А. Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления - социально-психологическая адаптация и дезадаптация.

В последнее время проблеме суицида уделялось внимание таких авторов как Жезлова Л.Я., Конанчук Н.Ф., Султанов А.А., Федотов Д.Д., Чудин А.С., Саркисов С.А. , Чомарян Э.А., Шир Е. и др.

В контексте интересующей нас проблемы о причинах суицида среди военнослужащих писали такие авторы, как Г.В.Акопов, Н.Л.Бычкова, З.Ф.Лавшук, О.И.Ефи­мова, А.А.Авдеичев, А.В.Боровик, В.П.Григорьев, В.В.Коцько, С.А.Невитова, С.В.Макаров, Н.И.Мельченко, Д.С.Исаев,  В.В.Калашникова, С.А.Невитова, Г.Герасимов, Д.Писаренко  и др.

Методологической основой дипломной работы является теория стресса Г. Селье, субъектно-деятельностный подход в психологии, теории личностного развития.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии;

наблюдение;

опытно-экспериментальная работа;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методикам исследования стали: определение уровня тревожности по шкале Ч.Спилбергера, исследование уровня тревожности по опроснику  Немчинова Т., исследование по шкале депрессии (Балашовой Т.), изучение девиантных форм поведения и акцентуаций характера по методике ПДО (Личко А.Е.).

Опытно—экспериментальная база: 20 военнослужащих отдельной роты в/ч г.Йошка-Ола.

Новизна исследования состоит в том, что в литературе вопрос суицидов освещен достаточно подробно,  однако не достает теоретических и практических разработок по профилактике суицидального поведения в условиях военной службы. В данном исследовании представлен комплекс методик, выявляющих психологические причины суицидального поведения молодых военнослужащих, а также разработана новая программа профилактики суицидов среди молодых военнослужащих.

Практическая значимость работы определяется реальны­ми возможностями использования ее результатов. Разработана мо­дель деятельности психолога, направленной на психологическое сопровождение молодых военнослужащих в контексте про­филактики и коррекции суицидального поведения.

Исследование предусматривало три этапа.

Первый этап - организационно-подготовительный связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение психологической и педагогической литературы по данной проблеме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу и был посвящен изучению психологических особенностей причин и профилактики суицидального поведения в условиях военной службы.

На третьем этапе осуществлялась систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, оформление работы.

Структура работы. В настоящем варианте дипломная работа содержит введение, 2 главы, заключение и приложения.

Список литератруры

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера.// Нарушения поведения у детей и подростков. М.-1981.- С.51-59
  3. Амбурова А.Г. Невропатологические ситуационные реакции в суицидальной практике// Научные и организационные проблемы суицидологии.-1983.
  4. Амбурова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журн. невропатологии и психиатрии.-1985.-№10.- С.1557-1560
  5. Антонян Ю.М., Лунеев В.В., Яковлев А.М. Мотивообразующие факторы преступного поведения. В кн.: Кри­минальная мотивация. - М., 1986.-C.115-120
  6. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.- Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.
  7. Бердяев Н.А. О самоубийстве. - М.: Знание, 1992.- 32 с.
  8. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.:ЛГУ,1970.-240 с.
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве:норма и отклонения. М.: Наука.- 1990.- 320 с.

10. Брязгунов И. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача. // Наука.-1999.-  № 58.

  1. Демкин В.Г. Свистунов С.П. Деятельность командиров подразделе­ния по предотвращению самоубийства. СПб, НВМУ.- 1996. - 20 с.

12. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. - М.:Педагогика, 1994. -339с.

13. Жезлова Л.Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подростковом возрасте//Журнал невропатологии и психиатрии.-1978.-№10.- С.1563-1566

  1. Иванов А.В. Коюс И.В. Самоубийство среди сотрудников ОВД Рос­сии. СПб, 2000. - 79 с.

15. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуаль­ные, бытовые, способы самоубийств. Энциклопедия преступлений и катастроф / Подгот. текста Ревянко Т.И., Трус Н.В. -М.: Литература, 1996. -576 с.

16. Ковалев В.В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в нарушениях поведения, как форма психогенных (реактивных) расстройств у детей и подростков// Журн. невропатологии и психиатрии.-1979.-№10.- С.1386-1391

17. Конанчук Н.Ф. Формирование мотивов сотрых суицидальных реакций в зависимости от особенностей жизненного пути пациентов// Журн. невропатологии и психиатрии.-1981.-№12.- С.1838-1842

18. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск-1988.-190 с.

19. Кондрашенко В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. М.: Знание, 1987.-119 с.

20. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подрос­тка. Минск.: Высшая школа, 1991.-220 с.

21. Лаптев Л.Г., Маркитан Р.В. Саркисян А.Е. Воинский труд: наука, искусство, призвание. М.:ИТАР-ТАСС.-1998.- 397 с.

22. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

23. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.:Медицина, 1985.-290 с.

24. Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М.: Просвещение.-1983. - 420 с.

25. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях.// Психологический журнал.- 2001.- Т.22.-  №1.

26. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. докт. психол. наук. Спб., 1996 .-21 с.

27. Методы профилактики суицидального поведения. Самара, издательство/ Под общей редакцией: профессора Г.В.Акопова, профессора Н.И.Мельченко, доцента О.И.Ефимовой. СамГПУ, 1998.- 157 с.

28. Мэй Р. Любовь и воля. — М.: Рефлбук, Киев: Ваклер, 1997.-290 с.

29. Огороднов Л. Синдром посстравматического стресса// Боевое братство.-2002.-№3.-С.61-62

30. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 256 с.

31. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как пси­хологического явления // Вопросы психологии.- 1994.- № 1.

32. Рабочая книга войскового психолога. М.:МО РФ.-1995.-332 с.

33. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. — СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999.-119 с.

34. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивацион­но-эмоцилнальные аспекты. М.:Наука.-1975.-430 с.

35. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 1992.-289 с.

36. Суицид. Хрестоматия по суицидологии. - Киев, 1996.-367 с.

37. Султанов А.А. К вопросу о суицидальном поведении детей. Бухарест.-1983.-209 с.

38. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений / В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР.- Т. 82. - М.:Наука, 1978.- С. 59-73.

39. Федотов Д.Д., Чудин А.С., Саркисов С.А. О реактивно-обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте// Журн. невропатологии и психиатрии.-1978.-№10.- С.1559-1563

40. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.-340 с.

41. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности //Хорни К. Собр. Соч. В 3 т. - М.: Смысл, 1997.-330 с.

42. Чомарян Э.А. Особенности суицидального поведения в сочетании с другими видами девиаций у подростков// Научные и организационные проблемы суицидологии. М.-1983.-С.89-93

43. Шир Е.  Суицидальное поведение у подростков// Журн. невропатологии и психиатрии.-1984.-№10.- С.89-93

Заказать диплом