Психологические особенности женщин при невынашивании беременности (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ.................................... 10

1.1.     Психология беременной женщины в трудах отечественных и зарубежных авторов          10

1.2. Психологические проблемы патологии беременности................ 25

ГЛАВА 2. Диагностические исследования эмоционально-психологических особенностей беременных женщин.......... 34

2.1. Организация и методы исследования.......................................... 34

2.2. Анализ результатов исследования................................................ 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................... 52

Приложения...................................................................................... 58

 

ВВЕДЕНИЕ

Динамические изменения общественно-экономических отношений и социально-политических настроений, происходящие в обществе вследствие переориентации социальных ценностей, обнажили ряд сложных и неоднозначных проблем.

Неопределенность социальных и экономических перспектив, незащищенность личности, снижение жизненного уровня и страх за своих близких приводит к модификации демографического поведения. Люди начинают отказываться от желаемых детей, откладывать их рождение до лучших времен. Вместе с тем, особую тревогу в связи с ухудшением экологической ситуации в России вызывает катастрофическое ухудшение здоровья россиян, включая и проблемы, связанные с изменением генофонда нации, снижением деторождаемости, ростом смертности среди новорожденных и заболеваемостью среди детей. Все это непосредственно связано и со здоровьем женщин, поскольку 90 % работающих женщин России находятся в репродуктивном возрасте, и загрязнения окружающей среды через организм матери передаются ребенку.

На этом фоне весьма актуальным становится научный поиск новых подходов в разработке психолого-акмеологической стратегии обеспечения эффективного сохранения репродуктивного здоровья нации. Очевидно, что решение проблемы такого масштаба не может быть достигнуто в одностороннем порядке (например, только через совершенствование социально-законодательного регулирования). Помимо усилий, направленных на улучшение социальной сферы взаимоотношений между беременной женщиной, родителями родившегося ребенка и государством, не обойтись без применения научно обоснованных, выверенных практикой индивидуальных психотерапевтических подходов к работе с каждой конкретной женщиной, которая готовится стать матерью. Тем более, что беременная женщина является непосредственной продолжательницей рода, а в совокупности - основой и предпосылкой сохранения здоровой и полноценной нации.

Рост интереса к психологическим аспектам нормальной и патологичной беременности объясняется неблагоприятной демографической социально-экономической ситуацией в стране. Даже для простого воспроизводства населения необходимо в каждой семье иметь 2,5 детей, что не соответствует реальной ситуации, поскольку сегодня  трудная социально-экономическая обстановка, низкая продолжительность жизни, высокая детская смертность, высокое число разводов и незарегистрированных браков. Сказывается и конфликтные отношения в семье, поскольку нет уверенности в прочности брака и возможности содержать детей без экономического обеспечения отца.

Препятствует появлению детей и длительный хронический стресс у женщин, осложняющий или делающий невозможным зачатие ребенка.

Одним из следствий осложненной беременности является проблема невынашивания плода. За последние 20 лет патология невынашивания беременности остается на высоком уровне, также высокая перинатальная смертность недоношенных детей. Значительная доля этих детей среди инвалидов с детства и больных с хронической патологией.[67]

Причин возникновения патологии угрозы невынашивания беременности много: имеющиеся помехи в состоянии здоровья женщины, ее возраст, желанна ли  беременность для женщины самой и, конечно же, для членов ее семьи и др. Но одна из главных причин, способствующих угрозе невынашивания беременности – это плохое психоэмоциональное состояние женщины в период беременности (высокая тревожность, невротизм, депрессивные состояния), которое, к сожалению, часто приходится наблюдать у беременных. Длительный хронический стресс, который может возникнуть у женщины по различным причинам (неблагоприятная атмосфера в семье, конфликты, нежеланный ребенок, страх за ребенка, страх перед родами «а вдруг в родах умру», перед болями) и многие другие тревожные состояния могут вызвать хронический стресс, который и служит психическим фактором вызывающим эту патологию.

К сожалению, в женских консультациях, родильных домах, куда женщины обращаются за помощью, очень мало внимания уделяют психологическому подходу в решении возникающих проблем при беременности.

Важно вовремя выявить психоэмоциональные нарушения в состоянии женщины, определить и уменьшить излишние волнения, повышенный невротизм, депрессию. Уметь справиться со стрессовыми состояниями, снизить уровень тревожности, сохранять нормальное психологическое равновесие. Вот та необходимая работа, которую осуществляет клинический психолог. Психолог с первых дней беременности женщины до рождения ребенка должен сопровождать ее своим вниманием и помощью, научить ее правильно реагировать на возникающие ситуации в течение всей беременности, справляться со стрессом, подготовиться к родам и благополучно родить здорового ребенка. Клинический психолог и врач акушер-гинеколог должны работать в тесном сотрудничестве и только вместе они могут результативно решать проблемы при беременности.

Профилактика родов, включавшая когда-то 3-8 занятий для беременных женщин, несомненно, облегчала их состояние во время родов. Однако профилактика проблемы негативных психологических состояний при беременности оказалась полностью вне ее, что, несомненно, усугубило саму проблему у многих десятков тысяч женщин (например, частота невынашивания беременности составляет 20-25%). Западные исследования гинекологов и психологов отмечают, что основным фактором поддержания невынашивания беременности не зачатия являются не дисгормональными нарушениями, а, прежде всего страх, отчаяния, неудачи, аборты в прошлом. Поэтому самым главным специалистом в лечении этих женщин в западной клинике являются психотерапевт, психолог, все вышеизложенное и обусловило выбор темы работы «Эмоционально-личностные особенности беременных женщин».

Объект исследования – эмоционально-личностная сфера беременных женщин.

Предмет исследования – эмоционально-личностные особенности беременных женщин с нормально протекающей беременностью и беременных женщин с угрозой невынашивания беременности.

Цель исследования: выявить психологические особенности женщин при невынашивании беременности и их влияние на протекание беременности.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

1)     Изучить литературу по проблеме психологических особенностей беременных женщин и их влияние на возникновение угрозы невынашивания беременности.

2)     Провести диагностические исследования психоэмоционального состояния женщин с нормально протекающей и с угрозой невынашивания беременности.

3) предложить вариант тренинга для беременных женщин.

Гипотеза исследования: Предполагается, что беременные женщины с угрозой невынашивания испытывают негативные эмоциональные переживания, влияющие  на возникновения патологии угрозы невынашивания беременности.

Методологическая база исследования: психосоматическая теория стресса Г.Селье.

Теоретическая база исследования. В работе были использованы труды отечественных и зарубежных авторов. В связи с психосоматическим подходом в медицинской психологии о влиянии эмоциональной сферы на психосоматические заболевания утверждали такие авторы, как Ю.Ф.Антропов, Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.

В течение последнего десятилетия достигнуты огромные успехи в лечении патологии беременности, особенно бесплодия, благодаря широкому распространению новых репродуктивных технологий (Т. Я. Пшеничникова, Т.А. Федорова, В.Д. Тополян­ский, М.В. Струковская и др.).

В последнее время отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с анализом проблем беременной женщины и здоровьем рожденных ею детей (Бойко В. В., Брусиловский А. И., Брутман В. И., Воронина О. Л., Грофф С, Дзарасова И. В., Ениколопов С. Н., Медков В. М., Никонорова Е. В., Никольс Л., Панкратова М. С, Северный А. А., Сиротенко Ю. В.).

Исследования этих авторов в основном посвящены собственно медико-биологическому, психофизиологическому и социально-психологическим аспектам проблемы. В них нашли обобщение результаты социологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей (Брутман В. И.); рассмотрены аспекты дифференциации отдельных компонентов рождаемости на ранних этапах формирования семьи (Тольц М. С, Оберг Л. Я.); проанализирована готовность женщины к материнству через факторы и условия психологического риска для будущего развития ребенка (Копыл О. А.); раскрыты мотивы сохранения беременности в условиях современной российской действительности (Боровикова Н. В.); представлены методические материалы для занятий в школах беременных и матерей (Полчанов С. А.).

Наряду с этим, в последние годы большое внимание уделяется изучению готовности к материнству, которое ведется в различных аспектах: в плане социологических исследований поздней беременности и беременности несовершеннолетних (Копыл О. А., Бас Л. Л., Бажева О. В.); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (Брутман В. И., Северный А. А., Ениколопов С. Н.).

Были проведены исследования значимых личностных характеристик будущей матери, разработаны опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку, изучены факторы, влияющие на адаптивное материнское поведение (Лисина М. И.); рядом авторов был обобщен опыт работы в изучении вопросов эволюции нервной системы и "психики" плода и новорожденного, а также выделен феномен трансперсональной психологии у рожениц и родильниц (Айламазян Э. К., Спивак Л. И., Спивак Д. Л., Щеглова И. Ю.). Однако все еще недостаточно исследований, посвященные психологии беременных женщин с патологией беременности.

Между тем, богатый повседневный опыт использования психологии в работе с беременными показывает, что необходимы глубокий конкретный анализ и большая индивидуальность подхода в решении данной проблемы, чем и определен выбор темы исследования.

Методы исследования: наблюдение, психодиагностические методы, методы статистической обработки результатов.

Методики исследования:

методика Спилбергера Ч. (определение уровня тревожности);

методика САН (оценка самочувствия, активности, настроения);

методика «шкала депрессии» (диагностика депрессивных состояний).

Опытно-экспериментальная база исследования: 30 беременных женщин, находящихся на учете в Перинатальном центре г. Йошкар-Ола: беременные женщины с нормально протекающей беременностью (15 человек) и беременные женщины с угрозой невынашивания беременности (15 человек).

Новизна исследования: в работе представлен сравнительный анализ психоэмоциональных состояний женщин с нормально протекающей беременностью и с патологией беременности с точки зрения психосоматического подхода, а также предложен новый тренинг для снижения негативных эмоций у женщин с угрозой невынашивания беременности.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе врачей-гинекологов,  медицинских психологов.

Апробация результатов исследования: Результаты, полученные в ходе исследования, доложены на врачебных и акушерских конференциях Перинатального центра и женской консультации №2 г. Йошкар-Ола.

Структура и содержание работы: работа состоит из введения, двух глав: обзор проблем и практических исследований, заключения, списка литературы и приложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азарных Т.Д., Тартышников И.И. Психическое здоровье. Москва – Воронеж, 2008. – 111 с.

  1. Астахов С.Н. Ранние токсикозы беременности. / Знание лечебно-охранительного режима и психотерапии в акушерстве и гинекологии. – Л.:Медицина, 2005. – 284 с.
  2. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. -2003. - № 4. - С. 35–42.
  3. Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности. – СПб.: Питер-Пресс, 2007. – 28 с.
  4. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ. -2006. - Т. 2. - Вып. 4. С. 69–70.
  5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека; Предисл. В.Г. Остроглазова. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.
  6. Брутман В. И. Клиника и психопатология эндогенных психических расстройств, маскированных функциональными эндокринно-гинекологическими наруше­ниями:   Дисс.   ...  канд.  мед. наук. —М., 2003. —154 с.
  7. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. -2007. - № 6. - С. 38–47.
  8. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. -2001.- Т. 22. - № 1. – С.143

10. Вихлявей   Е. М.   Нейроэндокринологические   гинекологические синдромы. (Клинические лекции). —М., Медицина,2004.—49 с.

11. Воловик В.М. Рвота беременных как психосоматическое расстройство. М.: Медицина, 2007.- 19 с.

12. Воронин К.В., Полтавец В.И., Акимова К.Б. Психофизиологическая характеристика беременных с риском развития гестоза. // Каз.мед.журнал. – 2007. – Т 68. - № 5. – С. 395.

13. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. М.: Инкос, 2008. – 23 с.

14. Гармашева Н.Л., Константинова Н.Н. Патофизиологические основы охраны внутриутробного развития человека. М.: Медицина, 2005. –  148 с.

15.  Гилула И. О. Нервная патология в гинекологии. — Киев, 2002.-200 с.

16. Гилязутдинов З.Ш. Беременность и роды при заболеваниях центральной нервной системы: Практическое руководство. – Казань, 2008. – 154 с.

17. Гирич Н. Я. Этиологически ориентированное комплексное немедикаментозное лечение в терапевтической и акушерско-гинекологической практике. Красноярск, 2003.-280 с.

18. Гончар С. Невынашивание беременности// РМЖ.-2005.-Том.11.-№15

19. Горбачева А. От зачатия до родов без осечек// Независимая газета. -№46.-11.03.2005

20. Дуда И. В., Дуда Вл. И., Дуда В. И. Клиническая гинекология. Мн.: "Вышэйшая школа", 1999. –202 с.

21. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. Перинатальная психология и родовспоможение. СПб.: Питер, 2007. – 45 с.

22. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 2008. – 133 с.

23. Захарова Г.А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. - №3. – С.29-33

24. Ильин В. И. Пограничные психические состояния и особенности личности гинекологических больных с    гормональной    дисфункцией:  Автореф. дисс...докт.-М., 2003.-47с.

25. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 2003. – 292 с.

26. Касьянова О.А., Стрелкова И.Э. Социально-психологическая готовность беременных женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. - №3. – С.44-49

27. Квасненко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. –Л.:ЛГУ, 1980.–184 с.

28. Кирющенков А.П. Влияние вредных факторов на плод. М.:Медик, 2006. – 274 с.

29. Клиническая психология: Учебник / Под ред.Б.Д. Карвасарского.-СПб.:Питер, 2007.-959с.

30. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000.

31. Курцин И.Н. Теоретические основы психосоматической медицины. Л.: Наука, 2003. – 335 с.

32. Леус Т.В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. – 289 с.

33. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Медико-психологическое обследование соматических больных.// Журнал невропатологии и психиатрии. -2003.- № 8.-С.24

34. Локосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М.:Медцина, 2004.-223 с.

35. Ломазова Л.П., Акорикоченова Н.Г. Особенности течения беременности и родов у женщин с неврозами. // Экстрагенитальная патология и беременность. – 2004. – 239 с.

36. Марконе М. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. М.: Изд-во «№дом матери», 2003. – 67 с.

37. Менделевич В.Д. Клиническая психология. Казань, 2008. – 587 с.

38. Наумов А.В. Психологические проблемы беременности и перинатального периода. // Журнал прикладной психологии. 2006.– № 6.–С.62.

39. Невынашивание беременности / Актуальные проблемы акушерства и гинекологии /' Сборник работ сотрудников кафедры акушерства и гинекологии, посвященный 40-летию кафедры - Гродно, 2006.- С. 70-77.

40. Невынашивание беременности. – Петрозаводск, 2008. –  78 с.

41. Николаева В.В. Влияние хронических болезней на психику. – М., 2007. –168 с.

42. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. М., 2007.-209 с.

43. Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 1997. – 78 с.

44. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2000. – 140 с.

45. Персиаников Н.С. Акушерский семинар// Медицина.- 2002. – 487 с.

46. Петров – Маслаков М.А. Родовая боль, обезболивание родов. // Медицина.- 2008. – 338 с.

47. Попова Е.Л. Самопроизвольный угрожающий выкидыш. М.: Медпресс, 2005.-76 с.

48. Равич П. Письма будущей матери. Ростов, 2005. –  176 с.

49. Радзинский В.Е. Преждевременные роды. Киев, 2006. –  168 с.

50. Ракуть В.С., Егорова Т.Ю., Высоцкий А.А. Физиология беременности и диспансерное наблюдение беременных женщин. - В кн.: Клиническое акушерство. Минск: Вышэйшая школа. 2007. - С. 55-79.

51. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2004.-315 с.

52. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб., 1999.-720 с.

53. Серов В.Н.,  Сидельникова В.М.,  Агаджанова А.А.,  Тетруашвили Н.К. Плацентарная недостаточность в клинике невынашивания беременности// РМЖ.-2003.-   Том 11.-  № 16.-С.  20-27

54. Сидельникова В.М. Невынашивание беременности.М.:Медпресс, 2002. – 198 с.

55. Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология. СПб.: СОТИС, 2005.- Кн. 2.-220 с.

56.  Тихомиров А.Л., Лубнин  Д.М. Привычное невынашивание беременности// Медицинская газета. -2004.- № 9. -С. 9-15.

57.  Тишкевич О.Л.,  Жуковская С.В.,  Шелег С.Б.,  Илькевич Н.Е.,  Малышева Е.В.,  Семенов А.В., Каменецкая Ю.К., Игнатьева Т.В. Невынашивание беременности после ЭКО И ЭКО/ИКСИ// Проблемы репродукции.- 2008.- №6. - С.19-14

58. Ткаченко Н.М., Петухова О.К. Характер психоневрологических нарушений у беременных с привычным невынашиванием беременности. // Акушерство и гинекология. - 2006. - № 4. –С. 68.

59.  Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.:Знание, 2003.-384 с.

60. Урусова О.А. Динамика психических состояний беременных женщин и их нормализация с помощью авторской программы психофизиологической подготовки к родам // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. - №3. – С.55-61

61. Урываев Ю.В., Бабенков Г.И. Психосоматические расстройства. – М.: Знание, 2005. – 64 с.

62. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999. – 120 с.

63. Филиппова Г.Г., Захарова Е.О., Печникова Е.Ю. Беременность. Консультация акушера-гинеколога и психолога. М.: ЭКСМО, 2007.- 320 с.

64. Филиппова Г.Г., Печникова Е.Ю., Блох М.Е. Перинатальная психология и психотерапия во вспомогательных репродуктивных технологиях // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. - №3. – С.24

65. Фролов О.Г., Токова З.З., Волчина В.М. и др. Медико-социальные аспекты невынашивания беременности. // Акушерство и гинекология. – 2006. - № 4. – С.57.

66. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. Будапешт, 1998.-290 с.

67. Хломов К.Д., Ениколопов С.Н. Исследование психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. - №3. – С.39-43

68. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: «Владос», 2008. – 508 с.

69. Шмурак Ю.И. Перинатальная общность // Человек. - 2003. - № 6. - С. 24–37.

Заказать курсовую