Психологический климат ученического коллектива и его влияние на мотивацию учения и успеваемость (курсовая)

Содержание

 

 

Введение. 3

1. Теоретические подходы рассмотрения влияния психологического климата ученического коллектива на мотивацию учения и успеваемость подростков. 7

1.1. Изучение понятия «психологического климата» в социально-психологической науке  7

1.2. Понятие мотивации и особенности мотивации учебной деятельности школьника  12

1.3. Особенности психологического климата ученического коллектива и его влияние на мотивацию учения и успеваемость. 23

2. Экспериментальное исследование влияния психологического климата ученического коллектива на мотивацию учения и успеваемость подростков. 28

2.1. Организация и методы исследования. 28

2.2. Результаты исследования психологического климата в ученическом коллективе, мотивации учебной деятельности и успеваемости учащихся. 30

2.3. Влияние психологического климата ученического коллектива на мотивацию учения и успеваемость подростков. 36

Заключение. 40

Список использованной литературы.. 43

Приложение. 45

 

Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время педагоги, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей и подростков, направляют все свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка как будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Один из таких путей - это создание благоприятной психологической атмосферы в ученическом коллективе. Ребенок, успешно адаптирующийся в коллективе, в дальнейшем благополучно пройдет социализацию в обществе, что, в свою очередь, приведет к сокращению негативных явлений и асоциального поведения.

Исследованием проблемы формирования психологического климата в ученических коллективах, занимались многие видные ученые, такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, Ю.В. Василькова, П.Л. Максименко, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой ученического коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я". Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных  эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел. Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода "я". При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, высокой мотивации учения, хорошей успеваемости обучающихся и полноценному развитию их личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах школьники представляют особую ценность для современного общества. Нездоровый психологический климат тормозит развитие ученического коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций, оказывает отрицательное влияние на мотивацию учения и успеваемость школьников.

Проблема формирования психологического климата ученического коллектива актуальна в современное время и требует глубокого серьёзного изучения. Однако при несомненной теоретической и практической значимости ее в практике школы не накоплен достаточно полный материал о степени влияния психологического климата ученического коллектива на мотивацию учения и успеваемость школьников.

В связи с актуальностью проблемы была выбрана тема работы: «Психологический климат ученического коллектива и его влияние на мотивацию учения и успеваемость».

Объект исследования: психологический климат в ученическом коллективе.

Предмет исследования: влияние психологического климата в  ученическом коллективе на мотивацию учения и успеваемость.

Цель исследования состоит в выявлении влияния психологического климата в  ученическом коллективе на мотивацию учения и успеваемость.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по изучаемой проблеме.

2. Подобрать методики и провести диагностическое исследование психологического климата в ученическом коллективе, мотивации учебной деятельности и успеваемости учащихся.

3. Оценить влияние психологического климата ученического коллектива на мотивацию учения и успеваемость подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза исследования: мы предполагаем, что, психологический климат ученического коллектива влияет на мотивацию учения и успеваемость обучающихся.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики. Многие свои исследования в области психологического микроклимата в коллективах посвятили известные отечественные психологи В.Б. Ольшанский, А.Г. Ковалев, Н.В. Гришина, И.В. Дубровина, Л.С. Выготский, А.Б. Личко, Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов; педагоги – новаторы  В.А. Сухомлинский, А.В. Мудрик, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, психотерапевты В.А. Леви, А.Б. Леонова, А.Б. Добрович. Среди зарубежных психологов проблемой психологического климата занимались Е. Саут, О. Келлер, Р. Марриот, Д. Кинг, Р. Кеттелл и др. Подходы к изучению мотивации учебной деятельности, представленны в трудах В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.С. Ильина и др.

В ходе исследования использованы разнообразные методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по социальной психологии, педагогике; опытно-экспериментальная работа; математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

1. Экспресс-методика по изучению психологического климата в коллективе (методика О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).

2. Методика изучения мотивации учения старшеклассников (О. Ю. Окунева, Л.А. Васильева).

3. Оценка успеваемости школьников.

Экспериментальная база: МОБУ «Русскокукморская средняя общеобразовательная школа» РМЭ. В исследовании принимал участие школьный коллектив подростков, учащихся 8 класса в количестве 20 человек.

Практическая значимость. Изучение особенностей влияния психологического климата в  ученическом коллективе на мотивацию учения и успеваемость может быть использовано педагогами  и психологами для эффективного учебного и воспитательного процесса,  кроме того, полученная информация может использоваться в практике психологической работы в учебном учреждении.

Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной  литературы и приложений.

Список использованной литературы

 

  1. Андреева,  Г.М.  Социальная  психология. -        М.:    Аспект-Пресс, 2009.- 376 с.
  2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2009.- 224 с.
  3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении? / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Просвещение, 2009. - 204 с.
  4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М.: Наука, 2009.- 187 с.
  5. Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению / А.И. Гебос // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 11-17.
  6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: Изд-во «Питер», 2010. - 512 с.
  7. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? / В.А. Кореневская. –Кемерово, 2009.- 89 с.
  8. Кричевский, Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская.- М.: Наука, 2009.- 248 с.
  9. Леви, В.Л. Искусство быть другим / В.Л. Леви. - М.: Знание, 2008. - 208 с.
  10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2009. – 351 с.
  11. Майерс, Д.  Социальная психология / Д. Майерс.- СПб.: Питер Ком, 2008.- 501 с.
  12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
  13. Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости / Н.И. Мешков. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2009. - 84 с.
  14. Никольская, Н. Анализ психологического климата / Н. Никольская // Практическая психология.-2011.- №3.- С.12-17
  15. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. – М.: Знание, 2008. - 272 с.
  16. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения / Под ред.В.А.Ядора.- М.: Наука, 2009.-192 с.
  17. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2010.-420 с.
  18. Петровский, В.А. Социальная психология коллектива / В.А. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
  19. Платонов, К.К. Социально-психологический климат коллектива / К.К. Платонов, В.Г. Козяков. - М.: Просвещение, 2009.- 189 с.
  20. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2010.- 409 с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
  22. Социальная психология: Хрестоматия \ Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2010.-367 с.
  23. Чирков,  В.И.  Мотивация  учебной  деятельности / В.И. Чирков. - Ярославль,  2008.-109 с.

Заказать курсовую