Психологический климат в спортивной команде (диплом)

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ исследования проблемы ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОй Команде. 8

1.1. Разработка проблемы психологического климата коллектива в психологической науке. 8

1.2. Роль эмоциональных состояний в формировании психологического климата коллектива. 13

1.3. Психологические особенности спортивного коллектива. Влияние эмоциональной сферы спортсменов на психологический климат спортивной команды   20

1.4. Роль тренера в создании благоприятного психологического климата в спортивном коллективе. 29

Выводы по первой главе. 31

Глава 2. Исследование психологического климата коллектива спортивного коллектива.. 34

2.1. Организация исследования. 34

2.2. Результаты исследования психологического климата спортивной команды   39

2.3. Психологическая поодержка спортсменов для улучшения психологического климата коллектива в спортивной команде. 44

2.3. Анализ динамики развития психологического климата в спортивной команде  49

Выводы по второй главе. 52

Заключение. 54

Список ипользованных источников. 57

ПриложениЯ.. 61

Введение

Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в такой интегральной качественной характеристике, как социально-психологический климат (СПК) коллектива. Выполнение трудовых функций зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Любая организованная группа, в том числе и спортивный коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу.

Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин [11] считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Б.Ф.Ломов[12] включал в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М.Шепель[31] раскрыл содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Р.Х. Шакуров[30] рассматривал понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.

Б.Д. Парыгин [18] считает, что в понятии «социалъно-пскхологический климат коллектива» отражается характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

По определению Лутошкина Л.Н.,[13] эмоции играют большую роль во взаимоотношениях людей. Эмоциональные переживания внешне проявляются в мимике, пантомимике, жестах, позах, выразительных вздохах, темпе, интонации, интенсивности речи. Каждый человек в определенной мере способен по этим признакам воспринимать и оценивать эмоциональное состояние своего собеседника или окружающих его людей. Это дает возможность лучше и полнее понимать друг друга, передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к ним или к обсуждаемым предмету, явлению и событию.

Часто все попытки тренера команды ввести какого-либо игрока в определенное сочетание с другими игроками (игровое звено), имеющего, казалось бы, для этого все необходимое, оказывается безуспешными, хотя в другом сочетании этот же игрок демонстрирует отличную слаженность и взаимопонимание с партнерами. В первом случае отсутствует, а во втором имеет место психологическая совместимость данного спортсмена с другими членами команды. Только при наличии такой совместимости игрок может показать в совместной деятельности все свои положительные индивидуальные качества. "Во взаимосвязанной деятельности устойчивость деятельности и ее качество определяются не столько индивидуальным вкладом, сколько степенью их взаимодействия. Этим объясняется и невозможность предсказания эффективности работы группы в целом, если основываться лишь на заранее выявленных особенностях каждого из членов группы".

В связи с вышеизложенным определяется актуальность исследования – изучение психологического климата в спортивном коллективе, так как построение и поддержание оптимальных деловых, межличностных отношений, обусловленных положительными эмоциональными переживаниями, – важнейшее условие не только работоспособности коллектива, но и создания высокоэффективных организаций.

Объект исследования: психологический климат в спортивной команде.

Предмет исследования: особенности психологического климата в спортивной команде по мини-футболу.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей психологического климата спортивной футбольной команды.

Задачами исследования стали:

  1. Изучить литературу по данной проблеме и изучить факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе спортивной команды.
  2. Провести диагностику психологического климата в коллективе спортивной команды по футболу и выявить их взаимосвязь.
  3. Разработать и апробировать программу мероприятий по формированию благоприятного психологического климата и снижения негативных эмоциональных состояний у спортсменов.

Гипотеза: мы предполагаем, что  мы предполагаем, что эмоциональное состояние спортсменов влияет на психологический климат в коллективе спортивной команды по футболу и для создания благоприятного психологического климата в коллективе спортивной команды необходимо психологическое воздействие.

Методами исследования являются: изучение литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседы, диагностический эксперимент, математические и статистические методы обработки результатов.

В нашей работе мы использовали две группы методик:

1) методики по изучению психологического климата

изучение социально-психологического климата коллектива экспресс-методикой (Михалюк-Шалыто),

изучение психологического климата на эмоциональном уровне методикой Лутошкина;

2) на оценку эмоциональных состояний:

опросник для самооценки эмоциональ­ных состояний, разработанный А. Уэссманом и Д. Риксом;

шкала Спилбергера по изучению тревожности;

методика САН по изучению оперативной оценки самочувствия активности и настроения (В.А.Доскинин, Н.А.Лаврентьева, В.Б.Шаран, М.П.Мирошников).

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Многие свои исследования в области психологического микроклимата посвятили известные отечественные психологи. Среди них Р.С.Немов, Э.Э.Линчевский, А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов, Б.Ф.Ломов, И.А.Туревский, М.А.Новиков и другие авторы. Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Е.Саут, О.Келлер, Сишор, Р.Мариотт, Р.Камминс, Д.Кинг, У.Шутц, Р.Кеттелл, Д.Саундерс, Г.Стайс и другие зарубежные психологи.

Методологическую основу исследования теория Бойко В.В., Ковалева А.Г., Панферова В.Н. о структуре психологического климата коллектива, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов) и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в основу которой по­ложена идея о том, что всякая психическая функция не является самостоятельным об­разованием, а выступает как результат целостной практической деятельности усвоения человеком культурно-исторического опыта.

Экспериментальная база исследования. Спортсмены – футболисты, состоящие в спортивной команде по мини-футболу в спортивном клубе «Дельта» г.Йошкар-Ола 30 человек в возрасте 16-17 лет.

Новизна исследования: Работы вышеперечисленных авторов, так или иначе, соприкасаются с понятием «социально-психологический климат группы», освещая различные его стороны, в том числе и взаимосвязь с эмоциональной сферой спортсменов команды. Надо отметить, что хотя эта проблема и изучена достаточно хорошо и глубоко, но она постоянно остается одной из важных при работе с межличностными отношениями в группах, в последнее время недостает публикаций, посвященных проблеме психологического климата в спортивных командах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в целях повышения эффективности спортивных результатов.

Список ипользованных источников

  1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 192с. – (Руководство практического психолога).
  2. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат организации / Т.А.Афанасьева // Мир психологии.-2002.-№2.-С.117
  3. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко. – М.: Мысль, 2003. – 207с.
  4. Волков, И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям / И.П. Волков // Научные исследования и разработки в спорте. – 2004.- № 1.- С. 5 – 10.
  5. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: ФиС, 2006. - 182 с.
  6. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1 / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М., 2003.-290 с.
  7. Дойзер, Э. Здоровье спортсмена / Э. Дойзер. — М.: ФиС, 2008.-220 с.
  8. Дойль, В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена / В. Дойль.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-230 с.
  9. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.:МГУ, 2004.- 208 с.
  10. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология / Е.П. Ильин. - СПб, Питер, 2007.-370 с.
  11. Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации. // Сборник научных трудов молодых учёных и студентов РГАФК / А.Б. Ильин. – М.: Физкультура, образование и наука, 2000. –430 с.
  12. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд.,доп. / А.Г. Ковалев. - М.:Попитиздат, 2007. - 279 с.
  13. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 2008. – 144с.
  14. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. — М.: ФиС, 2001.-122 с.
  15. Кузьмин, Е.С.  Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - Л.:ЛГУ, 2007.-348 с.
  16. Линдеман, X. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. - М.: Знание.- 2000.-212 с.
  17. Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 2005.- 229 с.
  18. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Просве­щение, 2008.- 247 с.
  19. Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. М., 1960.
  20. Мансуров, Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов / Н.С. Мансуров. М., 2002.
  21. Найдиффер, Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / Р.М. Найдиффер. - М.: Физкультура и спорт, 2007.  –220 с.
  22. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Xудадов. — М.: ФиС, 2005.-202 с.
  23. Никольская, Н. Анализ психологического климата / Н. Никольская // Практическая психология. - 2009. - №3. - С.12-17
  24. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения / Под ред.В.А.Ядора / Б.Д. Парыгин. - Л.:Наука, 2001.-192 с.
  25. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. - М., 1979.- 430 с.
  26. Петровский, В.А. Социальная психология коллектива / В.А. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
  27. Платонов, К.К. Социально-психологический климат коллектива / К.К. Платонов, В.Г. Козяков. - М., 2007.- 189 с.
  28. Платонов, Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П. Платонов. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 2009.-181 с.
  29. Попов, А.Л. Психология спорта / А.Л. Попов. М.: «Флинта», 2008.-152 с.
  30. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции / А.О. Прохоров. Казань, 2009.- 87 с.
  31. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. – М.: Знание, 2009. – 48с.
  32. Психология: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 2004.-119 с.
  33. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 2003.-190 с.
  34. Рощин, С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность / С.К. Рощин. - М.: Наука, 2005.- 234 с.
  35. Русалинова, А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование / А.А. Русалинова. - Л., 2007.- 119 с.
  36. Рудик, П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности / П.А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт, 2003.-198 с.
  37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.- Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 2006. - 324 с.
  38. Социальная психология в трудах отечественных психологов – СПб: Изд-во “Питер”, 2010.-467 с.
  39. Социальная психология. Учебник для высших уч. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2009.-450 с.
  40. Социальная психология: Хрестоматия. / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. - 367 с.
  41. Сингер, Р. Психологические факторы и искусство самоконтроля в спорте / Р. Сингер. - М.: Физкультура и спорт, 2002.-230 с.
  42. Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. - М., 2008. – 113 с.
  43. Теория   и   методика   физического   воспитания:   Учебное   пособие   для студентов пед. Институтов и пед. училищ по специальности. / Под ред. Б.М. Шияна - М.: Просвещение, 2008. - 115 с.
  44. Чернов,   К.Л.   Теория   индивидуального   управления   процессом спортивной подготовки / К.Л. Чернов. - Смоленск. - М., 2008.-129 с.
  45. Чешихина, В.В. Физическая подготовка в спортивном ориентировании / В.В. Чешихина. - М., 2009.-198 с.
  46. Шакуров, Р.Х.  Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. -М.: Зерцало, 2002.-290 с.
  47. Шепель, В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями / В.М. Шепель.- М., 2004.-187 с.

Заказать диплом