Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью (курсовая работа)

Содеражние

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................

1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, ИХ ДЕТСКАЯ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ЕЕ ВИДЫ.........................................................................................................................................................

1.1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ...........................................................................................

1.2. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.......................................................................

1.2.1. РИСОВАНИЕ.............................................................................................................

1.2.2. ЛЕПКА........................................................................................................................

1.2.3. АППЛИКАЦИЯ..........................................................................................................

2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ...........................................................

2.1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ..................................................................................................................................

2.2. ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ..........................................

2.2.1. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

2.2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................

Введение

Проблема развития художественных особенностей ребенка занимает важное место в психологической теории, и ей посвящено значительное количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Но несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, она не утратила своей актуальности и сегодня.

Развитие творческих способностей детей играет существенную роль в успешном решении проблемы формирования творческой личности. Ведь только человек творческий способен изменить нашу сегодняшнюю жизнь к лучшему, только он может перестроить общество по законам добра и красоты.

В связи с актуальностью данной проблемы нами была определена тема курсовой работы: «Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью».

В ходе работы над темой мы учитывали, что при различных функциональных значениях способности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости со знаниями, умениями и навыками. При отсутствии знаний, умений и навыков способности беспомощны, поскольку им не из чего будет выбирать. В случае же отсутствия способностей знания. Умения и навыки могут остаться лишь бесполезным багажом. Это имеет существенное, если не определяющее значение в практике обучения детей какой-либо деятельности. Учитывая этот факт, учебный процесс в ходе исследования был организован так, чтобы в равной степени формировать у детей, способности, знания, умения и навыки.

Объектом нашего исследования явились художественные  (сенсомоторные) способности детей пятого года жизни.

Предмет исследования: процесс формирования и развития сенсомоторных способностей школьников.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли плановых и специальных занятий по изодеятельности в формировании и развитии сенсомоторных способностей детей.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

- Теоретически обосновать необходимость формирования и развития у дошкольников художественных способностей; раскрыть и обосновать сущность и структуру художественных способностей ребенка.

- Выявить возрастную динамику формирования художественных способностей детей дошкольного возраста.

- Формировать художественные способности ребенка как на плановых занятиях по изо, так и в процессе специально организованных занятий.

Гипотеза: процесс формирования сенсомоторных способностей ребенка может осуществляться более эффективно, если:

- обеспечить координацию работы по формированию способностей как на занятиях по изо. Так и на специально организованных занятиях;

- целенаправленно проводить с детьми работу по овладению регуляцией рисовальных движений по скорости, размаху силе;

- формировать у детей эталонные представления о движениях в процессе выполнения движений.

Методологической основой работы явились труды известных психологов (Л.А. Венгер, Ковалев А.Г., Б. Теплов., А. Леонтьев, А. Запорожец), подчеркнувших ведущую роль воспитания, обучения в развитии художественных способностей детей, а также работы исследователей-педагогов, которые непосредственно занимались решением проблемы обучения и развития художественных способностей (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева. В.Б. Косминская, Н.Б. Халезева, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.).

В ходе исследования использованы методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, изобразительному искусству; наблюдения за детьми в процессе рисования; опытно-экспериментальная работа; приемы психодиагностики; математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база: детский сад

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем определены сущность, структура, особенности художественных способностей дошкольников, раскрыта возрастная динамика развития художественных способностей детей.

Практическая значимость  исследования заключается в разработке и опытной проверке рекомендаций, направленных на развитие сенсомоторных способностей детей в процессе специально разработанных занятий.

Исследование предусматривало три этапа:

Первый этап, организационно-подготовительный связан с теоретическим обоснованием проблемы и включал изучение психологической и педагогической литературы по интересующей нас проблеме.

Второй этап исследования предусматривал экспериментальную работу. Которая заключала в себе констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Третий этап осуществлялась систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, оформление курсовой работы.

Заключение

Полученные в результате проведенного нами исследования результаты позволяют сделать вывод о целесообразности и возможности формирования сенсомоторных способностей дошкольников. В основе формирования сенсомоторных способностей лежит усвоение детьми эталонных представлений о движениях, обладающих определенными свойствами. Такие представления, как показало исследование, образуются в процессе выполнения самих движений и носят кинестетический характер. Вместе с тем они тесно связываются с графическим образом результата движения, т.е.  линией качество которой определяется особенностями движения. Именно эта связь и обеспечивает регулирование рисовальных движений в соответствии с задачами изображения, т.е. превращает эту регуляцию в одну из способностей к изобразительной деятельности.

В исследовании получила также подтверждение гипотеза о положительном влиянии специально организованной работы как на занятиях по изо так и вне их на развитие художественных способностей дошкольников. Нам удалось проследить постепенный переход детей от регуляции рисовальных движений по одному из параметров к их одновременной регуляции по двум и трем параметрам, знаменующий слияние первоначально разрозненных компонентов в единую способность.

Экспериментальные исследования позволили нам выявить следующую закономерность: овладевая компонентами так называемой ручной умелости, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес. Дети овладевают такими средствами выразительности, как линия разной направленности, протяженности, интенсивности, форма разной величины, конфигурации. Регулируя скорость рисовального движения, дети могут создавать рисунки разного характера: быстрые наброски и тщательно проработанный рисунок. И все это в конечном итоге дает им свободу творческого решения изобразительных задач.

Список литературы

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание . - М., 1925.

2. Богатеева З.А. Пути формироания декоративно-орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте: Автореф. конд. дис. - Л., 1973. - 37 с.

3. Вакслав В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 1963. - 173 с.

4. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

5. Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1976.- 256 с.

6. Гусарова И.Л. Апликация в детском саду. - М.: Педагогика, 1968. - 184 с.

7. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.

8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

10. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997. - 160 с.

11. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.:Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 235 с.

12. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - с. 65-68.

13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

14. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.

15. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. докт. Дис. - М., 1979. - 65 с.

16. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М.: Просвещение, 1970. - 137 с.

17. Корчмарош Пал. Карагдаш - волшебник: Полезные уроки рисования. - Мн.: БЛП, 1994. - 112 с.

18. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с.

19. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. - К.: Рад. шк., 1986. - 93 с.

20. Левинских Н. В Королевское красок // Дошкольное воспитание. - 1996. - №12. - с. 27-31.

21. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 487 с.

22. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным // Дошкольное воспитание. - 1996. - №12. - с. 30-35.

23. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В 3 ч. ч. 3. 3-е изд. - М., 1917. 213 с.

24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

25. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 263 с.

26. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - - М.: Педагогика, 1976. - 168 с.

27. Психология. Под ред. К.Н. Корнилова, Б.М.  Теплова, Л.М. Шварца. - М., 1941. - 411 с.

28. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965. - 227 с.

29. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1973. - 253 с.

30. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Педагогика, 1965. - 183 с.

31. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - М., 1947. - 232 с.

32. Трифенева Е. О детском рисунке как форме игры // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 24-26.

33. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника . - М.: Издат. центр «Академия», 1996. - 96 с.

34. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Педагогика, 1961. - 167 с.

35. Халезова Н.Б., Курчагина Н.А., Пантюхина Г.В.. лепка в детском саду. - М.: Педагогика, 1972. - 244 с.

36. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

37. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.


Заказать курсовую