Развитие эмоциональной сферы воспитанников дома-интерната с интеллектуальной недостаточностью посредством музыки (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретический анализ исследований развития эмоциональной сферы воспитанников дома-интерната посредством музыки.. 5

1.1. Психологические особенности воспитанников с умственной отсталостью.. 5

1.2. Особенности эмоциональной сферы воспитанников с интеллектуальной недостаточностью   14

1.3. Роль классической музыки  в развитии эмоциональной сферы  воспитанников. 19

2. Развитие  эмоциональной сферы воспитанников дома-интерната посредством  музыки.. 23

2.1.Система коррекционно-воспитательной работы с инвалидами Шоя-Кузнецовского ПНДИ   23

2.2. Результаты исследования воспитанника с умственной отсталостью посредством музыки  39

2.3. Перспективы развития  эмоциональной сферы воспитанников ПНДИ.. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

Список использованной литературы... 57

Приложения 63

Введение

 

Проблема умственной отсталости наиболее актуальна в последнее время. Это вызвано повышением требований к интеллектуальному уровню человека. Считают, что распространенность умственной отсталости имеет тенденцию к повышению. Ее социальная значимость определяется высокой частотой данной патологии, тяжестью и стойкостью интеллектуального дефекта. Установлено, что умственная отсталость является одной из самых частых причин пожизненной инвалидности.

Актуальность темы: Эмоции и чувства  играют существенную роль в развитии ли­чности. Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влия­ние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональ­ной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой..  У человека с умственной отсталостью наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез­ко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого человека, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

В специальной литературе также в основном рассматривается коррекционная работа, направленная на развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников и недостаточно внимания уделяется коррекции личностных характеристик, в частности – коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых посредством музыкального воздействия.

Это обстоятельство делает актуальным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей.

Занимают­ся проблемами умственной отсталости не только олигофренопедагоги, но и специалисты смеж­ных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

Особенности психики умственно отсталых достаточно полно исследованы  в трудах Занкова Л. В., Петрова В. Г., Пинского Б. И., Ру­бинштейна С. Я., Соловьева  И. М., .Выготского Л. С., Лурия А. Р., Лебединской К. С., Лубовскго В. И., Певзнер М. С.,  Забрамной  С.Д., Сухарева Г.Е. и др. Исследования дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стой­кое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры го­ловного мозга.

Умственная отсталость—это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмо­ции, воля, поведение, физическое развитие.

Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно – педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.

Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влия­ние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональ­ной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.

Цель работы: Изучить развитие эмоциональной сферы у воспитанника психоневрологического дома-интерната посредством музыкального воздействия.

Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы развития эмоциональной сферы воспитанников дома-интерната посредством музыки.

2. Провести диагностические исследования эмоциональной сферы воспитанников интерната

3. Разработать и предложить перспективную программу коррекционной работы на развитие эмоциональной сферы воспитанников посредством музыки.

 

1. Теоретический анализ исследований развития эмоциональной сферы воспитанников дома-интерната посредством музыки

 

1.1. Психологические особенности воспитанников с умственной отсталостью

Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности человека, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, вызывает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого.[1]

Традиционно все формы умственной отсталости по глу­бине интеллектуального дефекта делят на три степени:

—  дебильность (легкая степень умственной отсталости);

—  имбецильность (средняя степень умственной отста­лости);

—  идиотия (тяжелая и глубокая степень умственной отсталости).

Однако в восьмом и девятом пересмотре МКБ ВОЗ пред­лагаются четыре степени интеллектуальной недостаточ­ности. Определение степени умственной отсталости про­изводится путем психометрического тестирования и под­счета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994) приняты следу­ющие условные показатели IQ:

 


[1] Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -  с. 65.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности человека, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Незрелость личности умственно отсталого воспитанника, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы:  во-первых, чувства умственно отсталого воспитанника долгое время недостаточно дифференцированы, во-вторых, чувства умственно отсталых часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике.  Лишь своевременная настойчивая работа воспитателя, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что воспитанники ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей, вещью, которую им подарили взамен похожей, разбитой или утерянной.

Лишь своевременная настойчивая работа воспитателя, направленная на развитие формирование высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам и эмоциям  ведущую роль.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых воспитанников можно иногда отметить некоторые болезненные проявления чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к воспитаннику.

Для лучшего  развития эмоциональной сферы воспитанников дома-интерната необходимо проведение коррекционно-воспитательной работы.

Проведение коррекционно-воспитательной работы является специфической и очень важной задачей социальных учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов. Коррекционная работа, будучи неразрывно связанной с процессом воспитания, пронизывает всю систему деятельности таких учреждений. Каждое из проводимых мероприятий (занятие,  беседа концерт-выступление), интернат  рассматривает, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно-воспитательном плане.

Поэтому нами на протяжении 2004/2005 годов проводилась психо-коррекционная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы воспитанников посредством музыки.

Итоги психо-коррекционного воздействия музыки и участие в концертной деятельности показали, что эти направления являются одним из эффективных  средств, направленных на развитие эмоциональной сферы воспитанников с умственной отсталостью.

В дальнейшем нами предполагается внедрение дополнительных мероприятий с использованием музыки.

Заказать курсовую