Развитие эмоций ребенка посредством изобразительной деятельности (курсовая работа)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития эмоций дошкольников посредством изобразительной деятельности.. 7

1.1. Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста. 7

1.2. Роль изобразительной деятельности в развитии эмоций ребенка. 19

Глава 2. организация работы по развитию эмоций дошкольников посредством  изобразительной деятельности.. 29

2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников. 29

2.2. Мероприятия по развитию эмоций дошкольников посредством изобразительной деятельности. 33

2.3. Анализ эффективности мероприятий по развитию эмоций детей. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

Литература.. 50

Приложения.. 53

Введение

Актуальность исследования. Рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка-дошкольника предполагает всестороннее психологическое изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, характера его внутренних психических процессов, мотивации, моральной сферы, особенностей его переживаний, качеств личности, мировоззрения.

Содержание воспитательно-образовательной работы детского са­да подробно разработано в программе воспитания и обучения в дет­ском саду. Она предусматривает обучение детей простейшим зна­ниям, умениям и навыкам, развитие их умственных и художествен­ных способностей, формирование у них нравственных качеств. По мере того как ребенок растет, содержание дошкольного обучения и воспитания постепенно усложняется.

Радикальные преобразования пос­ледних лет, происходящие в совре­менной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образо­вания. Основным приоритетом сегод­ня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и по­требностей, развитие творческих спо­собностей и забота о его эмоциональ­ном благополучии.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (Анохин П.К., Бреслав Т.М., Запорожец А.В., Выготский Л.С.), о возрастных закономерностях развития эмоций (Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д., Божович Л.И. и др.), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С., Цыркун Н.А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.         Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать. Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отноше­ния к другим людям, которое становится его внутренним побужде­нием, свойством личности ребенка,— задача совершенно иного ка­чества и сложности. Сложность ее состоит в том, что, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, кото­рая характеризует «человеческое в человеке» и которая относит­ся к сущностным характеристикам человека. А в этом важную роль играет изобразительная деятельность.

В связи с этим тема – «Развитие эмоций ребенка посредством изобразительной деятельности» - достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения.

Объектом исследования является эмоциональное развитие ребенка.

Предметом исследования – эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста посредством изодеятельности в ДОУ.

Целью данной работы является изучение условий эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста в ДОУ посредством изобразительной деятельности.

Исходя из этого задачами данной работы является:

теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;

выявить особенности формирования эмоциональной сферы ребенка;

провести диагностические исследования эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

предложить и апробировать мероприятия развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: занятия по изобразительной деятельности оказывают положительное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, среди которых можно назвать работы исследователей-педагогов, которые непосредственно занимались решением проблемы обучения и развития художественных способностей (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева. В.Б. Косминская, Н.Б. Халезева, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.).

Опытно-экспериментальная база: исследования были проведены с детьми дошкольного возраста в количестве 10 человек.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

наблюдение за детьми;

психолого-педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов .

Для определения особенностей эмоциональной сферы ребенка использована методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры».

Новизна исследования. Далеко не все стороны эмоционального развития ребенка изучены на сегодняшний день, поэтому новизна нашего исследования заключается в разработке проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников в ДОУ с помощью изобразительной деятельности.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что рекомендуемые методы диагностики и мероприятия по развитию эмоций детей в ДОУ помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам выявить и устранять отклонения в эмоциональном развитии детей.

Литература

 

  1. Аболин Л., Иванова Н., Сибгатуллина И. О восприятии и понимании ребенка. - Казань: Изд. «Карпол», 1996.-296 с.
  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание . - М., 1925.
  3. Богатеева З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте: Автореф. конд. дис. - Л., 1973. - 37 с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
  5. Вакслав В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 1963. - 173 с.
  6. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  7. Генезис сенсорных способностей. Под ред.  Л.А.  Венгера. - М.: Педагогика, 1976.- 256 с.
  8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Дрофа, 1999.-160 с.
  9. Гусарова И.Л. Апликация в детском саду. - М.: Педагогика, 1968. - 184 с.

10.  Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978.-109 с.

11.  Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность дошкольников. М.: Владос, 2003.-160 с.

12.  Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М., 1986.-223 с.

13.  Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.

14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

15. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

16. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997. - 160 с.

17.  Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - с. 65-68.

18. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

19. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.

20. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. докт. Дис. - М., 1979. - 65 с.

21. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М.: Просвещение, 1970. - 137 с.

22. Корчмарош Пал. Карандаш - волшебник: Полезные уроки рисования. - Мн.: БЛП, 1994. - 112 с.

23. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с.

24. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. - К.: Рад. шк., 1986. - 93 с.

25. Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В.  Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. - 42 с.

26. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997. –329 с.

27. Левинских Н. В Королевство красок // Дошкольное воспитание. - 1996. - №12. - с. 27-31.

28. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-340 с.

29. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным // Дошкольное воспитание. - 1996. - №12. - с. 30-35.

30. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.-256 с.

31. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В 3 ч. ч. 3. 3-е изд. - М., 1917. 213 с.

32. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

33. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.-456 с.

34. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 263 с.

35. Неверович Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей. - М.:Знание, 1976.-198 с.

36. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - - М.: Педагогика, 1976. - 168 с.

37. Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

38.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. - М., 1986.

39. Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с.

40. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965. - 227 с.

41. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1973. - 253 с.

42. Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

43. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Педагогика, 1965. - 183 с.

44. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - М., 1947. - 232 с.

45. Трифенева Е. О детском рисунке как форме игры // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 24-26.

46. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника . - М.: Издат. центр «Академия», 1996. - 96 с.

47. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Педагогика, 1961. - 167 с.

48. Халезова Н.Б., Курчагина Н.А., Пантюхина Г.В.. лепка в детском саду. - М.: Педагогика, 1972. - 244 с.

49. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.:Наука, 1991.-302 с.

50. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

51. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

52.  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе. М.:Владос, 2001.-144 с.

53. Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

54. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

 

 

Заказать курсовую