Развитие коммуникативных и эмпатических способностей педагогов как основа эффективной деятельности педагогов начальной школы (курсовая)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические аспекты исследования эмпатических и коммуникативных способностей педагогов. 8

1.1. Понятие коммуникативных и эмпатических способностей и их роль в процессе общения. 8

1.2. Роль коммуникативных и эмпатических способностей в структуре профессионально важных качеств педагога. 16

1.3. Роль коммуникативных и эмпатических способностей педагога в повышении эффективности педагогической деятельности в  школе. 21

Глава 3. диагностические исследования коммуникативных и эмпатических способностей педагогов. 31

2.1. Организация и методы исследования. 31

2.2. Результаты исследования коммуникативных и эмпатических способностей педагогов  33

2.3. Мероприятии по развитию коммуникативных и эмпатических способностей педагогов. 40

Заключение. 52

Список литературы.. 56

Приложение. 60

Введение

Актуальность темы исследования. По сложности решаемых проблем, полифункциональности личностных качеств, требуемых от учителя, по степени ответственности возлагаемых обществом на него задач, профессия учителя является наитруднейшей и наиблагороднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного, что есть на Земле — Человека.

Проблема коммуникативных и эмпатических способностей педагогов особо актуальна в наши дни, поскольку воздействовать на личность ребенка педагог сможет только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, ста­нет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общ­ности воспитателя и ребенка — чувство «Мы».

Эмпатия — сопереживание — умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмо­циональной отзывчивости на переживания других людей [18, С. 22].

Чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является проблема коммуникативных и эмпатических способностей педагога в общении с младшими школьниками, поскольку именно в данном возрасте начинает формироваться личность ребенка.

К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

В данном возрасте изменяется отношение ребенка к среде, ребенок постепенно становится активным участником социальной ситуации. Переживание в этом возрасте надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к  тому или иному моменту действительности, т.е. переживание имеет биосоциальный смысл. Ребенок переживает среду, показывая тем самым особенности развития своей личности. Причем, смена основным переживаний происходит во всех критических возрастах, но в 7 лет впервые переживание наполняется биосоциальным смыслом (интеллектуальный момент).

В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты. Каган В.Е., Каган И.А. в группу дезадаптированных включают детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками и педагогами, т.е. с нарушением социаль­ных контактов [19].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи признают доминирующую роль социо-культурных и психолого-педагогических факторов в развитии ре­бенка, особо выделяя при этом роль совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми, обучения, воспитания и активности самого ребенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, В.С.Мухина и др.). Они обращают внимание на то обстоятельство, что не всякое обще­ние с окружающими, обучение и воспитание носят развивающий характер. Эти процессы эффективны при условии учета особенно­стей развития ребенка, гуманного к нему отношения и создания благоприятных условий для проявления его собственной активно­сти. Гуманистические идеи педоцентризма, природе- и культуросообразной организации обучения и воспитания высказывались и были частично реализованы в педагогических системах (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Д.Дьюи, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, М.Монтессори и др.). В дальнейшем они послужили своеобразными ориентирами для современных ученых и практиков.

Проблему общения и коммуникативных способностей в общении исследовали многие психологи и философы нашего времени. Так, Б.Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности».[42, 44] Андронова Т.Д   отмечала,[4] что благодаря общению человек усваивает формы поведения. А.Л. Крупенин рассматривал общение как «коммуникативный вид деятельности» [28, 12],  выражающий «практическую активность субъекта».

Весомый вклад в решение проблемы профессиональных и личностных качеств педагогов внесли выдающиеся педагоги. Такие как Макаренко А.С., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. За последние 30-40 лет хочется отметить работы Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной Л.М., Амонашвили Ш.А., которые затрагивали проблему «личностных качеств» педагогов.

Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, компромиссу; развивать у замкнутых детей вкус к общению и потребность в нем, снимать коммуникативную тревожность. В этом важную роль могут играть развитые коммуникативные и эмпатические способности педагогов. Несмотря на то, что проблемам общения уделялось достаточное внимание в психологической литературе, публикаций, посвященных вопросам влияния коммуникативных и эмпатических способностей педагогов на эффективность деятельности педагогов в начальной школе еще недостаточно.

Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования – развитие коммуникативных и эмпатических способностей педагогов как основа эффективной деятельности педагогов начальной школы.

Объект исследования – коммуникативные и эмпатические способности педагогов.

Предмет исследования – развитие коммуникативных и эмпатических способностей педагогов начальной школы.

Целью работы является изучение коммуникативных и эмпатических способностей педагогов начальной школы как процесса эффективной педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

  • Изучить литературу по проблеме исследования;
  • Провести диагностические исследования коммуникативных и эмпатических способностей педагогов начальных классов;
  • Предложение мероприятий по развитию коммуникативных способностей и эмпатии педагогов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чем более развиты коммуникативные и эмпатийные способности педагогов, тем более эффективен их стиль взаимодействия с младшими школьниками.

Методами исследования в данной работе являются:

- теоретический анализ литературы;

- наблюдение и эксперимент;

- методы статистической и математической обработки результатов.

Методики исследования: для изучения коммуникативных  и эмпатических способностей педагогов  использованы  диагностические методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методики Станкина М.И.: оценка педагогического такта учителя и коммуникативной компетентности; методика  Жукова Ю.М. оценка стиля педагогического общения.

Методологическую базу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.НЛеонтьев, Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.М.Попов), коммуникативная теория Ананьева Б.Г. и теория игры (А.В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. И. Захаров).

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики.

Экспериментальная база исследования: педагоги школы №14 в количестве 6 человек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике образовательно-воспитательной работы в школе.

Новизна исследования. Подобранный комплекс методик и мероприятия психокоррекционного воздействия для развития эмпатических и коммуникативных способностей педагогов может представлять определенный интерес для образовательно-воспитательной работы с детьми и подростками.

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

  1. 1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя// Педагогика.-1998.-№1.-С.72-75
  2. Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психо­лого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1. С. 37—44.
  3. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.  Л.:  ЛГУ,1969.-314 с.
  4. Андронова Т.Д. Место умения анализировать педагоги­ческое явление в профессионально-педагогической струк­туре учителя // Формирование личности учителя в систе­ме высшего педагогического образования/Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. - С. 33—41.
  5. Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распро­страненность у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. канд. дис. СПб., 2006.- 117 с.
  6. Битянова Н.Р. Культура  самосовершенствования преподавателя. - М.: МПА, 2004. – 320 с.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд.-М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.
  8. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л.,1970.- 234 с.
  9. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
  11. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1968. — 260 с.
  12. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.-119 с.
  13. Гусев С.И. Анализ педагогической профессии и подготовка педагога // Нар. просвещение. 1927. № 8.
  14. Дьяконов Г.В. Психология педагогического общения. Кировоград, 2002. – 190 с.
  15. Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-проф­ессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С. 34—38.
  16. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец практикум в социальной психологии. — М.:Изд-во Моск. уни-та, 1990.- 189 с.
  17. Зеер Э.Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления педагога//Мир психологии.-2003.-№4.-С.194-203
  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. –С.216
  19. Каган В.Е., Каган И.А. Педагогическое общение и школьная дезадаптация//Психологическая газета. - 1997. - N10. - С.6-8.
  20. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. – 220 с.
  21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.—190 с.
  22. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избр. пед. соч. - М., 1982.-С.596
  23. Козиев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности лич­ности учителя. Л., 1980.
  24. Кондратьева С.В. Ученик — учитель. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  25. Кореляков. Ю.А. Пути самосовершенствования и развития личностных качеств педагогов.// Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с. 77-80.
  26. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. // Вопросы психологии.- 1990.- №2.- С.69-69.
  27. Котова И.Б., Рогов Е.И, Эффекты и феномены педагоги­ческого взаимодействия // Педагогическое взаимодейст­вие: педагогический аспект, М., 1990.- С. 3 — 14.
  28. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -450 с.
  29. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. -200 с.
  30. Лемехова Р. А. Нестареющий учитель: Факторы творческой молодости // Молодой учитель в системе непре­рывного образования / Под ред. С. Г. Вершловского. — М., 2007. – 202 с.
  31. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1984.
  32. Литвинова Ю.Е. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников/Организация взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. – Ульяновск, 2007. – С. 37-95.
  33. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии. М.: Наука.-1975.- 229 с.
  34. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя//Педагогика.-2001.-№10.-С.56-61
  35. Маркова А.К. Психология труда учителя.М.:Просвещение.-1993.-192 с.
  36. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.-С.19
  37. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.,1984.-128 с.
  38. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  39. Общение и формирование личности школьников/Под ред.  А.А.Бода­лева, Р.Л.Кричевский, М.,1987.-290 с.
  40. Орлов А.А. Современный учитель. Социальный престиж и профессиональный статус//Педагогика. - 1999. - №3. - с. 60-61.
  41. Панферов В.Н. Психология общения// Вопросы психологии, 1977, №7
  42. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пу­ти и методы изучения/Под ред.В.А.Ядора.-Л.:Наука,1981.-192 с.
  43. Пилиповский В.Я. - Требования к личности учителя в условиях высокотехнического общества//Педагогика. - 2007. - №5. - с. 97-107.
  44. Практическая психология для преподавания. - М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1997. – 230 с.
  45. Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.
  46. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1996.
  48. Рогов Е.Н. Личность в педагогической деятельности. Ро­стов н/Д, РГПУ, 1994. — 240 с.
  49. Сластенин В. А. Учитель и время // Советская педа­гогика. — 1990.—№ 9.
  50. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М., 1998
  51. Шадрина Т. В. Отношение молодого учителя к своей профессиональной деятельности // Профессиональная деятельность молодого учителя.— М.- 2002.-С.43

Заказать курсовую