Развитие музыкальности у старших дошкольников в процессе обучения игре на музыкальных инструментах (диплом)

Содержание

 

Введение___________________________________________________ 3

глава I. Теоретические аспекты исследования влияния игры на музыкальных инструментах на развитие музыкальности детей дошкольного возраста______________________________________ 7

I.1. Характеристика музыкальности_______________________________ 7

в трудах отечественных и зарубежных авторов______________________ 7

I.2. Виды музыкальных инструментов и их роль в развитии музыкальности ребенка_____________________________________________________________ 28

I.3. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах__________________________________________________ 37

Глава II. Исследование особенностей развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах______________________ 45

II.1. Диагностика музыкальности детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования_____________________________________________ 45

II.2. Система работы по развитию музыкальности старших дошкольников в процессе обучения игре на музыкальных инструментах________________________ 61

II.3. Итоговый уровень развития музыкальных способностей детей____ 70

Заключение_______________________________________________ 78

Список использованной литературы_____________________ 81

Приложения_______________________________________________ 85

Введение

 

Актуальность исследования. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальности, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы ра­скрыть перед, ним красоту музыки, дать возможность ее прочув­ствовать.

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка в детском саду является одним из средств воспитания и помогает осуществлять всестороннее развитие детей.

Система музыкального воспитания в детском саду предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия художественными, музыкальными произведениями, обучению пению и движению — музыкальным играм и пляскам. Объем программных умений очень ограничен, но точно определен.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уде­ляется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повы­шает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредото­ченности, развиваются и совершенствуются творческие и музы­кальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улуч­шается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Данной проблемой занимались такие авторы, как Д.Б.Кабалевский, Метлов Н.А., Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Радынова О.П., Комиссарова Л.Н., Кенеман А.В. и многих других. Однако еще недостаточно исследована проблема развития музыкальности в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование и опытно-экспериментальная апробация технологии использования обучения игре на музыкальных инструментах как средство развития музыкальности дошкольников. Исходя из вышеизложенного нами была определена тема исследования – «Развитие музыкальности у старших дошкольников в процессе обучения игре на музыкальных инструментах».

Объектом - являются музыкальные способности старших дошкольников.

Предметом нашего исследования является развитие музыкальных способностей  старших  дошкольников в процессе обучения игры на музыкальных инструментах.

Целью данной работы является выявление возможности успешного развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Исходя из этого задачами исследования являются:

  1. изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития музыкальности у дошкольников;
  2. разработка и апробация методики экспериментального исследования по проблеме развития музыкальности старших дошкольников посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах
  3. подготовка методических рекомендаций и разработка системы занятий по развитию музыкальности посредством обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в ДОУ.

Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах является эффективным средством развития музыкальности, если:

а) занятия по обучению детей игре на детских  музыкальных инструментах проводятся систематизировано

б) не занятиях по обучению игре на детских музыкальных инструментах использовать методику Орф-урока.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В своей работе мы опирались на исследования таких ведущих специалистов в этой области как Д.Б.Кабалевский, Метлов Н.А., Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Радынова О.П., Комиссарова Л.Н., Кенеман А.В. и многих других.

В ходе исследования использовались различные методы:

n   изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

n   наблюдение за дошкольниками в процессе музыкальной деятельности;

n   психолого-педагогический эксперимент;

n   математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования: диагностика музыкальности проводилась по методике Тарасовой К.В.

Опытно-экспериментальная база- дети старшего дошкольного возраста, в количестве 40 человек, Муниципального предприятия «Центр развития ребенка «Солнышко» г. Муравленко, Тюменской области.

Теоретическая значимость состоит в том, что установлены особенности, содержание, значимость развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Практическая значимость: 1) нами подготовлены рекомендации для педагогов ДОУ по проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах;

2) разработан комплекс занятий по обучению игре на детских музыкальных инструментах на основе методики Орф-урока..

Новизна исследования заключается в попытке рассмотреть обучение игре на музыкальных инструментах как средства развития музыкальности старших дошкольников.

Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

 

В процессе исследования проблемы, в соответствии с задачами, поставленными в дипломной работе, мы пришли к следующим выводам.

Одной из форм развития музыкальности ребенка является обучение игре на различных детских музыкальных инструментах с использованием методики К. Орфа. Творчество детей в Орф-уроке понимается как желание сделать что-то по своему, индивидуально. Инструментальные импровизации и различные комбинации у дошкольников, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из важных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество. Детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их особенность позволяет каждому ребенку найти в ней свое место, независимо от уровня развития их музыкальных способностей. Роль ребенка может быть очень большой, а может быть и простой, но очень важно само его участие в сотворчестве.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляет­ся в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инстру­менте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и му­зыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечат­лений — непременное условие творческих проявлений детей.

Слушание инструментальных и вокальных произведений (в грамзаписи н «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей —ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности, не специально музыкальные — воображение, образное мышление.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструменталь­ное творчество,— владение элементарными навыками игры на му­зыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

Подтверждая вышеизложенная в данной работе были проведены диагностические исследования уровня развития музыкальности в двух подготовительных группах детского сада по 20 человек в каждой по методике К.В. Тарасовой. В контрольной группе на первоначальном этапе исследования уровень развития музыкальности детей был значительно выше, чем в экспериментальной группе (на 35%).

В результате проведения развивающих мероприятий в экспериментальной группе на протяжении года, которые заключали в себе занятия по методике К.Орфа по обучению игре на детских музыкальных инструментах, занятия в детском оркестре и др., уровень развития музыкальности детей экспериментальной группы значительно возрос.

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, ин­дивидуальных) мы не только разучивали с детьми определен­ный репертуар, обучали навыкам игры на музыкальных инстру­ментах, знакомили с их выразительными возможностями, но и по­буждали к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого мы показывали способы воплощения музыкальных обра­зов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импро­визировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях мы давали детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподра­жаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

Причем результаты исследования у детей экспериментальной динамика уровня развития музыкальности имела положительную динамику, в целом уровень развития музыкальности на контрольном этапе вырос на 35%.

Следовательно, гипотеза подтвердилась: обучение игре на музыкальных инструментах было эффективным средством развития музыкальности, т.к. занятия по обучению детей игре на детских  музыкальных инструментах проводились систематизировано, а также не занятиях по обучению игре на детских музыкальных инструментах использовалась методика Орф-урока.

Цели и задачи работы достигнуты.

 

Список использованной литературы

 

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиа­но. М.: Музгиз.- 1978.- 190 с.

2.Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Педагогика.-1989.- 224 с.

3.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.: Педагогика, 1971.- 340 с.

4.Баренбойм Л.  Педагогические размышления // Советская музыка. - 1976. - №6.-С.12-16

5.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.:Просвещение-1981.-270 с.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.:Просвещение.-1968.- 415 с.

7.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.-245 с.

8. Ветлугина Н.А.  Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.-1958.- 405 с.

9.Ветлугина Н.А. Проект программы музыкального  воспитания. К «Руководству для воспитателя детского сада». М., Учпедгиз, 1953.-220 с.

10.Ветлугнна Н. А. Детский оркестр.— М.: Педагогика, 1976.-89 с.

11.Вопросы музыкальной педагогики. М.:Музгиз.-1979. Вып.1.- 190 с.

12.Генезис сенсорных способностей/ Под ред. Л.А.Венгера. М.:Педагогика.-1976.- 289 с.

13.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Педагогика, 1985.-230 с.

14.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Педагогика, 1984.-67 с.

15.Кечхуашвили Г.Н. К вопросу о развитии музыкального восприятия в процессе музыкального обучения. Баку.-1962 .- 130 с.

16.Кононова А.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, Просвещение, 1990.-199 с.

17.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Знание, 1982.- 190 с.

18.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.:Просвещение.-1990.-159 с.

19.Леонтьева О. К. Орф – для детей.// Советская музыка. - 1963. - №7.

20.Лоскутова Р.Р. Методическое пособие для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей». Й-Ола.-1997.- 33 с.

21.Метлов Н.А. Музыка - детям. М.: Знание, 1985.- 239 с.

22.Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.:Просвещение.-1989.- 270 с.

23.Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. В сб.: «Проблемы способно­стей». М.:Изд-во АПН РСФСР.- 1962.

24.Незайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:Музыка.-1972.-109 с.

25.Петрушин В.И. Музыкальная психология.М.: Владос.-1997.- 384 с.

26.Проблемы способностей. Материалы конференции по проблемам способностей в 1960 г./ Отв. ред. В. Н. Мясищев. М., изд-во АПН РСФСР, 1962. – 290 с.

27.Программа воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962, 1978.

28. Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников//Дошкольное воспитание.- 1996. - №8. – С. 19-24.

29.Психология./ Под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова, Л.М. Шварца. М., 2002. – 360 с.

30.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.-1994.-320 с.

31.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.:Владос.- 1997.- 608 с.

32.Радынова О.П. Слушаем музыку. — М.: Просвещение, 1990.-289 с.

33.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 223 с.

34.Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 290 с.

35.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1999. –720 с.

36.Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР.- 1983.

37.Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях. В кн.: «Система эстетического воспитания в детском са­ду». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-230 с.

38.Способности и интере­сы/ Под ред. Н. Д. Девятова и В. А, Крутецкого. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 202 с.

39.Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального восприятия// Дошкольное воспитание.- 2001. - №11. – С. 63.

40.Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального восприятия// Дошкольное воспитание.- 2002. - №6. – С. 80-86.

41.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988. -С.105

42.Теплов Б.М. Музыкальный слух. Педагогическая эн­циклопедия. Т. II. М.: Советская энциклопедия.- 1965

43.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий.Т.1. М.-1985.-340 с.

44.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В сб.: «Проблемы индивидуальных различий», М.. Издво АПН РСФСР, 1961. –340 с.

45.Теплов В.И. Психологические вопросы художественного воспитания. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 253 с.

46.Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошкольное воспитание. -1993. - № 9. - С.83.

47.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование // Дошкольное воспитание. - 1995.-  №8.- С.116

48.Тютюнникова Т., Боровик Т. Дождинкины осенины // Дошкольное воспитание. - 1997. - №10. - С.87.

49.Шацкая В.Г. Музыка в детском саду. М.-1993.-78 с.

50.Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей 6-7 летнего возраста. М.: Знание, 1971.-190 с.

51.Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. Киев.-1985.-120 с.

52.Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. / Под ред. О.А.Сафроновой. Н.Новгород, 1995.

53.Эстетическое воспитание в детском саду./ Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.-1985

 

Заказать диплом