Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста на основе математического содержания (диплом)

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста на основе математического содержания (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. теоретические основы развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста на основе  математического содержания. 9

1.1. Анализ литературных источников по проблеме развития образной памяти детей дошкольного возраста. 9

1.2. Математическое развитие в структуре целостного развития  старших дошкольников  23

1.3. Влияние дидактических игр с математическим содержанием на развитие образной памяти старших дошкольников. 29

Глава 2. Диагностическое исследование развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста. 44

2.1. Организация и анализ результатов исследования уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста. 44

2.2. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с помощью игр с математическим содержанием. 60

2.3. Изменение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста на основе проведенных мероприятий. 69

Заключение. 79

Список использованных источников. 84

Глоссарий. 93

Приложения. 96

Введение

Актуальность исследования. Правовыми основами развития и функционирования дошкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка [40], Декларация прав ребенка [48]), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» [48]). Для концепции непрерывного образования особенно важны следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

В новом типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666, одними из основных задач дошкольного образовательного учреждения названы: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно­-эстетического и физического развития детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [83].

В соответствии с новой «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой[64] на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

В последние годы вопросы общего развития познавательных способностей детей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей.

В концепции непрерывного дошкольного образования подчеркивается, что развитие памя­ти дошкольников происходит стихийно, неуправляемо как раз на том ответственном этапе, когда механизмы логических и произвольных форм запоминания и припоминания активно складываются и в ДОУ необходимо вести дополнительную работу по развитию всех познавательных способностей, а также памяти детей.

Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в воспитании и обучении детей уделяется образной памяти.

Как отмечал П.П. Блонский, [8] мозг человека от природы привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, знаков и т.д. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ-модель, в левом – соответствующее ему слово. Воспринятое таким образом не стирается без желания человека. Такая организация памяти естественна и гармонична. В век нашей цивилизации девяносто процентов информации попадает в усеченном виде – голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. в левом полушарии – информация, а в правом – бесформенное пятно, т.к. образов не возникает. Отсюда неконтролируемое забывание, невнимание. Из-за усеченной информации распадается целостное восприятие окружающего мира. Из-за маленького опыта ребенку трудно представить, связать между собой процессы и явления мира. В большинстве случаев ребенок механически запоминает информацию: выучивает правила, тексты, решает по шаблону задачи и примеры, пересказывает без тени мысли прочитанные сказки и рассказы. А ведь произвольность психических процессов тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции и мысли, рисующие конкретные образы желанных результатов, и именно эти образы, способные вызвать у ребенка реальные ощущения, включают непроизвольные механизмы его психических процессов[14].

В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу, во-вторых, основной тип регуляции психики у детей непроизвольный. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы психического процесса памяти[19].

Проблема памяти и ее развития в различных видах деятельности остается одной из актуальных проблем в области психологии. Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти. Широкую известность получили фунда­ментальные психологические исследования П.П.Блонского [8], Л.С.Выготского [15, 16], Л.В.Занкова [26], П.И.Зинченко [27], А.А.Смирнова [77, 78, 79], А.Н.Леонтьева [50], С.Л.Рубинштей­на [71], освещающие одновременно и вопросы педагогической практи­ки. Многие работы исследователей посвящены вопросам развития памяти у детей. Среди них хотелось бы отметить работы Матюгина И.Ю. [53], Ляудис В.Я. [52].

Однако работ, посвященных развитию образной памяти, дошкольников в связи с усвоением ими знаний, еще очень недостает. Вероятно, практическим следствием этого является то, что дети часто не идут по пути осмысленного запоминания материала, а прибегают к механическому запоминанию, зубрежке.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Обучение математике осуществляется в основном на занятиях в дошкольном учреждении. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.). Для овладения элементар­ными математическими знаниями и умениями, эффективного развития новых позна­вательных мотивов и процессов в детских дошкольных учреждениях активно используются дидактические игры.

В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные дейст­вия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познава­тельные интересы дошкольников. На первый план в таких играх ставятся образовательные (дидактические) задачи, которые реша­ются в занимательной форме. Благодаря этому дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, что способствует их умствен­ному развитию. Одновременно развиваются восприятие, речь, внимание, память.

На основе вышеизложенного с учётом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста на основе математического содержания».

Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования влияние игр с математическим содержанием на развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить возможности развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста на основе математического содержания.

Задачи исследования:

Теоретические задачи исследования:

1. Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;

Практические задачи исследования

2. Провести экспериментальное исследование уровня развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать цикл занятий с использованием игр с математическим содержанием для развития образной памяти старших дошкольников.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанных занятий и проследить динамику развития образной памяти старших дошкольников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разработанная нами развивающая система занятий и игр с математическим содержанием будут способствовать более эффективному развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики, математики.

В ходе исследования использованы разнообразные методы исследования:

- анализ литературы по детской психологии и дошкольной педагогике и методике обучения математике;

- опытно-экспериментальная работа;

- математические методы обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база – ДОУ №3 г.Волжск РМЭ, дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек.

Методики исследования: комплекс методик для выявления уровня развития образной памяти.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана система занятий по математике, а также дидактические игры и упражнения, способствующие развитию образной         памяти детей и представлена система последовательности их использования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию памяти дошкольников, а сама система формирования математических представлений детей может быть использована воспитателями детских садов, педагогами центров дополнительного образования дошкольников, гувернерами и родителями, желающими успешно подготовить детей к школе, а также студентами учебных заведений.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.

Список использованных источников

1.Асеев, В.Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев.-  Иркутск, 1999.- 467 с.

2.Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина / Р. Аткинсон. – М.: Прогресс, 1980. – 180 с.

3.Аткинсон, В. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта / В. Аткинсон, Дж.Скот. СПб.: Респекс, 2004. – 384 с.

4.Артамонова, Е. Память ваших учеников: можно ли ее улучшить? / Е. Артамонова //Народное образование.- 2005.- №5.-С.159-164.

5.Безруких, М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2000. – 100 с.

6.Белая, А., 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе / А. Белая, М. Гамазакова. – М.: АСТ, 2000. – 103 с.

7.Белошистая, А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2004. - N9. - С. 66-71

8. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский.- М.: Наука, 1985.- 79 с.

9.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1988. - 314 с.

10. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. -209 с.

11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.:Просвещение, 2003.- 190 с.

12. Береславский, Л.Я. Запоминайки для развития памяти ребенка/ Л.Я.Береславский; Худож. А.А.Куликова.-М.: Школьная Пресса, 2000.-32 c.

13. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание.–2001.–№5.–С.45-49

14. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова.- М.: Просвещение, 1987.- 300 с.

15. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 108с.

16. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М: ЧеР, 1998. – 816 с.

17.  Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. http://1sentyabrya.ru/start/psyhology/2007/11/07/article-011_9175.html

18. Гамезо, М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 1998.

19. Голубева, Э. Индивидуальные особенности памяти человека / Э. Голубева. - М.: Педагогика, 1999. - 151 с.

20.  Доронова, Т. Примерная программа образования детей старшего дошкольного возраста/ Т.Доронова// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-М.-2007.-12.-С.6-8.

21. Дружинин, Б. Слово не воробей...: Знания, которые помогают ребенку готовиться к школе/ Б.Дружинин, И.Куминова// СЕМЬЯ И ШКОЛА.-2004.-№4.-С.8-9.

22. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. -  М: Педагогика, 1998.–256 с.

23. Ерофеева, Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание.- 1996.- № 2 .-С. 17-20.

24. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольни­ков / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова. - М.: Просвещение, 2005.-146 с.

25. Житникова, Л.Н. Учите детей запоминать / Л.Н. Житникова. М: Просвещение, 1998. – 96 с.

26. Занков, Л.В. Память школьника / Л.В. Занков.- М.: Знание, 1999.- 67 с.

27. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. -  М.:  Педагогика, 1991.- 138 с.

28. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания / М.М. Иванов. - М.: Менатеп- Информ,  2006.-224 с.

29. Ипполитов, Ф.В., Истомина З.М., Махлах Е.С. Память и ее воспитание / Ф.В. Ипполитов, З.М. Истомина, Е.С. Махлах. - М.: Знание, 1997. - 48 с.

30. Исследование памяти /Отв. ред. Н.Н.Корж. - М.: Наука, 2000. - 216 с.

31. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 2002. - 120 с.

32. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2. / З.М. Истомина, – М.: 1981. – 210 с.

33. Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / З.М. Истомина. М: Просвещение, 1997. – 156 с.

34. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. М: Евразия, 2000. – 320 с.

35. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.  Куликова. - М.: Академия, 2000.- 373 с.

36. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.) / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.

37. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.) / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 88 с.

38. Колесникова, Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет/ Е.В. Колесникова. - М.: Педагогика, 1998.- 187 с.

39. Компакт-диск "Образовательное пространство ДОУ" // http://www.ozon.ru

40. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) // Издание Организации Объединенных Наций - Нью-Йорк, 1992.- 45 с.

41. Котова, И. Б. Общая психология : учеб. пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. — М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Академ. центр, 2008. — 480 с.

42. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова.- М.: Баласс, 2005.- 144с.

43. Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике /Г. Корнеева, Е. Родина // Дошкольное воспитание.- 2000.- № 3.- С. 46-49

44. Корниенко, Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности / Н.А. Корниенко. - Новосибирск, 1998. – 562 с.

45. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика,  2001.- 152 с.

46. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

47. Лавринец, И. Путешествие в мир Памяти / И. Лавринец, О. Кириченко // Дошкольное воспитание. 2005.- №9.  - С.109-112

48. Лебедев, О.Е. О соблюдении прав детей  образовательных учреждениях Российской Федерации / О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина. - СПБ.: Издательство "Образование - Культура", 2000. - 65 с.

49. Лебедева, О. О возможностях развития образной памяти / О. Лебедева // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – С.12-17

50. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1983.–Т.1.

51. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Изд. Моск. унта, 1994. - 88 с.

52. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 255 с.

53. Матюгин, И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И.Ю. Матюгин. - М.: Эйдос, 2005. - 112 с.

54. Машталь, О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий, упражнений / Ольга Машталь. — СПб. : Наука и Техника, 2008. — 304 с.

55. Михайлова, З.А. Математика от трех до шести / З.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 1996.- 198 с.

56. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999.–144 с.

57. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому: Статьи, советы и рекомендации/ М.Монтессори.-М.: Изд. дом "Карапуз", 2000.-272c.

58. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. - 576 с.

59. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.

60. Николов, Н. Загадка тысячелетий: что мы знаем о па­мяти / Н. Николов, Г. Нешев. - М.: Мир, 2004.- 240 с.

61. Носова Е. Игры и упражнения с логическими блоками: [Дидактический материал для развития у малышей математического способа рассуждения]/ Е.Носова// Обруч. - 2001. - №2. - С.30-31

62. Общая психология / Под ред. проф. Петровского А.В. – М.: Наука, 1991.–450 с.

63. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

64. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.: Знание, 2005. – 256 с.

65. Произвольная память детей 4 и 6 лет в условиях общения, М.Гнедова, С.М. Елинова // «Вопросы психологии» в электронном виде. http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853067.htm

66. Пугач, Ю.К. Развитие памяти. Система приемов / Ю.К. Пугач. СПб.: Владос, 1999.- 190с.

67. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. М: Просвещение, 2006. -256 с.

68. Разумовская, Е. А. Как быстро развить память для запоминания иностранных слов, цифр и любой информации / Е. А. Разумовская. — М. : РИПОЛ классик, 2008. — 192 с.

69. Розов, А.И. Память / А.И. Розов. - М.: Знание, 2000. - 64 с.

70. Рошка, Г. Что и почему запоминает ребенок. /Г. Рошка // Дошкольное воспитание.- 2006.- №3.- С. 30-33.

71. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. - 420 с.

72. Сай, М.К. Математика в детском саду / М.К. Сай, Е.И. Удальцова. - Минск.: Народная света, 2000. – 96 с.

73. Светлова, И.Е. Тренируем память: Эффективная методика по развитию памяти, увеличению скорости и объёма запоминания/ И.Е.Светлова; Худ. Т.А.Ляхович.-М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 71c.

74. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. - М.: Просвещение, 1999. - 80 с.

75. Семаго, Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста / Н.Я. Семаго //Журнал практического психолога. - 2009. - № 4. - С.53-73

76. Симановский, А. Э. Педагогическая психология: учеб. пособие / А. Э. Симановский. — М. : изд-во Моск. психолого-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЕК, 2008. — 304 с.

77. Смирнов, А.А. Психология запоминания / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1998. - 267 с.

78. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. 2004. № 1.

79. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова / А.А. Смирнов. М: ЧеР, 1998. -  816 с.

80. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 2006. - 97 с.

81. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Турунтаева. - М.: Просвещение, 1998. - 64 с.

82. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. СПб: Дельта, 2008. -  384 с.

83. Типовые положения о ДОУ. -  М.:ТЦ СФЕРА, 2007. – 48 с.

84. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 254 с.

85. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Фж. Тихомирова.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.- 240 с.(Серия «Психология детства: Практикум»).

86. Тушканова, О.И. Развитие памяти / О.И. Тушканова.- Волгоград: РСИ, 2007.- 41с.

87. Тушканова, О.И. Подготовка к школе: развитие памяти / О.И. Тушканова. – Волгоград, 2007.- 202 с.

88. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Педагогика, 1990. – 250 с.

89. Урунтаева, Г.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афоькина. М: Просвещение, 2004. – 144 с.

90. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афоькина. М: Издательский центр Академия, 2008. – 304 с.

91. Ушинский, К.Д. Избранные труды Учебное пособие; ВУЗ; В 4 кн. - / К.Д. Ушинский. - М. «Дрофа», 2005

92. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1998. - 303 с.

93. Фребель, Ф. Воспитание человека / Ф. Фребель.-М. Изд. К.И.Тихомирова, 1964. - С.57-60.

94. Федлер, М. Математика уже в детском саду / М. Федлер. -М.: Просвещение 1981. - С. 99.

95. Хорошевский, Н. И. Современные методы развития памяти и мышления / Н. И. Хорошевский. — М. : Дашков и К° : Наука-Спектр, 2008. — 256 с.

96. Челпанов, Г.И. О памяти и мнемонике / Г.И. Челпанов. - М.: Педагогика, 1992.- 109 с.

97. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240

98. Черемошкина, Л.В. 100 игр для развития памяти / Л.В. Черемошкина.- М.: Логос, 2001.- 136с.

99.  Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. — Ярославль: Академия развития, 1996.- 89с.

100. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина.— Ярославль: Академия развития, 2007. - 91с.

101. Черемошкина Л. В. Развитие памяти ребенка на уроке / Л.В. Черемошкина // Ярославский педагогический вестник. — 2005. — Вып. 3.-С. 41-45.

102. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.

103. Шульгина, Е. В. Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 /  Е. В.Шульгина - Москва, 2007. - 20 с.

104. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

105. Юдин Г.Н. Заниматика/ Г.Н.Юдин.-М.: Росмэн, 2000. -125 c.

Заказать диплом