Развитие  письменной  речи  у учащихся (курсовая работа)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.. 5

1.1. Развитие речи учащихся как главная задача обучения русскому. 5

языку в школе. 5

1.2. Проблема развития письменной речи учащихся в научно-методической литературе  6

1.3. Особенности работы по развитию письменной речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. 12

1.4.Формирование связной письменной речи учащихся на уроках русского языка  19

ГЛАВА П. Анализ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ учащихся.. 37

2.1. Организация педагогического обследования …………………………...37

2.2. Результаты обследования письменной речи учащихся. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44

Литература.. 46

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы. В современных учебных заведениях недостаточно  внимания  уделяется  письменной  речи  учащихся.  Ошибки, допущенные в  письменных работах, учителя  воспринимают  как  незнание учащимися орфографических правил. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте учителя, воспитатели и родители не уделяли должного внимания развитию устной и письменной речи детей, в подростковом возрасте необходимо наверстать упущенное и заняться коррекцией этих нарушений. Именно поэтому изучение письменной речи учащихся и ее развитие является актуальным для преподавателей русского языка.

Родной язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения родным языком зависят успехи в учебе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию, совершенствованию своего духовного начала.

На основе системы лингвистических знаний необходимо максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления. Окончивший школу должен владеть навыками осмысленного и беглого чтения текстов разных стилей речи; навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности учебной информации, передач радио и телевидения и др.; навыками критической оценки своей и чужой речи, прибегая к лингвистическим знаниям, к словарям, т. е. проявляя языковую (речевую) компетенцию.

Объект исследования: письменная речь.

Предмет  исследования: особенности  развития  письменной  речи  у учащихся.

Целью данной курсовой работы является развитие письменной речи учащихся на уроках русского языка.

В связи с поставленной целью необходимо раскрыть следующие задачи:

1. рассмотреть  развитие  речи  как  главную  задачу  обучения русскому языку;

2. выявить особенности работы по развитию письменной речи учащихся;

3. изучить особенности формирования письменной речи учащихся;

4. провести   педагогическое   обследование   письменной   речи учащихся и проанализировать выявленные особенности.

Гипотеза: мы предполагаем, что у учащихся общеобразовательной школы письменная речь может быть сформирована недостаточно хорошо, что  отрицательно повлияет на успеваемость по родному языку и остальным предметам.

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Развитие речи учащихся как главная задача обучения русскому языку в школе

 

Развитие речи — это и область методики преподавания русского языка, и процесс обучения детей речи. Развитие речи учащихся - одна из главных  задач учебного предмета «Русский (родной) язык». В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых, незнакомых для учащихся, слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т. д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например, на уроках русского (родного) языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом «Почему...», на уроках истории, химии, математики и т. д.[14, С.36].

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже практически владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11—20% учебного времени.

Работа по формированию правильной и хорошей речи связана с изучением основных языковых единиц — таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение, что находит отражение в так называемых вторых пунктах программы школьного курса русского языка. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умениям, обозначенным в разделе программы «Связная речь» школьного курса русского языка[21, с.74].

Таким образом, развитие речи на уроках русского языка  - это вся работа,  проводимая словесником специально и попутно...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, проведя теоретические и диагностические исследования по проблеме развития письменной речи учащихся, можно сделать следующие выводы:

1. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный    вклад   в   формирование   общей   культуры,    всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

2.  Занятия по развитию речи — это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь. В целом развитие речи — это и есть работа над речевой культурой учащихся.

3.   Развитие речи учащихся начальных классов— это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путем предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.

4.  Речь детей, как устная, так и письменная, должна удовлетворять известным требованиям: прежде всего речь должна быть содержательной; речь     должна     отличаться     логичностью,      которая     проявляется     в последовательном   изложении   мыслей; речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть     понята     одинаково     всеми     и     без     особых затруднений; речь должна быть точной, т, е. по возможности правдиво изображающей     окружающую     ребенка     действительность     и     верно передающей   содержание   прочитанного.

5. Обследование письменной речи проводилось в конце учебного года в общеобразовательной школе № 2 г. Йошкар-Олы РМЭ. В педагогическом обследовании принимали учащиеся 3-го класса в количестве 10 человек.

Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи у учащихся, нами было предложено написать изложение. По результатам   исследования  выявлено,   что   наибольшее   количество ошибок допущено при изложении у учеников № 1, № 5, № 9 - это как раз те   ученики у которых наблюдается низкая успеваемость по русскому языку и  остальным предметам.

У № 6 и 7 в изложении не наблюдается ни одной ошибки, это те ученики у которых отличная успеваемость по русскому языку и другим предметам. Уровень сформированности письменной речи у 20 % -высокий, у 30 % - низкий, у остальных 50 % - средний.

6.   Таким   образом,   выявлено,   что  преобладающим  типом   ошибок являются речевые ошибки, что говорит о недостаточной сформированности письменной речи учащихся. Проведя педагогическое обследование учеников         3-го класса выявлено, что уровень сформированности письменной речи значительно влияет на успеваемость по русскому языку и по всем остальным предметам.

 

Заказать курсовую