Развитие психических процессов у детей раннего возраста (2-3 г.) посредством комплексных занятий (диплом)

Содержание

 

Введение…………………………………….……………………………………..3

1. Теоретические основы развития психических процессов у детей раннего возраста в ходе комплексных занятий………………………………………….. 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста …….6

1.2. Особенности развития психических процессов у детей раннего возраста...………………………………………………………………………....11

1.3. Влияние комплексных занятий на развитие психических процессов у детей .......................................................................................................................23

2. Экспериментальное исследование по развитию психических процессов у детей раннего возраста на комплексных занятиях ……………………………35

2.1. Организация и методы исследования …………………………………….35

2.2. Диагностика психических процессов у детей раннего возраста на констатирующем этапе …………………………………………………………40

2.3. Методика использования комплексных занятий как средства развития психических процессов у детей раннего возраста ……………………………47

2.4. Динамика развития психических процессов у детей раннего возраста…………………………………………………………………………. 60

Заключение ………………………………………………………………...…….65

Список использованных источников………………………………………….. 70

Приложение ……………………………………………………………..………78

 

 

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Меняются цели, задачи и содержание образования, реализуется принцип вариативности образования.

Если до реформы образования все дошкольные учреждения работали по единой Типовой программе, основанной на принципах авторитарной педагогики и ориентированной на формирование у ребенка знаний, умений и навыков (зунов), то в последнее десятилетие создаются и внедряются в практику программы нового поколения, которые исходят из принципов личностно-ориентированной педагогики. В частности получили распространение подходы, основанные на комплексном раннем развитии ребенка.

В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

По данным исследований Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.Н. Ильюшиной, познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Ребенок в два года реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия; повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых; стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); знает 130-200 слов; объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

Как полагает М.И. Лисина, М.Д. Маханева, в раннем возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Период от 1,5 до 3 лет самый чувствительный для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.

Комплексные занятия с детьми раннего возраста оказывают влияние на развитие психических процессов у детей. Как отмечает Т.А. Тимофеева, занятия в группах раннего развития строятся по принципу комплексного обучения, которое способствует развитию всех сторон личности ребенка. Комплексные занятия состоят из  блоков: познавательное развитие (развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие элементарных математических представлений, свободная среда с использованием приемов методики М. Монтессори); эстетическое развитие (музыкальное воспитание, знакомство с устным народным творчеством и малыми фольклорными формами, изобразительная деятельность, развитие крупной моторики, знакомство с картинами известных художников и классической музыкой известных композиторов.

По данным Т.В. Галановой, основной задачей занятий в группе раннего развития детей является развитие навыков общения и совместной игры с другими детьми, а также активное развитие речи и интеллекта. На занятиях ребенок научится быть активным, соблюдать правила (например, дожидаться своей очереди в игре), учитывать в своей деятельности интересы других людей. Во время игр создается  речевая среда, которая стимулирует развитие речи детей раннего возраста, дает правильные речевые образцы.

Проблема и тема исследования сформулирована следующим образом: «Развитие психических процессов у детей раннего возраста (2-3 г.) посредством комплексных занятий»

В связи с актуальностью и значимостью обозначенной проблемы цель исследования состоит в разработке и апробации программы развития психических процессов у детей раннего возраста (2-3 г.) посредством комплексных занятий.

Объектом исследования психические процессы у детей раннего возраста.

Предметом исследования является процесс развития психических процессов у детей раннего возраста на комплексных занятиях.

Гипотеза исследования. Предположение о том, что эффективность развития психических процессов у детей раннего возраста может быть существенно повышена за счет использования комплексных занятий.

Задачи:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Провести диагностическое исследование уровня развития психических процессов у детей раннего возраста;

3. Разработать и апробировать программу развития психических процессов у детей раннего возраста (2-3 г.) посредством комплексных занятий, оценить их эффективность.

Теоретическую базу исследования составляют труды медиков, психологов, педагогов -  Е.С. Деминой, О.В. Баженовой, А.С. Галанова, Э.Г. Пилюгиной, Г.Н. Лавровой, Г.А. Стребелевой, Т.А. Тимофеевой, Л.С. Волковой.

Методы:

  1. Общенаучные методы (теоретический анализ психолого-педагогических исследований);
  2. Эмпирические методы (наблюдение, диагностический инструментарий (методика «Диагностика умственного развития детей раннего возраста» Е.А. Стребелевой).
  3. Методы качественной и количественной обработки результатов, статистического анализа данных (t-критерий Стьюдента).

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей развития психических процессов у детей раннего возраста на комплексных занятиях, на основе чего разрабатываются рекомендации для родителей, педагогов и психологов. Данные исследования могут быть использованы при работе с детьми раннего возраста.

Экспериментальная база: Экспериментальное исследование проводилось на базе учреждения дошкольного образования «Детская студия – «Лучик» г. Йошкар-Олы. Экспериментальную выборку составили 20 детей раннего возраста (10 детей в экспериментальной группе и 10 детей в контрольной группе).

Список использованных источников

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / Аванесова В.Н. - М: Просвещение, 2005. – 176 с.
  2. Автоматический расчет: t-критерий Стьюдента [Электронный ресурс] - http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/
  3. Аксарина, М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений / Аксарина М. - М.: Медицина, 1992. – 125 с.
  4. Алямовская, В. Ясли – это серьёзно / Алямовская В. – М.: Педагогика, 2000 г. – 142 с.
  5. Баенская, Е.Р. Мы: Общение и игра взрослого с младенцем / Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. – М.: ООО «Полиграф сервис», 2009. – 132 с.
  6. Баженова, О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни / Баженнова О.В. – М.: Изд - во МГУ, 1986г. - 92 с.
  7. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Белкина Л.В. -  Воронеж: Учитель. - 2004. – 322 с.
  8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / Валлон А. - М.: Педагогика, 2007. - 303 с.
  9. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Волосова Е.Б. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  10. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. – 2010. – №4. – С.4–7.
  11. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сбор-ник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. – 220 с.
  12. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, Н.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1991. – 344 с.
  13. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
  14. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга". / Составитель Доронова Т.Н. - М.: АСТ-пресс, 2005. – 254 с.
  15. Выготский,  Л. С. Собрание сочинений в 6 т., Т.1. / Выготский  Л. С.  - М., Педагогика, 1982. – 247 с.
  16. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / Галанов А.С. – М.: Аркти. - 2009. – 196 с.
  17. Галигузова, Л.Н. Анализ образовательных программ для детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. // http://dou.plastonline.ru/
  18. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка / Гарбузов В.И. - Спб: «Респекс», 1996. - 432 с.
  19. Группа раннего развития: занятия и программа. Развивающие занятия в группе для детей от года до трёх лет [Электронный ресурс] - http://www.newacropol.ru/study/child/training/development/
  20. Демина, Е.С.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ / Демина Е.С. – М.: Педагогика, 2005. -  174 с.
  21. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: МГППУ, 2009. – 128 с.
  22. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1998. – 212 с.
  23. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Младшая разновозрастная группа: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 178 с.
  24. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В.М. Изгаршевой. - М.: Просвещение, 2007. - 215 с.
  25. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
  26. Ильюшина, Т.Н. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста: комплексные занятия / Ильюшина Т.Н. - Волгоград: Учитель, 2011.- 130 с.
  27. Карпинская, Н.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. -  М.: Просвещение, 1995. – 245 с.
  28. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет./ Картушина М.Ю.  - М.: ТЦ Сфера , 2006. – 145 с.
  29. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. / Картушина М.Ю. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 220 с.
  30. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. - М.: Просвешение, 1995. -  112 с.
  31. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. / Кольцова М.М. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.
  32. Комплексная   оценка  состояния  здоровья   детей  раннего   возраста. / Метод. материалы подготовлены Келиной Т.И. – Казань, 2002.
  33. Комплексные развивающие занятия для детей (от 1,5 до 3 лет) [Электронный ресурс] - http://www.svetlyachok.nnov.ru/catalogue/2/26
  34. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Министерство образования РФ, М., 2004.
  35. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004. – 189 с.
  36. Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. / Сост. Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеев, Н.П. Кочетова и др. - М.: Просвещение, 2005. – 158 с.
  37. Крысанова, Г. Пространство раннего возраста / Г. Крысанова, Н. Соболева // Обруч. – 2007. - №1. – С. 53.
  38. Лисина, М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка / Лисина М.И. // Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 8. – С. 73.
  39. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / Лурия А.Р. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – 256 с.
  40. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е.К., Монина Т.Б. – СПб.: Речь. – 2001. – 76 с.
  41. Лямина, Г. Книга для воспитателей / Лямина Г. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С. 53.
  42. Макарова, Н.В. Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в условиях ДОУ / Н.В. Макарова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции / Под общ. ред. проф. В.П. Озерова. – Ставрополь, 2001.
  43. Макарычева, Н.В. Проблемы раннего возраста / Макарычева Н.В. -  М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 183 с.
  44. Маханева, М.Д.  Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / Маханева М.Д.  – М.: Владос, 2005. – 94 с.
  45. Михайленко, Н.Я. Как играть с детьми / Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. - М.: Академический проект, 2001.  – 214 с.
  46. Морозова, Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста / Морозова Е.И. // Дефектология. – 2007. – № 4. – С.67–79.
  47. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. / Мухамедрахимов Р.Ж.  – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 1999. – 288 с.
  48. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / Мухина В.С. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 152 с.
  49. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Немов Р.С. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. – 426 с.
  50. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с.
  51. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997. – 480 с.
  52. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1995. – 208 с.
  53. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца,   Б.Д. Маркова. - М.: Аст-пресс, 2004. - 156 с.
  54. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста / Павлова Л.Н. – М.: Айресс Пресс, 2006. – 174 с.
  55. Павлова, Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3 лет: Пособие для воспитателей и родителей / Павлова Л.Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.  – 85 с.
  56. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э. Г. -М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 187 с.
  57. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Павлова Л.Н. - М.: Мозаика – Синтез, 2000.  – 234 с.
  58. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 336 с.
  59. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001-2002 года. - М.: ЛИПКА - ПРЕСС, 2002.
  60. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Сост. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 255 с.
  61. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Печора К.Л., Пантюхина Г.В. - М.: Владос, 2007.  – 176 с.
  62. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша: Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Пилюгина Э.Г. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 132 с.
  63. Практикум по дошкольной логопедии. / Под ред. В. И. Се­ливерстова. - М.: Просвещение, 1996. – 156 с.
  64. Практическая психология: Учебник / Авторы: М.К. Тутушкина, С.А. Волков, М.А. Гулина И.М. Лущихина; под ред. М.К. Тутушкиной. – 2-е изд. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. – 336 с.
  65. Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника. / Сост. Алиева Т. И., Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. и др. М., 2002.
  66. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М., 2007.
  67. Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство». В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - М., 2006. – 245 с.
  68. Программа развития  и  обучения  дошкольника от  1 до 3  лет  / Сост. А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. - Спб.: Нева, 2002. – 145 с.
  69. Психодиагностика детей от 0 до 3-х лет. Методические указания / Составитель Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 126 с.
  70. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
  71. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2009. – 116 с.
  72. Развитие личности ребенка. / Под ред. А.М.Фонарева. - М.: Прогресс, 2007. – 254 с.
  73. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. / Разенкова Ю.А.  – М.: Школьная пресса, 2010. – 160 с.
  74. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / Роньжина А.С. – М.: - Книголюб. – 2010. – 147 с.
  75. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Смирнова Е.О. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160 с.
  76. Столяренко, Л.Д. Психология / Столяренко Л.Д. - Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382 с.
  77. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2–3 лет). Ранняя диагностика умственного развития. / Стребелева Е.А. – М.: Компания «Петит», 1994. – 232 с.
  78. Теплюк, С. Как подготовить малыша к детскому саду / Теплюк С. // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 8. – С. 63.
  79. Тимофеева, Т.А. Интегрированные занятия  в ДОУ компенсирующего вида. / Т.А. Тимофеева // Воспитание и обучение детей. – 2010. - №3. – С. 18-22.
  80. Хомякова, Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста  / Хомякова Е.Е. - М.: Детство-Пресс,  2009. – 184 с.
  81. Шабанова, Э. Фасоль, горох и … мелкая моторика / Шабанова Э. //  Игра и дети. – 2011. - № 1. – С. 34.
  82. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Эльконин Б.Д. – М.: Тривола, 1994. – 344 с.

Заказать диплом