Развитие скоростных возможностей школьников старшего школьного возраста в беге (диплом)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития СКОРОСТных возможностей старших школьников. 6

1.1. Формирование эффективной системы движений в беге на скорость. 6

1.2. Обучение спортивной технике в единстве с развитием физических качеств  13

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 20

2.1. Задачи исследования. 20

2.2. Mетоды исследования. 20

2.3. Организация исследования. 24

ГЛАВА Ш. Методика ПОВЫШЕНИя СКОРОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В БЕГЕ НА ОСНОВЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ   25

3.1. Результаты исследований. 25

3.2. Методика формирования двигательных навыков бега на скорость. 41

3.3. Динамика показателей физического развития, физической и технической подготовленности испытуемых. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 70

ПРИЛОЖЕНИе. 77

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Школьная спортивная практика сви­детельствует о низком уровне подготовленности большинства учащихся в беге на короткие дистанции. Педагоги ставят во главу угла совершенство­вание физических кондиций занимающихся и, как правило, не обращают внимания на особенности техники локомоторных движений, редко коррек­тируют длину и частоту шагов, выполняемых детьми при беге с макси­мальной скоростью.

По мнению В. М Дьячкова (39), Ю. В. Верхошанского (23) эффек­тивность учебно-тренировочного процесса во многом зависит от уровней физической и технической подготовленности занимающихся, оптимально­го их сочетания и рациональной взаимосвязи. Рост спортивных результатов возможен только при условии, что техника выполнения упражнения будет опираться да соответствующий уровень развития физических качеств. В то же время, создание рациональной основы спортивной техники позволяет наиболее полно использовать физические возможности и реализовать дви­гательный потенциал в соревновательном упражнении (56, 61).

К сожалению, при традиционном планировании учебного материала       специалисты испытывают затруднения при определении направленности подготовки: часто акценты в формировании физической или технической подготовленности делаются интуитивно и не всегда правильно, а развитие физических качеств в основном осуществляется в отрыве от формирования        технического мастерства. Это приводит к излишней трате сил, появлению трудноисправимых ошибок, снижению эффективности учебного процесса Разработанные ранее методики обучения школьников технике легкоатлетических упражнений практически не меняются, хотя современная жизнь существенно корректирует представления о рациональном построении учебного процесса, да и наука накопила большое количество фактов, опираясь на которые можно принципиально усовершенствовать соответст­вующий компонент методики физического воспитания учащихся общеоб­разовательной школы.

Если говорить о спринтерском беге, то можно уверенно констатиро­вать, что в научном плане пока еще не решен вопрос о путях и конкретных способах сопряжения физической и технической подготовки при индиви­дуально-ориентированном построении учебного процесса в условиях де­фицита отводимого на уроки физкультуры школьной программой времени. Существующие рекомендации в основном ограничиваются декларацией необходимости взаимосвязанного решения задач физического и техниче­ского совершенствования, и по этой причине вряд ли могут являться эф­фективным руководством к действию.

Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся общеобразовательной школы с использованием на уроках физкультуры бе­га на короткие дистанции.

Предмет исследования: пути, средства и методы повышения скоро­стных возможностей школьников в спринтерском беге на уроках физкуль­туры.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать в условиях школьного физвоспитания методику повышения скоростных возможностей учащихся на основе развития физических качеств и совершенствования технических характеристик спринтерского бе­га.

Гипотеза исследования. Эффективность направленных на развитие скоростных возможностей в беге физкультурных занятий со школьниками возрастет, если разработать и экспериментально обосновать индивидуально адаптируемую методику совершенствования физических качеств и двигательного навыка, в которой будут учтены:

объ­ективная значимость показателей физической подготовленности учащихся и кинематических характеристик техники бега,

возрастная и индивиду­ально-типологическая изменчивость их взаимосвязи.

Методологическая база исследования: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов), учение об уровневом построении движений, этапности формирования двигательного навыка (Н А. Бернштейн), концепция личностно-ориентированного образо­вания (В.В. Сериков), современные теории управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин) и физиче­ского воспитания школьников (В.И. Лях, А.А. Кудимов).

Научная новизна проведенного исследования. Разработана технология выявления эффективности технического мастерства на основе оценки степени реализаций двигательного потенциала, уточнены показатели фи­зической и технической подготовленности школьников в беге на короткие дистанции, разработаны методические подходы к управлению подготовкой учащихся в этом виде легкой атлетики.

Практическая значимость. Разработанная методика повышения скоростных возможностей школьников в спринтерском беге позволяет в условиях дефицита времени, отводимого в учебных програм­мах на уроки физической культуры, достигать высоких результатов, легко адаптируема к учебному процессу.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка ли­тературы и приложения.

 

2.2. Mетоды исследования

В работе использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ результатов научных исследований отечест­венных и зарубежных специалистов;

педагогическое наблюдение;

метод экспертных оценок;

антропометрия;

педагогические контрольные испытания;

кинематография;

педагогический эксперимент;

методы математической статистики.

 

Анализ результатов научных исследований отечест­венных и зарубежных специалистов.

Изучались работы, в которых рассмотрены вопросы повышения скорост­ных возможностей в беге школьников разного возраста. Анализу были подвергнуты также научные данные о значимости физической и техниче­ской подготовленности в спринтерском беге, о возрастной и квалификаци­онной обусловленности различий в технических параметрах выполнения этого упражнения.

Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение позволило изучить явление без наруше­ния естественного течения учебного процесса, получить ценные данные в условиях соревновательной деятельности, а также использовать их затем при планировании стратегии и тактики проведения занятий по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе.

Метод экспертных оценок

Экспертами выступали учителя физической культуры РМЭ, которые имели педагогический стаж 10 лет и более.

Антропометрия.

Осматривались учащиеся Куженерской средней школы №2, РМЭ в воз­расте 8-17 лет. Соблюдался следующий порядок измерений: длина и масса тела, ОГК, ЖЕЛ, кистевая динамометрия. Измерения проводились по стан­дартизированным методикам.

Педагогические контрольные испытания

Подбирались несложные по технике выполнения физические упраж­нения, по результатам которых можно достаточно надежно оценить соот­ветствующие двигательные качества испытуемых.

Для обследования были выбраны следующие тесты:

1 . Бег 30 метров со старта.

2. Бег 20 метров с ходу.

3. Бег 1000 метров.

4. Прыжок в длину с места.

5. Метание набивного мяча (1 кг) из положения сидя двумя руками.

6. Наклон туловища вперед.

7. Прыжок вверх с места.

8. 6-минутный бег.

9. Кистевая динамометрия.

10. Челночный бег 3x10 метров.

11. Прыжки со скакалкой (количество прыжков за 1 минуту).

Проверялась также соревновательная результативность испытуемых в забегах на 60,100 и 300 метров.

Кинематография.

Определялись: скорость бега, длина и частота шагов, продолжи­тельность опорного и полетного периодов, вертикальное перемещение общего центра масс тела (ОЦМТ), вертикальная и горизонтальная скорости ОЦМТ, угол вылета ОЦМТ.

Длина шагов определялась по отметкам на дорожке, темп движений -как частное от деления скорости бега на длину шагов. Применение кон­тактной дорожки позволило установить продолжительность опорного и по­летного периодов. Вертикальная скорость ОЦМТ рассчитывалась по фор­муле:

2

Величину вертикальных колебаний ОЦМТ определяли по формулам:

gt2

H = -----------  (фаза полета),

2

где t - половина длительности данной фазы, с ;

Показатель беговой активности рассчитывали по формуле:

t полета

К = ------------

t опоры

По соотношению величин вертикальной и горизонтальной скоростей ОЦМТ определяли угол его вылета:

Педагогический эксперимент.

Основной педагогический эксперимент проводился в период с сен­тября 2005 г. по май 2006 г. на базе Куженерской средней школы №2 РМЭ. В каждой возрастной группе по 10 чел., всего 50 чел.

Его цель - экспериментально обосновать дифференцированную методику подготовки школьников (раздел бега на короткие дистанции). Выбор цели предопределил и организационную сторону эксперимента, в котором при­няли участие 12-13-летние школьники. В этом возрасте учащиеся начина­ют заметно отличаться по степени биологической зрелости, антропометри­ческим показателям, уровню физической подготовленности, желанию за­ниматься физической культурой.

В пубертатный период нами выявлено заметное снижение значимо­сти тренировочного фактора, поэтому в этом возрасте необходимы целена­правленные педагогические воздействия.

По результатам педагогических контрольных испытаний и антропо­метрических измерений испытуемые были распределены в две группы: А (контрольная, 10 «Б» класс», n=15 ) и В (экспериментальная 10 «Б» класс, n=15), примерно равные по средним росто-весовым показателям, уровню физической и технической (в беге) подготовленности вошедших в их состав детей.

Учебные занятия в контрольной группе проводились на основе об­щепринятой учебной программы, применялась традиционная методика.

В экспериментальной группе использовались программы сопряжен­ного развития специальных физических качеств и совершенствования тех­нических характеристик бега, проводилась коррекция и автокоррекция подготовки на основе учета реального и индивидуально оптимального со­отношения показателей физической и технической подготовленности.

Методы математической статистики

Для каждой переменной вычислялись среднее арифметическое, стан­дартное отклонение, ошибка средней арифметиче­ской.

Для проверки достоверности разности между средними арифметиче­скими применяли параметрические и непараметрические критерии. Достоверными счи­тались результаты при 5-процентном уровне значимости.

 

3.2. Методика формирования двигательных навыков бега на скорость

 

Проблема обучения бегу на скорость и вопросы спринтерской подго­товки учащихся в рамках жестко лимитированных временных условий школьных занятий еще не нашли своего полного и завершенного решения ни в программах по физическому воспитанию учащихся, ни в соответст­вующих методических пособиях. К тому же отметим, что, как правило, любые учебные программы требуют уточнений и новых подходов к реше­нию поставленных в них задач.

В предлагаемой методике представлена обучающая инфор­мация, предусматривается большой объем движений в моделируемых ре­жимах будущей соревновательной или учебно-тренировочной деятельно­сти, обеспечивается выраженная эмоциональная окраска занятий, исполь­зуются игровые ситуации, подразумевается постановка творческих двига­тельных задач.

Мы предполагали, что сможем улучшить результаты школьников в беге не столько за счет повышения уровня их физических кондиций (на что необходимо затратить значительное время), сколько за счет уста­новления оптимального соотношения показателей физической и техниче­ской подготовленности, улучшения общей организации (координации) движений.

Заказать диплом