Развитие скоростно-силовых качеств юных спортсменов в процессе обучению техники рукопашного боя на этапе начальной подготовки (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические проблемы развития скоростно-силовых качеств при подготовке юных спортсменов – бойцов рукопашного боя. 6

1.1. Состав и география боевых искусств. 6

1.2. Особенности развития физических качеств у школьников и юных спортсменов  16

1.3. Влияние занятий единоборствами на развитие скоростно-силовых качеств юных спортсменов. 21

Выводы по главе первой. 28

Глава 2. Мероприятия по развитию скоростно-силовых качеств юных спортсменов при обучении технике рукопашного боя на этапе начальной подготовки. 30

2.1. Организация и методы исследования. 30

2.2. Анализ результатов исследования физических качеств юных спортсменов  на начальном этапе педагогического эксперимента. 32

2.3. Развитие скоростно-силовых качеств юных спортсменов  с помощью методики обучения унифицированной бросковой и партерной технике рукопашного боя на начальном этапе обучения рукопашному бою.. 38

2.4. Анализ динамики развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов  64

Выводы по главе второй. 67

Заключение. 68

Список использованных источников. 72

Приложения. 78

Введение

Актуальность. Развитие скоростно-силовых качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Играя, двигаясь, ребенок становится более ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

Развитие двигательных качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут выполнить нормативы соответствующие их возрасту, добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недоста­точного развития основных двигательных качеств —  си­лы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В последнее время в развитии физических качеств школьников, в том числе и скоростно-силовых, используются различные виды единоборств. Однако попытки военно-патриотических организаций обучать детей комплекс­ным единоборствам с ориентировкой на объем приемов борьбы и ударной техники, изучаемой по программам для моно единоборств, приводят к формированию ущербных технико-тактических комплексов, перенапряжению функциональных резервов, большому числу соматических и психических травм, что заканчивается значительным отсевом и дискредитацией военно-патриотической работы.

Вышеизложенное положение настоятельно требует использования в физическом развитии школьников программы многолетнего обучения комплексным единоборствам. Этому требованию соответствует утвержденный в 2003 году Госкомспортом РФ по физической культуре, спорту и туризму, вневе­домственный «спортивный рукопашный бой».

Пра­вильная методика развития скоростно-силовых качеств по­зволит определить место для их развития при занятиях единоборствами, целесообразно более точно дозировать нагрузку в упражнениях и тем самым добиваться лучшего развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых и других качеств у детей школьного возраста.

Объект исследования. Скоростно-силовые качества юных  спортсменов -бойцов рукопашного боя.

Предмет исследования. Развитие скоростно-силовых качеств в процессе обучения технике борьбы юных бойцов рукопашного боя на этапе начальной подготов­ки.

Цель исследования: изучить особенности развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов в процессе обучению техники рукопашного боя на этапе начальной подготовки.

Задачи исследования.

1. Исследовать историю развития единоборств, особенности технико-тактической подготовки юных бойцов рукопашного боя, особенности их физических качества.

2. Экспериментально обосновать влияние базовой технической подготовки по рукопашному бою на развитие скоростно-силовых качеств юных бойцов.

Для решения поставленных задач использова­лись следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

  1. Педагогический эксперимент.
  2. Методы математической статистики.

Гипотеза. Развитие скоростно-силовые качеств и повысить эффективность соревновательной деятельности юных бойцов позволит использование  в программе многолетней подготовки по рукопашному бою унифицированных приемов из разделов техники борьбы стоя и лежа.

Экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе МУ ДОД «Килемарская детско-спортивная школа», РМЭ. В исследовании приняли участие подростки 12-13 лет, занимающиеся в ДСШ в количестве 20 человек.

Теоретическая основа исследования. За основу в настоящем исследовании были приняты работы А.П. Золотарева, В.И. Тхорева, М.М. Шестакова, Б.Н. Шустина  - о структуре соревновательной дея­тельности и моделировании в спорте; В.М. Игуменова, А.И. Колесова - о моделировании в единоборствах; Ю.А. Шулики - о классифицировании технических действий в спортивной борьбе; А.А. Саликова - о классифицировании технических действий в удар­ных единоборствах; И.А. Коротких — об адаптации технико-тактичес­ких арсеналов моно единоборцев к условиям комплексного единоборства.

Новизна исследования. Апробирован унифицирован­ный состав бросковой и партерной техники для программы этапа базовой технической подготовки юных единоборцев, который положительно влияет на развитие скоростно-силовых качеств юных спортсменов.

Практическая значимость: внедрение мероприятий по обучению юных бойцов рукопашного боя на ранних этапах подготовки унифицированному комплексу простейших бросков с повышенной устойчивостью и партерной техники, может быть использовано для формирования надежного броскового и партерного арсенала для ближнего боя в рукопаш­ном бое, а также развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов.

 

Список использованных источников

 

  1. Аганянц, Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. Пособие / Е.К. Аганянц. - Красно­дар, 2007. - 104с.
  2. Алиханов, И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И.И. Алиханов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 304с.
  3. Андреев, В.М. Классификация техники дзюдо/ В.М.Андреев, Г.С.Туманян // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №12. -С. 13-17.
  4. Атилов, А.А. Кик-боксинг (Лоу кик)/ А.А.Атилов, Е.И.Глебов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 560с.
  5. Бальсевич, В.К. Физическая культура: воспитание, образование, трени­ровка / В.К. Бальсевич // Физкультура, образование, наука. - 2006. - №1. - С.3-53.
  6. Биджиев, С.В. Каратэ-до (сётокан): Справ, пособие / С.В. Биджиев. - СПб.: Искусство России, 2004. - 560с.
  7. Блажко, Ю.И. Рукопашный бой в боевой и физической подготовке войск / Ю.И. Блажко // Русское боевое искусство РОСС. - 2000. - № 6-7. - С.6-10.
  8. Боевое самбо// Боевой спорт. - 2004. - Вып.4. - С.32-33.
  9. Борисов, К. Практика рукопашного боя / К. Борисов. - М.: Рипол-Классик, 2003. – 192 с.
  10. Борщев, И.Л. К вопросу об унификации техники рукопашного боя / И.Л. Борщев // Со­временный рукопашный бой и физическая подготовка: Сб. - Л.: ВИФК, 2002. - 20с.
  11. Борьба вольная: Программа для системы дополн. образования детей в ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Сов.спорт, 2003. - 216с.
  12. Борьба греко-римская: Учеб. для СДЮШОР, спорт, фак. пед. ин-тов, техникумов ФК и училищ спорт, резерва// Под общ. ред. Ю.А.Шулики.: - Ростов-н/Дону, Феникс, 2004. – 796 с.
  13. Вахун, М. Дзюдо: Основы тренировки / М. Вахун. - Минск: Полымя, 2009. – 126 с.
  14. Бушин, И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов  [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук. -Н. : РГЕ, 2005/ И.А. Бушин.- Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss
  15. Вдовиченко, В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудников милиции / В.П. Вдовиченко. - Н.Новгород: НВШ МВД России, 2005. - 26с.
  16. Винниченко, А. Спортивная драка: Учеб. программа, правила/ А.Винниченко, М.Гаджиев. - М.: МГУ, 2004. – 66 с.
  17. Власов-Тедорадзе, А.С. Исследование возможности реконструкции функциональной модели русского рукопашного боя и возможности ее адаптации к современной спортивной практике: Псевдореконструкции русского рукопашного боя / А.С. Власов-Тедорадзе. – Режим доступа: pcfrrb @ yandex, ru.
  18. Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою. - М.: Принт Центр, 2007. – 28 с.
  19. Волостных, В.В. Боевое самбо — система прикладной подготовки/ В.В.Волостных, Н.И.Борисов // Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития: Всерос.науч.-практ.конф. - М.: РГАФК, 2001. - С.33-48
  20. Выдержки из международных правил проведения профессиональных поединков. Драка (ред. 2001 г.). - Режим доступа: http://www.dfbi.iwt.ru/pravila.html.
  21. Гагонин, С. Психотехника рукопашной схватки/ С.Гагонин, А.Гагонин. - СПб.: Атон, 2009. - 320с.
  22. Гайдук, Т.А. Формирование мотивации активной двигательной дея­тельности в процессе физического воспитания школьников: Дисс... канд. пед. Наук / Т.А. Гайдук. - Краснодар: КГАФК, 2006. – 165 с.
  23. Ганченко, И.О. Аспекты экономизации функций организма в боевых единоборствах/ И.О.Ганченко, О.В.Пирожков// Тр. адъюнктов и соискателей. - Краснодар: КЮИ, 2009. - Вып.1. Ч. 2. - С. 181-194.
  24. Ганченко, И.О. Основные приемы борьбы стоя, применяемые в физической  подготовке  сотрудников  органов  внутренних  дел/ И.О.Ганченко, А.Б.Медников. - Краснодар: КЮИ, 2003. – 193 с.
  25. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников и критические периоды развития / А.А. Гужаловский // Теория и практика ФК. - 2007. - № 7. - С.37-39.
  26. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) ка­честв и проблема оптимизации физической подготовки детей школь­ного возраста / А.А. Гужаловский. — М.: Профи, 2007. — 23 с.
  27. Дельнов, В.Н. Соотношение ударной техники и приемов борьбы в раз­личных спортивных единоборствах/ В.Н.Дельнов, Г.А.Терашвили// Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития: Всерос. науч.-практ.конф. - М.: РГАФК, 2001. - С. 137-142.
  28. Джамгаров, Т.Т. Психологическая характеристика видов спорта и со­ревновательных упражнений / Т.Т. Джамгаров // Психология физического воспитания и спорта. - М.: ФИС, 2007. - С. 34-41.
  29. Дзюдо: Учеб.программа для учреждений доп. образования. - М.: Сов. спорт, 2003.- 112 с.
  30. Дойль, В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена / В. Дойль   // Психология и современный спорт. - М.:ФИС, 2007.- С. 121-143.
  31. Долин, А.А. КЭМПО: Традиции воинских искусств/ А.А.Долин, Г.П.Попов. - М.: Наука, 2009. – 427 с.
  32. Долматов, А.И. Специальная физическая подготовка / А.И. Долматов. - М.: ЦС ВФСО Динамо, 2008. – 232 с.
  33. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Доман, Л.Доман, Б.Хаги. - М.:Академия, 2008. - 329 с.
  34. Донской, Д.Д. Движения спортсмена / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 2005.- 197 с.
  35. Заяшников, С. Тайский бокс / С. Заяшников. - М.: Терра спорт: Олимпия PRESS, 2002. - 272с.
  36. Иванов, А. Кикбоксинг / А. Иванов. - Киев: Книга-сервис Перун, 2005. – 310 с.
  37. Иванов-Катанский, С. Базовая техника каратэ / С. Иванов-Катанский. - М.: Фаир-Пресс, 2001.- 544 с.
  38. Иванов, С. Основы рукопашного боя/ С.Иванов, Т.Касьянов. - М.: Терра-спорт, 2008. - 368 с.
  39. Иванов, С. Рукопашный бой/ С.Иванов, Т.Касьянов. - М.: Фаир-пресс, 2003. - 560 с.
  40. Игуменов, В.М. Спортивная борьба: Учеб. Пособие / В.М.Игуменов, Б.А.Подливаев. - М.: Просвещение, 2003. - 240с.
  41. История боевых искусств: Россия и ее соседи / Под ред. Г.К. Панченко. - М.: Олимп-АСТ, 2007. - 512с.
  42. Каминский, Л.С. Статистическая обработка лабораторных и клиниче­ских данных / Л.С. Каминский. - Л.: Медицина, 2006. – 238 с.
  43. Касьянов, Т. Школа Сэн'э - путь от школы каратэ к школе рукопашного боя / Т. Касьянов // Боевые искусства планеты. - 2003. - № 1. - С.14-15.
  44. Киреев, С.П. Подготовка спортсменов-рукопашников с применением комбинационной техники выполнения приемов из различных едино­борств / С.П. Киреев.- СПб.: ВИФК, 2008. – 23 с.
  45. Комплексное единоборство: Правила соревнований. — М.: Федерация комплексного единоборства России, 2003. — 27 с.
  46. Коротких, И.А. Бросковый бой как средство подготовки бойцов ударных единоборств и борцов к различным видам рукопашного боя / И.А. Коротких // Фи­зическая культура в пространстве культуры Ставропольского края: Мат.науч.-практ.конф. - Ставрополь: СГУ: АГРУС, 2003. - С.130-132.
  47. Косов, Б.Б. Комплексная методика изучения психомоторики и лично­сти школьников// Психологические проблемы физического воспитания школьников / Б.Б. Коссов. - М.: Профи, 2008. - С.21-37.
  48. Купцов, А.П. Боевые искусства Востока/ А.П.Купцов, Э.Б.Шадзевский. - М.:Каисса, 2009. - 224с.
  49. Купцов, А.П. Классификация техники спортивной борьбы в помощь правилам соревнований и практике судейства/ А.П.Купцов, Э.Б.Шадзевский // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№9.-С.26-28.
  50. Лавров, В. Типовая программа по боевым приемам борьбы / В. Лавров // Профессионал. - 2008.- № 2. - С.27-36.
  51. Лукашев, М. Истоки европейского рукопашного боя / М. Лукашев // КЭМПО. — 2004. - № 5. - С.52-55.
  52. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической куль­туры. - 2009. - №3. - С.15-18.
  53. Медведев, А.Н. Как дрались в НКВД. Тайны воинских искусств / Медведев А.Н., Богачев С.А. -М.: Здоровье народа: Шоу Дао, 2003. - Кн.3. — 508 с.
  54. Муай-Тай - свободный бой: Метод, пособие/ О.Л.Артемьев, Т.С.Дроздов, В.В.Касьянов и др. - Минск: Соврем, слово, 2001. – 384 с.
  55. На старте Всемирного Чемпионата по Микс-файт М-1// Боевой спорт. -2003. - №8. - С.16-17.
  56. Накаяма, М. Лучшее каратэ. Кумите 1 / М. Накаяма. - М.: Ладомир-Аст, 2004. – 140 с.
  57. О признании новых видов спорта петанк и джиу-джитсу, спортивных дисциплин фитнес-аэробика и спортивный рукопашный бой: Приказ Гос. Ком. РФ по ФК и спорту №198 от 3.04.2003.
  58. Орехов, В.В. Рукопашный бой: Учеб.-практ. Пособие / В.В. Орехов. - М., 2005. - 57с.
  59. Педагогический контроль в спортивной борьбе: Учеб.-метод. разраб. для студентов КГИФК/ Г.С. Туманян, Ю.А. Шулика, Г.К. Шульц и др. - Краснодар: КГИФК, 2008. – 26 с.
  60. Полноконтактный бой // Боевой спорт. - 2004. - Вып.4. - С.32-33.
  61. Правила проведения соревнований по рукопашному бою (спортивному рукопашному бою). - М., 2003. – 34 с.
  62. Преображенский, С.А. Вольная борьба / С.А. Преображенский. - М.: Физкультура и спорт, 2007. – 125 с.
  63. Ретюнских, А. Практикум школ «РОСС»: Школа штыкового боя / А. Ретюнских // Рус­ское боевое искусство. - 2009. - Вып.4-5. - С.77-78.
  64. Рукопашный бой: Программа подготовки спортсменов рукопашного боя и традиционного каратэ/ Т.Р.Касьянов, С.Т.Касьянова - М., 2004. –116 с.
  65. Рукопашный бой с автоматом: проводим исследование/ С.Ашкинази, А.Ретюнских, В.Кузнецов и др.// Русское боевое искусство. - СПб, 2009.-Вып.2-3.-С.13.
  66. Сафонкин, С. Таэквон-до / С. Сафонкин. - СПб.: СПб ГАФК им. П.ФЛесгафта, 2001. -182 с.
  67. Тарас, А.Е. Боевые искусства (200 школ боевых искусств Востока и За­пада) / А.Е. Тарас. - Минск: Харвест, 2010. - 638с.
  68. Травников, А. Боевые искусства мира: История, философия, современ­ность / А. Травников. - Краснодар: Комитет по ФК и спорту, 2010. - 4.1. – 39 с.
  69. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. — М., 2007. – 420 с.
  70. Черникова, О.А. Психологические особенности спортивных эмоций. Психология и современный спорт / О.А. Черникова. - М.: ФИС, 2007. - С. 190-206.
  71. Шамсияров, Р. Панкратион / Р. Шамсияров. - Анапа, 2007. – 43 с.
  72. Шулика, Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Ростов— н/Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
  73. Шулика, Ю.А. Выбор бросков борьбы дзюдо для ознакомительного курса на уроках физической культуры в 5-7 классах средней школы с учетом «трудности» и «сложности» // Физическая культура, спорт высших достижений и про­фессиональный спорт в современном обществе / Ю.А. Шулика, В.В. Лысенко, Т.А. Гайдук. - Ставрополь: М-во ФК, спорта и туризма Ставроп. края, 2009. - С.139-144.
  74. Шулика, Ю.А. О классифицировании технико-тактических действий в ударных единоборствах // Проблемы со­вершенствования системы физического воспитания/ Ю.А. Шулика, А.А. Саликов. — Карачаевск: Карачаево-черкесский ГУ, 2006. - С. 175-179.

 

Заказать диплом