Развитие техники метания у детей среднего дошкольного возраста с помощью подвижных игр (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Особенности обучения детей основным движениям в дошкольном возрасте  6

1.1. Характеристика основных движений в дошкольном возрасте. 6

1.2. Обучение метанию детей дошкольного возраста. 18

1.3. Подвижные игры как метод обучения основным движениям в детском саду и как средство развития техники метания дошкольников. 26

2. Цель, задачи и методы исследования. 34

2.1. Цель исследования. 34

2.2. Задачи исследования. 34

2.3. Организация и методы исследования. 34

3. Развитие техники метания у детей среднего дошкольного возраста с помощью подвижных игр. 38

3.1. Характеристика актуального физического развития (констатирующий этап) 38

3.2. Применение подвижных игр для развития техники метания дошкольников  39

Заключение. 56

Список литературы.. 59

Приложения. 62

Введение

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников самым тесным образом связано с их психофизиологической адаптацией к предстоящим учебным нагрузкам в школе. В связи с этим большой научный и практический интерес представляет вопрос целенаправленного развития двигательных возможностей к физическим нагрузкам как к факторам, способным, с одной стороны непосредственно снижать неблагоприятное воздействие учебного труда на состояние здоровья, а с другой — повышать специфическую устойчивость детей в условиях коренной ломки динамического стереотипа. Один из основных путей совершенствования управления процессом физического воспитания дошкольников — повышение достаточно всесторонней информации о двигательной подготовленности детей.

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Одна из задач физического воспитания —это комплексная оценка развития двигательных способностей шестилеток. Представители физиологической и педагогической отечественной науки: И.М.Сеченов, П.Ф.Лесгафт, Н.П.Гундобин, В.В.Гориневский, Н.И.Красногорский, П.А.Анохин, Н.М.Кольцова, А.А.Маркосян, М.В.Антропова, А.Г.Хрипкова и др. в своих трудах отмечают, что к важнейшим закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность, гетерохронность и явления опережающего созревания морфофункциональных систем — и все это совершается на основании закона единства и взаимообусловленности организма как единой целостной системы. В процессе онтогенеза все эти изменения и преобразования находятся в органической взаимозависимости от соответствующего уровня “скелетной мускулатуры” (И.А.Аршавский), в широкий степени сформированных моторно-висцеральных рефлексов (Н.М.Могендович) и совершенствования трофической функции ЦНС (Л.А.Орбели), обеспечивающие повышение и расширение адаптивных возможностей организма к различным и постоянно меняющимся условиям среды.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Одним из актуальных вопросов в системе физического воспитания дошкольников является вопрос развития техники метания. Метание — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: ме­тание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По дан­ным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мя­чом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную.

Анализ научно-методической литературы, практического опыта свидетельствует, что данный вопрос изучен недостаточно. В настоящее время имеется очень мало исследований по развитие технике метания с помощью подвижных игр в прикладном аспекте. Все это актуализирует тему исследования: Метание как средство развития силы мышц рук у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области педагогики, физического воспитания, физиологии, психологии. Подвижные игры характеризуются в работах Канторович М.М., Ленерт  Г., Лихман   И., Жукова М.Н., Карамановой  Л.В., Кудрявцева В., Руновой М., Наймановой Э., Шебеко В.Н., Фролова К.Г., Семеновой Л.М. и др.

Анализ особенностей обучения метанию ребенка дошкольного возраста проводилось многими исследователями (А.И.Басаевой, Е.Н.Вавиловой, Е.Г.Леви-Гориневской, Т.И.Осокиной, З.И.Нестеровой, Д.В.Хухлаевой и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что разработаны мероприятия с использованием подвижных игр, скомплектованных в определенной системе для развития техники метания детей среднего дошкольного возраста.

 

2. Цель, задачи и методы исследования

2.1. Цель исследования

 

Целью данной работы является исследования физических основ двигательной активности.

2.2. Задачи исследования

 

Исходя из этого задачами изучения данной работы являются:

провести теоретический анализ литературы в области педагогики и психологии и физического воспитания детей дошкольного возраста;

изучить физическое развитие дошкольников и навыки основных движений;

использовать методику развития техники метания с помощью подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста.

2.3. Организация и методы исследования

Объект исследования - метание как средство развития силы мышц рук у детей.

Предмет исследования – развитие техники метания дошкольников с помощью подвижных игр.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что с помощью подвижных игр можно влиять на развитие техники метания, а следовательно на развитие силы мышц рук дошкольников.

Методами исследования являются: изучение литературы по педагогике и психологии; наблюдение; педагогический эксперимент; математические методы обработки результатов.

Методикой исследования: для исследования уровня физического развития была взята методика, разработанная Е. Вавиловой и адаптированная Зубовой Е.А..

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада №3 с детьми средней группы (5-6 лет) в количестве 10 человек.

Исследование физических качеств проводилось в сентябре ..... г.

Методика и диагностика физических качеств ребенка

I. Тестирование скоростных качеств

Бег 30, 60, 100 м/сек в зависимости от возраста.

Бег проводится на ровной дорожке. 30, 60, 100 м- с высокого старта по команде "марш". Ученик пробегает расстояние. Учитывается время в секундах от команды "марш" до момента прихода на финиш.

Выносливость: способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость проявляется в хорошо усвоенных движениях и связана по преимуществу с функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, а также центральной нервной системы.

Специальная выносливость зависит от более высокой техники владения движениями.

Выносливость можно определить, используя следующие методики:

Бег для детей 5 лет - 90 м

Для детей 6 лет - 120 м

Во время пробегания 90 м мальчики 37,3 - 27,3 сек.

девочки 37,0 - 26,2 сек.

120 м мальчики 38,6 - 30,6 сек.

девочки 40,8 - 30,2 сек.

Быстрота - способность совершать действия в минимальный отрезок времени.

Быстроту можно определить по времени пробегания дистанции.

Готовится беговая дорожка 40 м для дистанции 30 м, и 20м для дистанции 10 м, до линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 м. В конце беговой дорожки помещают яркий ориентир: флажок на подставке, лента. Детей знакомят с командами (На старт! Внимание! Марш!). Бег организуют парами с высокого старта. Можно бежать по грунтовой ли асфальтовой дорожке шириной 1,5 м.

Таблица 1

Показатели бега на скорость (30 м в сек)

возраст

пол

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5 лет

М
Д

8,3 - 7,9
8,8 - 8,3

8,4 - 9,2
8,9 - 9,2

9,3 - 10,0
9,3 - 10,0

6 лет

М
Д

7,6 - 7,5
8,2 - 7,8

7,7 - 8,2
8,3 - 8,8

8,3 - 8,5
8,9 - 9,2

П. Тестирование координационных способностей

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, а также действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро.

Е. Вавилова [5] предлагает методику определения ловкости по времени пробегания челночным способом.

Ребенок бежит 5 м в одну сторону до предмета (куб, кубик, кегля), обегает его и бежит в другом направлении 5 м, обегает его и бежит до другого (дистанция 5х3).

Таблица 2

Время пробегания челночным бегом

 


4 года

5 лет

6 лет

Мальчики

7,3

6,4

5,7

Девочки

7,0

6,5

6,1

 

Ш. Скоростно-силовые качества

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.

Скоростно-силовые качества рук можно определить по метанию мешочков 150-200 г в даль. Метание проводят на площадке 10-20 м, ширина 5-6 м, заранее размеченной флажками.

 

Таблица 3

Показатели метания мешочка 15-200 г в даль

возраст

пол

высокий

средний

Низкий


5 лет

М. Пр.
Лев.

7,5
4,7

5,7
4,2

3,9
3,0

Д. Пр.
Лев.

5,9
4,5

4,4
3,5

3,5
2,5


6 лет

М. Пр.
Лев.

9,8
5,9

7,9
5,3

4,4
3,3

Д. Пр.
Лев.

8,3
5,7

5,4
4,7

3,3
3,0

 

Скоростно-силовые качества мышц ног можно определить по прыжкам в длину с места.

Испытуемый становится носками к черте, от которой начинается измерение, ступни параллельно. Прыжок выполняется толчком одновременно на двух ногах. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешается. Лучший результат из трех попыток фиксируется в см.

Таблица 4

Показатели прыжков в длину с места

Возраст

пол

высокий

средний

Низкий

5 лет

М

92,0 и больше

77,1- 91,6

76,0 и меньше

Д

87,0 и больше

76,2 - 86,5

75,0 и меньше

6 лет

М

101,0 и больше

86,0 - 100,0

85,0 и меньше

Д

100,0 и больше

88,0 - 99,6

87,0 и меньше

В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 5-6 лет в количестве 10 человек.

Заказать курсовую