Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1.    теоретические основы проблемы развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.. 8

1.1. Проблема творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных авторов  8

1.2. Особенности развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности. 12

Глава 2. диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.. 24

2.1. Диагностика творческих способностей детей. 24

2.2. Мероприятия по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 25

заключение. 38

Список  Использованных источников. 42

Приложения.. 42

Введение

 

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

Актуальность изучения творческих способностей дошкольников определяется также изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Кроме того, проблема способностей, их диагностики и развития все настойчивее выдвигается на первый план формирующимся социально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов.

В формировании творческих способностей ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.  Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Достаточно вспомнить оригинальные исследования француза Альфреда Бине, англичанина Фредерика Бартлетта, работы Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера, Карла Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований. Однако в большинстве этих работ фактически не учитывались индивидуальные различия в творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере.

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д.Гилфорд, Е. Торранс, С.А.Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемами творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, В.С. ркевич, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев и др. Они исследуют феномен творческого развития с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о его природе, критериев и условий развития.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил также выявить, то в детском возрасте развивается особый вид активности – эстетическая активность, в силу чего изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.П.Давыдов, Т.С.Комарова, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин), создающим особые условия для этого; у детей наблюдается раннее проявление эстетических чувств (Н.М.Аксарина, М.Ю.Кистяковская, Н.Ф.Ладыгина, М.И.Лисина, В.С.Мухина и др.); отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности (Т.С.Комарова В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и др.).

В результате анализа психолого-педагогической литературы, практики воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, было выявлено противоречие:  между возросшим интересом педагогов к использованию изобразительной деятельности в  развитии творческих способностей и эстетическом развитии детей и недостаточной научной обеспеченностью этого процесса. Это противоречие определило проблему исследования: поиск педагогических условий использования различных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

Решение этой проблемы составило цель данного исследования.

Объект исследования - творческие способности дошкольников.

Предмет исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ИЗО.

Рабочей гипотезой исследования являются следующие предпосылки: развитие творческих способностей дошкольников в процессе ИЗО будет успешным, если будут соблюдаться следующие психолого-педагогические условия:

  1. Занятия по ИЗО для детей дошкольного возраста будут организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы дошкольного обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
  2. Создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
  3. Обеспечение самостоятельности и свободы выбора в выполнении творческих заданий старших дошкольников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:

  1. изучить литературу по данной проблеме;
  2. провести диагностические исследования особенностей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  3. провести педагогический эксперимент по выявлению влияния занятий по ИЗО на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Методологической основой работы явились труды известных педагогов и психологов (Л.А. Венгер, А.Г. Ковалев, Б. Теплов., А. Леонтьев, А. Запорожец), подчеркнувших ведущую роль воспитания, обучения в развитии творческих способностей детей, а также работы исследователей-педагогов, которые непосредственно занимались решением проблемы обучения и развития творческих способностей с помощью средств изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева. В.Б. Косминская, Н.Б. Халезева, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.).

Методы исследования:

  • Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
  • Анализ и обобщение опыта и практики развития творческих способностей  у дошкольников средствами ИЗО;
  • Наблюдение за старшими дошкольниками;
  • Психодиагностические методы исследования уровня развития творческих способностей старших дошкольников;
  • Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей у старших дошкольников в процессе ИЗО;

Методика исследования: тест П.Торранса.

Список  использованных источников

 

 

  1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский. – М: Знание, 1995.-120 с.
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. -  208 с.
  3. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская  // Психол. журнал.- 2005. - т.16. -  №5. - С.49-58.
  4. Брушлинский А.В. Психология мышления и теория множеств Живые Корни / А.В. Брушлинский // http://www.tovievich.ru/book/19/328/1.htm
  5. Вакслав В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 2006. - 173 с.
  6. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.// http://www.detskiysad.ru/izo/hudtvor.html
  7. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возра­сте / Л.С. Выгодский. - М. :Просвещение, 2009.-220 с.
  8. Гусарова И.Л. Апликация в детском саду / И.Л. Гусарова. - М.: Педагогика, 1968. - 184 с.// http://books.google.ru/books/abou
  9. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольников / О. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.:Знание, 1994.-290 с.

10. Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей. / Н.И. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №10.

11. Кадыров, Б.Р. Способности и склонности / Б.Р. Кадыров. - Ташкент. - 2009.-120 с.

12. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2006. - 159 с.

13. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников/ Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 2009. - 112 с.

14. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2005. - 192 с.

15. Ковалев. А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Сфера, 2009. -452 с.

16. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - с. 65-68.

17.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.

18.  Комарова Т.С. Красота. Ра­дость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2—7 лет. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - М., 2008.-340 с.

19. Комарова, Т. С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5—9 лет. Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов допол­нительного образования и учителей начальных классов / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.:Флинт, 2007.-369 с.

20. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников и младших школьников/ Под ред. Корчаловская Н.В., Посевнина Г.Д. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-288 с.

21. Копцева, Т. А. Природа и художник: Художественно-экологи­ческая программа по изобразительному искусству для де­тей 4—8 лет / Т.А. Копцева. - М.:Знание, 2009.-189 с.

22. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 487 с. // http://anleontiev.smysl.ru

23. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.:Наука, 2001.- 520 с.

24. Лилов, А. Природа художественного творчества / А. Лилов. - М. : Искусство, 1981. - 479 c.  // http://chelreglib.ru:6007

25. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2007.- № 6.

26. Мейман, Э. Лекции по экспериментальной педагогике: В 3 ч. ч. 3. 3-е изд. / Э. Мейман - М.:Юникс, 2007.- 213 с.

27. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие спо­собности / А.А. Мелик-Пашаев. М.:Знание, 2008.-189 с.

28. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творче­ству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М., 2005.

29. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с. // http://www.svclub.ru/?an=pedagog12

30. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2001. - 263 с.

31. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство  - детям. М., 1976. // http://www.alib.ru/bs.php4?uid=267aeaee2d67d901f9acaf30779653e3ef

32. Педагогика искусства и интеграция: Материалы Международ­ной конференции / Ред.-сост. Л. Г. Савенкова. М.:Состав, 2007.-350 с.

33. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2007. - 299 с.

34. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 2009. — 181 с.

35. Рубинштейн, Р.С. Общая психология / Р.С. Рубинштейн. М:Владос, 1999.-704 с.

36. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. - М.: Педагогика, 1965. - 227 с. // http://inform-students.moy.su

37.  Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1973. - 253 с.// http://www.twirpx.com/file/16266

38. Способности и склонности/ Под ред. Э.А.Голубевой. — М.: Педагогика, 2008. — 198 с.

39. Степанов, С. О натурах творческих / С. Степанов //Обруч.-2003.-№2.-С.12

40. Теплов, Б.М. Избранные труды. — Т.1./ Б.М. Теплов. — М., 1985. — 295 с.

41. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических спо­собностей детей 3—9 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Екате­ринбург, 2007. - 329 с.

42. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Педагогика, 1961. - 167 с.

43. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Корчагина, Г.В. Пантюхина. - М.: Педагогика, 1972. - 244 с.// http://irbis.kgpi.ru/cgi-bin/irbis64r_81

44. Художественное творчество и ребенок./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2007. - 287 с.

Заказать курсовую