Развитие творческих способностей младших школьников в процессе приобщения к марийской вышивке (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования развития творческих способностей школьников в процессе приобщения к марийской вышивке. 9

1.1. Понятие и разработка творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных авторов. 9

1.2. Марийское народное искусство. 24

1.3. Марийская народная вышивка как средство развития творческих способностей школьников. 34

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей учеников на основе марийской вышивки как одного из видов декоратино-прикладного искусства. 47

2.1.  Исследование творческих способностей школьников. 47

2.2. Программа развития творческих способностей  младших школьников через овладение техникой вышивания. 62

2.3. Влияние программы по овладению техникой вышивания на развитие творческих способностей школьников. 80

Заключение. 89

Приложения. 102

Введение

 

Актуальность исследования заключается в следующем. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон «Об образовании» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализовать знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Развитие творческих способностей детей процесс сложный и многогранный и далеко не новый предмет исследований.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (В.В. Давыдов, И.Л. Лернер, АЛ. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.

В психологии проблемой творчества занимались В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Я.А. Пономарев, В.М. Теплов, П.М. Якобсон.

Социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект творчества рассмотрен в исследованиях Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, С.Г. Петрова и др.

Значению народного искусства в развитии детского творчества посвящены работы ученых В.В. Корешкова, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, А.П.Усовой, А.С. Хворостова.

Большое внимание изучению народного и декоративно-прикладного искусства уделено в научных трудах и исследованиях М.К. Даутова, Н.А. Ершовой, В.В. Корешкова, Р.Г.Ломоносова, Т.Я. Шпикаловой и др., где декоративно-прикладное искусство рассматривается как одно из действенных средств эстетического и нравственного воспитания.

Ярким и неповторимым явлением русской культуры является такой вид художественного ремесла, как вышивание. Богатые традиции российской культуры, мода на вышивку в настоящее время, доступность и привлекательность материала, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия - все это предпосылки для эффективного использования вышивки при развитии у школьников  творческих способностей.

«Профессиональное» использование средств народной художественной культуры и эстетического воспитания детей начиналось на Руси в XV в., когда оформился особый, контрастный, по отношению к западноевропейскому, культурный мир. В нем вырабатывалось свое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению.

Воронов В.С. одним из первых исследователей народного художественного творчества признал художественную ценность «крестьянского» искусства. По мнению В.С.Воронова, по своим творческим принципам, своей природе детское искусство декоративно и орнаментально. Поэтому декоративное искусство и ремесла должны играть большую роль в художественном и эстетическом воспитании детей [12].

Особенно важно развитие творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте, так как он формирует умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, помогает научиться не готовым понятиям, а способам решения сложных задач, формирует установку на потенциальное знание, на научение «учиться», а не пользоваться готовыми схемами. В сложном и быстро меняющем­ся современном мире такие способности чрезвычайно важны, они помогают не только адаптироваться в самых разнообразных ситу­ациях, но и самореализоваться в них.

Проблема исследования: в настоящее время накоплен богатый эмпирической материал по вышиванию, однако недостаточно разработан аспект развития творческих способностей при обучении вышиванию.

В последние годы, хотя и опубликованы  работы, освещающие различные стороны данной проблемы, но специальных обобщающих исследований в доступной литературе нами не было  обнаружено. Тогда как использование именно этого вида народно-прикладного народного творчества дает большие возможности для развития творческих особенностей детей младшего школьного возраста.

Разрешение этих противоречий требует дальнейшего исследования проблемы. Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе приобщения к марийской вышивке».

Целью работы является изучение особенностей развития творческих художественных особенностей детей через овладение техникой вышивания в условиях ГОУ «Национальной президентской школы искусств РМЭ».

В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу и теоретически обосновать необходимость развития индивидуальных творческих способностей детей через овладение техникой вышивания;

- определить возможности художественной вышивки в  развитии творческих способностей детей;

- разработать и апробировать программу, обеспечивающую развитие творческих способностей младших школьников через приобщение к амрийской вышивке.

Объект исследования: творческие художественные способности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – развитие творчества детей младшего школьного возраста через овладение техникой вышивания.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если проводить целенаправленную работу по овладению техникой вышивания.

В ходе  исследования были использованы разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по проблеме индивидуально-художественных особенностей личности,

- опытно-экспериментальная работа (тестирование, наблюдение за детьми, беседы),

- математические методы обработки результатов исследования.

Методологической основой исследования являются личностный (Якиманская И.С., В.А. Сластенин) и деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходы, как конкретно-методологические принципы педагогических исследований; концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения, фундаментальные работы по дидактике (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов)

Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.); положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин и др.), положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.С. Выготский, И. С. Якиманская и др.), работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме индивидуальных художественных особенностей детей (Д.Б.Богоявленская, Н.Е.Веракса, Л.С.Выготский, В.И.Ефремов, Е.Крылов, В.А.Левин и другие), а также исследования о  педагогических основах народного творчества (З.П.Васильцова, Г.Н.Волков, М.Д.Таборидзе, З.Г.Нигматов, Р.Г.Саляхутдинов и др.).

Опытно-экспериментальная база: ГОУ «Национальная президентская школа искусств Республики Марий Эл», Национальная гимназия №14, Оршинская средняя школа Советского района РМЭ.

Экспериментальным исследованием было охвачено 24 учащихся 2-х классов.

Опытно-педагогическая и экспериментальная работы проводились в три этапа:

Первый этап – октябрь, 2010 год – проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного состояния готовности школьников к творческой деятельности; была разработана теоретическая модель подготовки обучающихся к творческой деятельности и программа формирующего эксперимента; были подведены итоги в контрольных и экспериментальных группах, которые позволили выявить целесообразность применения творческих заданий и упражнений для развития обучающихся и выполнения ими творческих заданий.

Второй этап – ноябрь, 2010 г. - апрель 2011 год – проводился  формирующий эксперимент в  ГОУ «Национальная президентская школа искусств Республики Марий Эл»

Третий этап – заключительно обобщающий – проводился сравнительный анализ полученных данных; систематизировались и обобщались данные экспериментальной работы, формулировались выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана система, которая будет способствовать развитию художественного  творчества  школьников,  при  овладении техникой вышивания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения и воспитания школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования в области  использования декоративно-прикладного искусства и ремесел для развития творческих способностей учеников.

Практическая значимость работы. Представленный материал может быть использован в практике работы кружков в сфере дополнительного образования, школы и детских клубов по формированию индивидуальных художественных особенностей младших школьников.

Структурно работа представлена введением, основной частью исследования, состоящей из теоретической части и практической части, заключением и приложениями.

Заключение

 

Результаты анализа проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

Основная цель образования заключа­ется в том, чтобы готовить подрастаю­щее поколение к будущему, к появле­нию новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая по­зволяет эффективно реализовать эту цель, является творческость.

Сегодня  создаются  специальные  программы  для  работы  с творческими   детьми, характеризующимися высокой креативностью мышления,  школы  во  многих  странах  перестраиваются  в  сторону  дифференцированного  обучения.

Проблема развития творческих способностей и индивидуальных художественных особенностей детей далеко не новый предмет исследований. Она привлекала и привлекает внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, С.Н.Урылин, И.И.Горбунов-Посадов, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, А.Н.Луков и др.).

.............

Для подтверждения данных теоретических положений было организовано экспериментальное исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста.

............

В экспериментальном исследовании принимали участие три группы испытуемых. Первую группу составили дети в возрасте 8 лет, обучающиеся в ГОУ «Национальная президентская школа искусств Республики Марий Эл», г. Йошкар-Ола (экспериментальная группа); вторая группа испытуемых была представлена детьми такого же возраста, обучающиеся в Национальной гимназии №14 г. Йошкар-Ола (контрольная группа 1);  третья группа испытуемых была представлена детьми такого же возраста, обучающиеся в Оршинской средней школе Советского района РМЭ (контрольная группа 2).

В исследовании приняли участие 24 младших школьника: по 8 человек в каждой группе.

Экспериментальное исследование индивидуально-художественных особенностей младших школьников предусматривало три этапа: диагностическое исследование на констатирующем этапе, формирующий эксперимент и контрольный этап исследования.

Психологическая диагностика проводилась в ходе исследования дважды: до начала психологического воздействия – первичная диагностика и после завершения программы – заключительная диагностика.

По итогам первичной диагностики определялись основные направления и методы психологического воздействия на развитие творческих способностей детей средствами марийской народной вышивки.

По итогам заключительной диагностики оценивались результаты проведенной работы, эффективность применяемых мер (овладение техникой вышивания).

На основе опытно-экспериментальной работы мы апробировали и внедрили в практику работы школы экспериментальную программу развития творческих способностей школьников на основе марийской вышивки.

После опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме мы пришли к следующим научным результатам:

............

Таким образом, по результатам проведенного исследования, согласно первоначально выдвинутой гипотезе мы можем сказать, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста эффективно, если проводить целенаправленную работу по овладению техникой вышивания. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка по овладению технике марийской вышивки способствует развитию творческих способностей ребенка, помогает ему стать инициативным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные  задачи, находя при этом творческие оригинальные решения.

Гипотеза доказана. Цели и задачи решены.

Однако мы понимаем, что данная проблема достаточно широка, дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как:

  1. Влияние творческих способностей на обучение в школе;
  2. Особенности взаимоотношений педагогов и одаренных школьников;
  3. Развитие креативности школьников на разных этапах обучения в школе.

Заказать диплом