Развитие творчества младших школьников на занятиях кружка по бисероплетению (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ младших ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ на примере бисероплетения.. 8

1.1. Проблема творчества, художественного творчества школьников в трудах отечественных и зарубежных авторов. 8

1.2. Особенности творческого развития в младшем школьном возрасте в процессе трудового воспитания. 16

1.3. История развития бисероплетения. 22

1.4. Использование бисероплетения для развития творчества школьников. 30

Глава II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ) 35

2.1. Организация исследования. 35

2.2. Авторская программа по бисероплетению.. 38

Заключение.. 49

Список литературы... 51

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 56

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон «Об образовании» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализовать знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.

Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно-ориентированную модель обучения, где каждый обучаемый - субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходят внутренние изменения в самом действующем субъекте - развитие его творческих способностей. Суть современной личности — единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству, как залог успешности их жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно актуальной.

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Дошедшее до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, ткачами, вышивальщицами, мастерицами по бисероплетению.

В последней трети XX в. народные художественные ремёсла переживают второе рождение. Парадоксально, что именно в наше стремительное время у большего числа жителей страны возникает желание заняться каким — либо видом художественно-творческой деятельности. При этом у людей появляется больше возможностей для проявления индивидуальных способностей для того, что бы сделать свою квартиру, свой дом, свою одежду привлекательной, удобной, неповторимой, неординарной и таким образом, духовно обогатить свою жизнь. Но данный процесс должен идти в тесной взаимосвязи с развитием нравственности, духовности, трудового образа жизни, готовности к профессиональному самоопределению.

Педагогические исследования показывают, что обучение декоративно-прикладному искусству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе, начиная с начальных классов. Работа по совершенствованию мастерства будет успешной, если этот раздел будет дополнен кружком в школе или учреждениях дополнительного образования. В последнее время появляются исследования в этой области, разрабатываются различные варианты таких кружков, идет поиск их наиболее эффективного содержания и структуры (Л.В. Желондиевская, Г.А. Мочалов, С.М. Мурзина, М.С. Мырзаканов, Н.Н. Пучкова и др.). Исследователи на занятиях использовали вышивку, ручное ткачество, макраме, художественную керамику и др.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (В.В. Давыдов, И.Л. Лернер, АЛ. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.

Значению народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, ИЛ. Богуславской и др.

В психологии проблемой творчества занимались В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Я.А. Пономарев, В.М. Теплов, П.М. Якобсон.

Социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект творчества рассмотрен в исследованиях Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, С.Г. Петрова и др.

Значению народного искусства в развитии детского творчества посвящены работы ученых В.В. Корешкова, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, А.П.Усовой, А.С. Хворостова.

Вопросы народного искусства и культуры России рассматривались в исследованиях Р.А. Бардиной, ИЛ. Богуславской, С.В. Иванова, Л.Э. Калмыковой, Г.С.Масловой, И.П. Работновой, Б.А. Рыбакова, В.В.Стасова, В.М. Шугаева. Авторами рассмотрена народная и художественная культура в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом и социальном аспекте.

Большое внимание изучению народного и декоративно-прикладного искусства уделено в научных трудах и исследованиях М.К. Даутова, Н.А. Ершовой, В.В. Корешкова, Р.Г.Ломоносова, Т.Я. Шпикаловой и др., где декоративно-прикладное искусство рассматривается как одно из действенных средств эстетического и нравственного воспитания.

Проблему развития творческих способностей учащихся в процессе изучения декоративно-прикладного искусства в своих диссертационных исследованиях рассматривают И.Л. Левин, О.С. Нечаев, В.У. Плюхина, Л.В. Резанов, С.Г. Соколова, Н.М. Сокольникова и др.

Ярким и неповторимым явлением русской культуры является такой вид художественного ремесла, как бисероплетение. Богатые традиции российской культуры, мода на бисер в настоящее время, доступность и привлекательность материала, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия - все это предпосылки для эффективного использования бисероплетения при обучении школьников художественной обработке материалов.

Проблема исследования: в настоящее время накоплен богатый эмпирической материал по обучению бисероплетению, однако недостаточно разработан аспект обучения. Разрешение этих противоречий требует дальнейшего исследования проблемы: какова должна быть система обучения школьников художественной обработке материалов, содействующая развитию творческих способностей учащихся в системе общего и дополнительного образования? Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие творчества младших школьников на занятиях кружка по бисероплетению».

Цель исследования: разработка и апробация системы развития художественного творчества младших школьников в процессе обучения их художественной обработке материалов (на примере бисероплетения).

Объект исследования — содержание и процесс обучения бисероплетению учащихся начальных классов.

Предмет исследования – развитие творчества в процессе обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению).

Гипотеза: развитие художественного творчества будет эффективным, если воспользоваться комплексом обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению).

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Выявить исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки изучения бисероплетения в учебно-воспитательном процессе.

2. Разработать комплекс  технологии бисероплетения, в процессе которого будут развиваться творческие способности школьников.

Методологической основой исследования являются личностный (Якиманская И.С., В.А. Сластенин) и деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходы, как конкретно-методологические принципы педагогических исследований; концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения, фундаментальные работы по дидактике (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов)

Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.); положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин и др.), положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.С. Выготский, И. С. Якиманская и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались:

анализ  исторической, психолого-педагогической и методической литературы;

наблюдение;

педагогический эксперимент;

качественный и количественный анализ его результатов.

Исследование творческих способностей младших школьников происходило на занятиях трудового обучения с помощью теста творческого мышления П.Торранса.

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Марковской средней школе Оршанского района. Экспериментальным исследованием было охвачено 20 учащихся 4 класса.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана система, которая будет способствовать развитию художественного  творчества  школьников,  при  обучении бисероплетению.

Практическая значимость исследования. Предлагаемый авторский вариант программы бисероплетения способствует развитию художественного творчества у младших школьников и помогает в выборе учителем собственной модели преподавания образовательной области «Технология».

Заключение

В заключение исследования подведены общие итоги проделанной работы и приведены основные выводы:

1.   Выявлены   исторические,   социально-экономические   и социокультурные предпосылки использования бисероплетения как фактора развития художественного творчества школьников.

2. Под художественным творчеством школьников мы понимаем выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, проявляющиеся в разных видах деятельности (декоративное ткачество, бисероплетение, вязание, макраме, художественная вышивка, резьба по дереву, бересте и кости, фасонное точение и  фрезерование,  выжигание,  тиснение,  художественную  чеканку, художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами, изготовление мягкой игрушки, искусственных цветов, фитодизайна и т.д.)

3. Разработана программа обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению), включающий содержание обучения в виде учебной программы, методические рекомендации для проведения занятий.

4. Показана практическая реализация структуры и содержания занятий по бисероплетению.

5.  Использование авторской программы обучения младших школьников художественной обработке материалов на примере бисероплетения  в течение года окажет положительное влияние на развитие художественного творчества учащихся, т.к. если деятельность младшего школьника носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и творческого саморазвития. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, подтверждена: развитие художественного творчества будет эффективным, если воспользоваться комплексом обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению). Цели достигнуты, задачи решены.

Заказать диплом