Развитие внимания слабоуспевающих младших школьников (диплом)

Содержание

Введение.. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ИССЛЕДОВАНИЯ развития внимания у младших школьников.. 7

1.1. ВНИМАНИе  как психический процесс.. 7

1.2. Особенности  учебной деятельности младших школьников.. 27

1.3. ОСОБЕННОСТИ развития ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ школьников.. 31

1.4. Психологические особенности слабоуспевающих школьников.. 40

Глава 2. Результаты диагностики и коррекции внимания слабоуспевающих младших школьников.. 49

2.1. методики и результаты исследования внимания.. 49

2.2. Система работы с младшими школьниками по развитию внимания   66

2.3. Анализ эффективности программы мероприятий по развитию внимания   76

Заключение.. 81

Список литературы... 83

Приложения.. 87


Введение

Актуальность исследования: поступление в школу и начальный этап обучения вызывают пе­рестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первок­лассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиоло­гических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

В младшем школьном возрасте, по данным психологов, ребенок впервые осознает отношения между ним и окружающими, начинает раз­бираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирова­ние личности юного человека вступает, если можно так выразиться в сознательную фазу.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональ­ных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требо­вания не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.

Неуспеваемость в учебной деятельности школьников имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.

Большинство  исследователей  отмечает полифакторную  этиологию школьной неуспеваемости, ее зависимость как от внутренних ресурсов   ребенка,   его   способности   соответствовать   требованиям данной  ситуации,  так  и  от  собственных  характеристик  образова­тельного пространства и социальной среды. Авторы исходят из то­го   положения,   что   в   возникновении   и   развитии   неуспеваемости, как следствия школьной дезадаптации, взаимодействуют   биологические,   психологические   и   социальные механизмы (Ю.А.Александровский, Ю.А.Антропов, С.А.Беличева,    М.М.Безруких, Г.В.Бурменская, Л.А.Венгер, Н.В.Вострокунов, С.М.Тромбах,  И.А.Жданов, М.Е.Зеленова, В.Е.Каган, В.П.Казначеев, И.Калайков,    И.А.Коробейников, А.Е.Личко, В.С.Мухина, Р.В.Овчарова).

Истоки учебных неуспехов лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части нарушения в учебной деятельности обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляет собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.

Процесс учения может осуществляться только при наличии вни­мания. Без него невозможно ни восприятие, ни усвоение  материала. Наличие внимания во время занятий обуславливает и хо­рошую дисциплину ребенка. Внимание перерастает во внимательно­сть, как черту личности, имеющую большое значение в моральном об­лике человека.

Все это говорит о том, что воспитание внимания у детей младшего школьного возраста, отстающими в учебе является одной из важнейших задач психологии, чем и определен выбор темы дипломного исследования – «Диагностика и развитие внимания у слабоуспевающих школьников».

Объект исследования: внимание младших школьников.

Предмет исследования: влияние мероприятий по развитию внимания слабоуспевающих младших школьников на успешность учебной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективная программа по развитию внимания слабоуспевающих младших школьников повысит их успеваемость в учебе.

Цель работы: исследовать развитие внимания младших школьников улучшит внимание и, как следствие, повысит успешность учебной деятельности и успеваемость.

Задачами данной работы являются:

n    изучение исторического аспекта исследования развития внимания в работах отечественных и зарубежных психологов;

n    изучение психологических особенностей слабоуспевающих детей младшего школьного возраста;

n    разработка и апробация программы развития внимания у слабоуспевающих младших школьников.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области психологии.

Теоретические основы исследования: в процессе написания работы были использованы труды таких авторов, как Л. С. Вы­готский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Л. А. Венгер и др.

Так же необходимо отметить труды Г.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкую и их книгу "Экспериментальное формирование внимания" [18], где мы знакомимся с историей и современным состоянием психологии вни­мания; работы Ересь Е.П. "Организация внимания в учебно-воспита­тельном процессе"[38], Ермолаева О.Ю., Марютиной Т.М., Мешковой Т.А. "Внимание школьника"[39], где рассматриваются основные вопросы пси­хологии внимания, его физиологические механизмы, его значение в учебной деятельности. Гоноболин Ф.Н. в своей работе "Внимание и его воспитание"[21] дает подробную характеристику внимания, его ви­дов и свойств. А также характеризует возрастные особенности вни­мания. Говоря об индивидуальных особенностях внимания, нельзя не назвать книгу Левитиной С.С. "Можно ли управлять вниманием шко­льника?"[59] Кроме того, авторы пытаются ответить на вопрос, как ор­ганизовать внимание учащихся на уроке, чтобы повысить его эффек­тивность. В книге Андреева О.А, Хромова Л.Н. "Учись быть внимате­льным" предложена техника тренировки внимания.[2]

В ходе исследования использовались разнообразные методы: приемы психодиагностики;

- метод наблюдения;

-         методы математической и статистической обработки результатов.

Методики исследования: «Найди и вычеркни» по исследованию уровня продуктивности и устойчивости внимания (по Р.С.Немов); «Проставь значки» по исследованию уровня распределения и переключения внимания(методика Пьерона-Рузена); «Запомни и расставь точки» по исследованию уровня объема внимания (по Р.С. Немову), исследование произвольности внимания (по Н.И.Гуткину).

Экспериментальная база: младшие школьники - дети младшего школьного возраста в количестве 40 чело­век, учащиеся 3-х классов школы №18, г. Йошкар-Ола.

Новизна исследования: исследование является одним из первых по исследованию особенностей одного из психических процессов – внимания слабоуспевающих младших школьников. Кроме того, в работе представлена новая программа по развитию внимания для  младших школьников, отстающих в учебе.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что система работы по развитию внимания может быть рекомендована психологам и учителям начальных классов для реализации в образовательных учреждениях, в домашних условиях. Этой системой могут воспользоваться также и родители.

Заказать диплом