Развитие взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности (курсовая работа)

Содержание

Введение.. 3

Глава I.  Теортеические аспекты исследования роли сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений старших дошкольников.. 7

I.1. Роль игры в жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. 7

I.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений  старших дошкольников  12

Глава II. Диагностика  взаимоотношений у старших дошкольников.. 34

II.1. Диагностические исследования и взаимоотношений дошкольников. 34

II.2. Методика развития взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре. 44

Заключение.. 52

Список использованной Литературы... 55

Приложения.. 59

Введение

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский[11] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко [43]. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения.[64] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Од­нако направления раз­вития взаимодействия детей в процессе проведения сюжетно-ролевых игр все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. В том числе в настоящее время немного современных публикаций по исследованию роли игровой деятельности на поведение ребенка и его взаимоотношения с другими детьми в дошкольном возрасте. Это  определяет актуальность и новизну исследования.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В.[56], Запорожец А.В.,[] Усова А.П.[49], Жуковская Р.И.[17;18], Менджерицкая Д.В.[36] и многие другие.

Объектом исследования является развитие взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности.

Предметом исследования  - формирование взаимоотношений старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, как условие развитие игры.

Целью данной работы является изучение роли сюжетно-ролевой игры и условий ее развития у старших дошкольников. Исходя из этого задачами данной работы являются:

изучить роль игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте;

провести диагностические исследования особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;

предложить методику развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза: мы предполагаем, взаимоотношения дошкольников в игре определяются личностными особенностями, что в свою очередь влияет на динамику развития самой игры.

В ходе работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

наблюдение за дошкольниками;

экспериментально-педагогическая работа.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих педагогов и психологов. Вопросам игры и игрушки, а также влиянию игры на взаимоотношения дошкольников посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Методами исследования является:

изучение литературы по педагогике и психологии;

наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

приемы психодиагностики;

математическая обработка результатов.

Методики исследования:

методика «Маски» (Т.Д.Марцинковская [44]);

методика «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М. Дорки, модификация Р.Немова [50]);

методика «Выбор в действии» (Р.С.Номов)[50];

методика социометрия (Панфиловой М.А.[17])

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы Келебелякского детского дома в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования. Предложена методика по развитию взаимоотношений старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр, которая может быть использована в процессе работы в дошкольных учреждениях с  детьми старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достает практических исследований в области условий развития взаимоотношений дошкольников, как условий развития самой сюжетно-ролевой игры, поэтому наше исследование является одним из новых исследований.

Заказать курсовую