Развитие взаимоотношений дошкольников в процессе прогулок-походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет (диплом)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ влияния прогулок-походов как средств туризма на межличностные взаимоотношения дошкольников. 7

1.1. Характеристика прогулок-походов как средств туризма в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. 7

1.2. Особенности взаимоотношений в дошкольном возрасте. 14

1.3. Влияние прогулок-походов на развитие межличностных отношений старших дошкольников. 22

2. Практическое исследование влияния прогулок-походов на развитие межличностных отношений дошкольников. 31

2.1. Организация и методы исследования. 31

2.2. Организация развития межличностных отношений дошкольников с помощью прогулок-походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет  35

2.3. Анализ влияния прогулок-походов на развитие межличностных отношений дошкольников. 43

Заключение. 55

Список использованных источников. 58

Приложения.. 62

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Одной из основных задач образования на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей (Р. Стеркина [34]), что приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей (А.Б. Лагутин [25], И.М. Козлов [21] и др.). В связи с этим поиск такой формы организации физического воспитания, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности, можно развивать познавательные способности и формировать личность ребенка, представляется целесообразным.

Совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма (А.А. Остапец [32]). Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Однако, анализ исследований показывает, что проблема активизации педагогического процесса с помощью средств туризма рассматривается лишь в работе со школьниками (П.И. Истомин, В.Г. Цыганков, И.Л. Беккер,  С.А. Сергеева и др.).

Вопросы активизации двигательного режима с детьми дошкольного возраста в условиях природной среды привлекали внимание ученых (Г. В. Шалыгина [46],  Е.Н.Вавилова[4; 5], Т.И.Осокина [31] и др.), но данные, касающиеся применения доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности, малочисленны (М.А. Рунова[37; 38], Г.В. Шалыгина[46], Н.И. Бочарова[2; 3]). Изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, прогулка, туристская прогулка используются в ДОУ, в основном, в познавательных и воспитательных целях.

Прогулки-походы с детьми дошкольного возраста являются подготовительным этапом к будущим туристским путешествиям по родным просторам. Это не только замечательный отдых, но и способ познания окружающего мира и себя в нем, проверка своих возможностей, расширение социальных контактов.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения. В прогулках-походах формируются детские взаимоотношения.

Исходя из сказанного, актуальность исследования обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся, с одной стороны, наличием исследований, доказывающих эффективность прогулок-походов в физкультурной работе с дошкольниками, а с другой - необходимостью экспериментального изучения методики использования прогулок-походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет, как эффективного способа  не только оздоровления, воспитания, развития, но и формирования и развития межличностных отношений в процессе прогулок.

Объектом исследования является процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предметом исследования является развитие взаимоотношений дошкольников в процессе прогулок-походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет.

Целью данной работы является изучение влияния прогулок-походов как средств туризма в физическом воспитании дошкольников 6-7 лет на  формирование детских взаимоотношений.

Исходя из этого задачами данной работы являются:

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Предложить мероприятия по использованию прогулок-походов как средств туризма в физическом воспитании детей для развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников.

Выявить динамику развития взаимоотношений детей 6-7 лет.

Гипотеза: мы предполагаем, что прогулки-походы как средства туризма в физическом воспитании детей, позволяют эффективно влиять на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников.

Методами исследования является:

изучение литературы по педагогике и психологии;

наблюдение за дошкольниками;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

методика «Кактус» (агрессивность в общении [29]);

исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников методом социометрии (модификация М.А.Панфиловой[33]).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе детского сада №32 г. Йошкар-Ола, с воспитанниками подготовительных групп в количестве 40 человек (две группы по 20 человек).

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области педагогики, психологии и физического воспитания, среди которых необходимо отметить Воротикину И., Волкову В.А., Караманову  Л.В., Кудрявцева В., Рунову М., Шебеко В.Н. и др. Использованы труды авторов о физическом воспитании как факторе гармонического развития личности, о взаимосвязи различных сторон образования и воспитания (В.В.Гориневский, П.Ф.Лесгафт,  Е.А.Аркин); о роли ведущих видов деятельности и общения (Д.Б.Эльконин,  А.Н.Леонтьев), о взаимоотношениях дошкольников (Эльконин Д.В., Запорожец А.В. и др.)

Научная новизна работы состоит в следующем: определено влияние прогулок-походов как средств туризма на повышения уровня благополучия взаимоотношений и дружеских отношений в группе сверстников.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что предложенные прогулки-походы как средства туризма в физическом воспитании детей могут применяться для повышения эффективности процесса физического воспитания дошкольников 6-7 лет и формирования благополучных взаимоотношений в группе детского сада, а также повышения уровня знаний о природе, в области физической культуры.

Список использованных источников

  1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1967.
  2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. Бочарова, Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Н.И. Бочарова. – Орел, 1988.
  4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981
  5. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. — М., 1983.
  6. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. – Киев: Здоров’я, 1979.- 112 с.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
  9. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду.  М., 1977.
  10. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников.- М.: Издательство: ЗНАНИЯ, 2007.
  11. Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников [Текст] : учеб. пособие / А. И. Семейкин, В. Ф. Красавина, В. А. Дударь ; Омский государственный технический университет. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 1999. - 30 с.
  12. Ермакова З.И..  На зарядку, малыши! [Текст] / З. И. Ермакова. - 2-е изд., перераб.. - . - Минск : Нар. асвета, 1981. - . - 79 с.
  13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.
  14. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения // Физическая культура: воспитание, образование тренировка, – 2001, – №2.-С. 45-51
  15. Завьялова Т. П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовленной к школе группы). Дошкольное воспитание, – 2003, – №8. - С. 50-53.
  16. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2006. – 263 с.
  17. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.:Наука.-1989.
  18. Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. — Минск, 1980.
  19. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.-271 с.
  20. Кожухова Н. //Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С.52-54
  21. Козлов И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений: Дис. д-ра пед. наук в форме научного доклада / И.М. Козлов. – СПб., 1999. – 46 с.
  22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
  23. Кудрявцев В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях.// Дошкольное воспитание. - 2000. -№4.
  24. Курилова В.И. Туризм. Учебное пособие для Пед. Институтов. М.:Просвещение, 1988.
  25. Лагутин А.Б. Новое в методике воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Спорт в школе.-2007.-№17
  26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997.-320 с.
  27. Михайленко Н, Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С. 15; № 4.
  28. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. – 2006. – № 5 (39). – С. 244-249.
  29. Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.
  30. Осокина Т. И., Тимофеев Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развле­чения детей на воздухе.— М.:Наука, 2003.-119 с.
  31. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т. И. Осокина. - 3-е изд., перераб.. - . - М. : Просвещение, 1986. - . - 304 с.
  32. Остапец А.А. Педагогика туристко-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. – С.59
  33. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с.
  34. Развивающая среда в ДОУ. /Ред. Р. Стеркина, О.В. Дыбина, М., 1996
  35. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М.:Знание, 1989.-190 с.
  36. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Практика педиатра. Гигиена, май, 2008
  37. Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима// Дошкольное воспитание.-1999.-№11; 2000.-№1
  38. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5—7 лет. — М., 2000.
  39. Сокольникова М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : СПб., 2001 183 c.
  40. Сокольникова, М. Н. Проявление доброжелательности у старших дошкольников [Текст] / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка, воспитания : Сб. науч. ст. преподавателей и аспирантов / ПГУ. - 2000. - Вып.4. - С. 252-255
  41. Сокольникова, М. Н. Изучение доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях [Текст] / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка, воспитания : Сб. науч. трудов / Мин. образов. РФ, СФ ПГУ; Науч. ред. Т.В. Симашко. - Архангельск : ПГУ, 2003. - Вып.5. - С. 295-299
  42. Сокольникова, М. Н. Об индивидуальном подходе в воспитании доброжелательных отношений у старших дошкольников со сверстниками [Текст] / М.Н. Сокольникова // Экология образования: актуальные проблемы : сб. науч. ст. - 2007. - Вып. 3, Т. 2, Ч. 2-3. - С. 239-243
  43. Сокольникова, М. Н. Этапы воспитания доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях [Текст] / М.Н. Сокольникова // Проблемы культуры, языка,воспитания : сб. науч. тр. - Архангельск, 2004. - Вып. 6. - С. 245-250
  44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.:Академия.-2001.-368 с.
  45. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учеб. пос. - Тюмень: Вектор Бук, 1999. - 16 с.
  46. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
  47. Чернышенко Ю.К.,  Баландин  В.А., Курдюков Б.Ф., Яцык В.З., Банникова Т.А. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. -1999. - №3
  48. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.- М.: ACADEMIA, 2000.
  49. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание. - 2007. - NN 6, 8.

Заказать диплом