Резервы социально-педагогической помощи по коррекции поведения детей группы риска (курсовая работа)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической помощи и поддержки детей группы риска начальной школы.. 7

1.1. Понятие категории «дети группы риска» в психолого-педагогической литературе  7

1.2. Социально-педагогическая помощь и поддержка детей группы риска начальной школы.. 15

2. Мероприятия социально-педагогической помощи и поддержки детей группы риска.. 31

2.1. Диагностика и выявление детей группы риска. 31

2.2. Анализ результатов исследования. 35

2.3. Мероприятия социально-педагогической помощи и поддержки детям группы риска. 43

Заключение. 47

Список использованных источников. 50

Приложения.. 55

Введение

 

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме социально-педагогической поддержки детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу — это те, кто составляет группу риска[10, С.12].

Переходный период в общественной и экономической жизни  нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это приводит, в частности, к тому, что при поступлении в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций.

Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции младшего школьника «группы риска» в общеобразовательную среду располагают комбинированные общеобразовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и компенсирующие классы. Несмотря на существенное продвижение в разработке теоретических и практических аспектов проблемы воспитания и обучения младших школьников «группы риска» актуальными остаются исследования, посвященные проблемам определения научной категории «группа риска», выявления психолого-педагогических условий и организации обучения, максимально учитывающего их особенности в развитии и способностях.

Основным критерием для отнесения ребёнка младшего школьного возраста к «группе риска» является недостаточная готовность к началу школьного обучения и последующая его неуспеваемость по основным предметам в результате несформированности у него общеучебных умений, которые исполняют роль механизма, опосредующего реализацию познавательных способностей школьника в успешном освоении учебной деятельности и являющегося основой становления личности ученика как субъекта самообразования[26, С.263].

Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту[22, С.8].

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы социально-педагогической поддержки детей группы риска. Среди массива публикаций выделим монографии и учебные пособия Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, И.Ф. Дементьевой [36, 50, 51], Беличевой С.А.[9, 10] и др.

Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.

Объектом данного исследования является дети группы риска.

При этом предметом исследования является процесс социально-педагогической помощи, как средство коррекции учащихся, относящихся к группе риска.

Цель исследования – определить резервы социально-педагогической помощи по коррекции поведения детей группы риска.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести диагностику и выявить категорию детей группы  риска в классе.

3. Разработать специальные формы и методы коррекционной работы с детьми группы риска.

Гипотеза исследования: мы считаем, что социально-педагогическая помощь учащихся начальных классов группы риска может скорректировать особенности поведения, если:

будет осуществлена преемственность социально-педагогической коррекции учителя начальных классов и семьи;

учителем будут созданы условия, предотвращающие возникновение конфликтных ситуаций в работе с детьми группы риска;

будут разработаны специальные формы и методы работы по активизации процессов социализации детей группы риска.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды учёных в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент, методы статистической обработки.

Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявле­нии основных условий и принципов организации социально-педагогической работы и содержания и методов работы в них с детьми группы риска младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы  с детьми группы риска младшего школьного возраста и их семьями.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райсберг Б.А. – М.: ИНФРА – М, 2003.
  2. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка. – И., 1993.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарии. – М.,2002.
  4. Федеральный Закон от 21.05.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. –1999.- 3 июня.
  5. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред.Федерального Закона 20.04.2007г. № 56ФЗ).
  6. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-220 с.
  7. Алексеева, Л.С. Социальная реабилитация подростков / Л.С. Алексеева // Семья в России. – 2005.- № 2. – С. 146-166.
  8. Байбородова, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения / Л.В. Байбородова, К.Ю. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - № 3 (40)
  9. Беличева, С.А Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / С.А. Беличева // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005.-№ 1.

10. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / / С.А. Беличева.- М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 320 с.

11. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко// Воспитание школьника. – 2004. - № 2. – С.12-14

12. Василькова, Т.А.   Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: «Академия», 1999. – 440с.

13. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. – 310 с.

14. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова.- М.,2008. – 220 с.

15. Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная школа. - 2009. - № 3. с.60

16. Гурьянова, И.В. Социальное воспитание младших школьников «группы риска» средствами изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И.В. Гурьянова. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2006. – 22 с.

17. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, Л. Я. Олиференко и др. — М., 2003. – 120 с.

18. Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская. - М., 2002. – 160 с.

19. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

20. Зимняя, И.А. Социальный педагог: проблемы и деятельность / И.А. Зимняя // Социальная работа. – 2004. - № 2-5.

21. Как защитить своего ребенка от жестокого обращения (Советы службы доверия родителям) // Семья и школа. – 2009. - № 11. – С.22-26

22. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева / П.Ф. Каптерев. - М.: Академия, 2007. - 168 с.

23. Кевля, Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 2002. - N1. - С.22-31.

24. Кибирев, А.А.  Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы / А.А. Кибирев.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.- 97 с.

25. Кибирев, А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / А.А.Кибирев.- Новосибирск 2003. С. 38-43.

26. Коренякина, Т. Н. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» в условиях коррекционно-развивающего обучения / Т. Н. Коренякина. – Астрахань, 2009. – С. 263–266.

27. Куган, Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска / Б.А. Куган. – Курган; Челябинск, 2005. – 202 с .

28. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

29. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми / О.А.Матвеева. - М., 2001.

30. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

31. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2003.

32. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

33. Мудрик, А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие / А.В.Мудрик.– М.: «Академия», 2000. – 200 с.

34. Мухина, B.C. Возрастая психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

35. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 2006. – 410 с.

36. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., Издат. Центр «Академия», 2002. – 240 с.

37. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.- 200 с.

38. Пономарев, Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Н.Л. Пономарев. - Екатеринбург, 2009. – 19 с.

39. Пушкина, Т.В. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей / Т.В. Пушкина, О.В. Лазарева,  Н.П.Терентьева. – М.,2005. – 180 с.

40. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. /А.А. Реан //Беспризорник. -2004. - №3. - С. 44-47.

41. Савина, Н.Н. Педагогические заметки. О некоторых проблемах «трудного детства» / Н.Н.Савина. - Новосибирск, 2009. – 100 с.

42. Сакату, X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореферат диссертации кандидата психологических наук / Х. Сакату. - М., 2010. – 23 с.

43. Семейное воспитание: Хрестоматия /Сост.п.А. Лебедев. - М.: Академия, 2010. - 408 с.

44. Семьеведение: Учеб. пособие / Сост. Т.А. Ушакова. – Комсомольск –на- Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2003. – 220 с.

45. Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. - М., 2002.

46. Степанов В.Г. Семья и проблема «трудный детей» // Приклад. Психология и психоанализ. – 2008. - № 2. – С.44-47

47. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и
коррекция неблагополучия/Под ред.Гильбуха Ю.З. - Киев: Фирма «ВИПОЛ», 2003. - 96 с.

48. Филонов, Л.Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях / Л.Б. Филонов. – М., 2004. – 180 с.

49. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.В.Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 420 с.

50. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социально помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко // Приклад. психология и психоанализ. – 2008. - № 2. – С.15-20

51. Шульга, Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп./ Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева. - М.: Academia, 2008.-340 с.

Заказать курсовую