Роль биологического и социального факторов в развитии ребенка с проблемами в развитии (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ..........................................................................

1.1. Исследования отечественных и зарубежных авторов о влиянии биологического и социального факторов в возникновении аномалий психического развития ребенка

1.2. Причины и классификация отклонений в психическом развитии дошкольников.........................................................................................................................

1.3. Система коррекционной работы с проблемными детьми....................

ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЕТЬМИ С

ЗПР...................................................................................................................

2.1. Психолого-педагогическая диагностика различных форм ЗПР...........

2.2. Методика коррекционной работы для детей с ЗПР дошкольного

возраста.........................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................

Введение

Сегодня усилиями педагогов, психологов, со­циологов, педиатров и правоведов накоплены разнообразные данные о физическом, психиче­ском, умственном и нравственном развитии ребенка, его воспитании и обучении, общении, жизненном и профессиональном самоопределе­нии.

Актуальность темы исследования. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не все причины детского неблагополучия, влияющих на психическое здоровье детей и являющихся биологическими и социальными факторами их развития.

В настоящее время увеличилось чис­ло детей с расстройством психического здоровья, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью. Задача педагогов — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определенные психологические знания.

Нарушения психического здоровья ребенка могут возник­нуть по причине нарушений и откло­нений в сфере внутрисемейных отноше­ний (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно ши­рокий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно уг­нетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.

Наше умение мужественно и последовательно признавать совершенные ошибки, наша откры­тость по отношению к детям, не замалчивание трудностей и преград, а совместный поиск выхода из кризисных ситуаций — единственный способ не потерять доверие собственных детей.

Отсутствие его серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, безынициативным, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в обще­нии с окружающими. Если ребенок растет равнодушным, если взрослый не представляет для него объект привязанности, вряд ли последний станет для него авторитетом в дальнейшем. Ощуще­ние же нужности другому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении,— необходимое условие для возник­новения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.

Если мир взаимоотношений вокруг ребенка нарушен, если ребе­нок не приживается в ребячьем коллективе, если ему не дается уче­бе и т.д. - возникают отрицательные последствия, представляющие собой стрессы, депрессии, эмоциональные переживания. Тем более опасно нарушения в психическом здоровье для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда возникает но­вый уровень самосознания детей. Поэтому тема эта достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения в практике психологического консультирования и воспитания.

Вместе с тем специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социальному явлению.

Отрадно, что в последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа "Дети России", Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

Сложившееся в последние годы положение в практике общеобразовательных школ требует при­стального внимания к проблеме детей с трудностя­ми в обучении, охране их соматического и психиче­ского здоровья, поиску дифференцированных форм организации обучения, обеспечивающего полноцен­ное образование и развитие личности. Используя Приказ МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 г., педаго­гические коллективы стали активно открывать клас­сы компенсирующего обучения, коррекционные, классы адаптации, здоровья и др. Изучение практи­ки работы этих классов показало, что их массовое открытие зачастую осуществляется без соответству­ющего организационного и методического обеспече­ния, только на основе педагогической характеристи­ки учителя. Комплектование таких классов зачас­тую осуществляется школьными комиссиями, не имеющими в своем составе психологов, логопедов, врачей, что не позволяет выявить отклонения в раз­витии детей, квалифицировать необходимость обу­чения в общеобразовательном или специальном (коррекционном) учреждении. В результате в одном и том же классе компенсирующего обучения оказы­ваются дети с разными отклонениями в развитии, в том числе умственно отсталые, с тяжелыми наруше­ниями речи (дисграфия, дислексия, общее недораз­витие речи), задержкой психического развития це­ребрально-органического генеза, имеющие выражен­ные нарушения познавательной деятельности (вос­приятия, внимания, памяти, мышления), а также не­доразвитие эмоционально-волевой сферы.

Разностороннее изучение ЗПР (в частности, психолого-педагогическое) как специфической аномалии детского развития позволило в последнее время получить ценные научные данные. Они вместе с обобщенными результатами успешно проведен­ного в ряде городов страны эксперимента по обучению и воспита­нию детей этой категории обеспечили научную основу для введения в систему народного образования специального типа учебного учреждения — школы для детей с ЗПР.

Если обратиться к тому факту, что основной контингент первоклассников уже в настоящее время (и не только в городах. но и в сельской местности) составляют выпускники дошкольных учреждений, а в них, как правило, трудятся педагоги, имеющие специальное (среднее и высшее) образование, то при соответст­вующей научно-методической ориентации и подготовке педагоги­ческого персонала детских садов можно с успехом обеспечить каждому ребенку с ЗПР полноценные условия для физи­ческого и психического развития еще до поступления в школу.

Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций (главным образом поз­навательных): памяти (Н. Г. Лутонян), речи (Е.С. Слепович[1]; Е.В. Мальцева,[2]), мышле­ния (С. А. Домишкевич[3]; И. А. Коробей­ников[4]; Т. А. Стрекалова[5] и др.). Описаны первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками (главным образом в плане кор­рекции отдельных психических функций). Однако ни в отечествен­ной, ни в зарубежной психологии к настоящему времени не проведено значительных теоретико-экспериментальных психологи­ческих исследований, посвященных разработке научно обоснован­ной системы диагностической и коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР, в частности с шестилетними. Сформу­лированное в дефектологии принципиально ценное положение о возможностях компенсации ЗПР у детей в адекватных их состоя­нию педагогических условиях еще не получило широкой про­верки в практике работы дошкольного учреждения.

Педагогическая практика пока бессильна в решении многих насущных организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей к обучению в школе: своевременного и квали­фицированного психолого-педагогического отграничения ЗПР от других вариантов отставания в развитии; создания гибкой, дифференцированной системы психолого-педагогического изуче­ния ЗПР у детей на протяжении раннего и дошкольного детства; осуществления в единой системе изучения и коррекции ЗПР у детей в дошкольном учреждении и специальной школе; организа­ции необходимой дифференцированной помощи шестилетним де­тям, отстающим в усвоении программных требований дошколь­ного учреждении, в подготовке к обучению в школе и др.)

В трудах психологов и педагогов слабо исследуются вопросы роли биологического и социального факторов в развитии детей с ЗПР, этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая кор­рекция ЗПР должны осуществляться как можно рань­ше, когда такая работа наиболее продуктивна. Это обусловлено еще и тем, что дети с органической не­достаточностью, в том числе и с ЗПР, нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически целесообразного воздей­ствия взрослых на ребенка, психотравмирующие си­туации) в сенситивный период, в свою очередь, за­медляют психическое развитие в целом и отягощают дефект при ЗПР.

Теоретическая и экспериментальная не разработанность психолого-педагогических вопросов о роли биологического и социального факторов в развитии детей с ЗПР, не позволяет своевремен­но выявить таких детей, педагогически верно органи­зовать их деятельность и устранить нарушения раз­вития в наиболее благоприятный для этого период.

Объект исследования - роль биологического и социального факторов в развитии ребенка с ЗПР дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности влияния биологического и социального факторов на развитие детей с ЗПР дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение роли социального и биологического факторов в развитии ребенка с ЗПР дошкольного возраста.

Задачами данной работы являются:

n   изучение современного состояния проблемы влияния биологического и социального факторов на психическое развитие детей в трудах отечественных и зарубежных авторов;

n   изучение системы коррекционной работы с детьми с ЗПР;

n   экспериментальное исследование различных аспектов социальной адаптации у детей с ЗПР;

n   разработка методики коррекционной работы по развитию эмоциональной и личностной сферы детей с ЗПР дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Зная особенности влияния социального и биологического фактора на развитие детей с ЗПР дошкольного возраста, можно разработать целенаправленную комплексную коррекционную работу по его социальной адаптации.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и дефектологии;

n   наблюдение за детьми в ходе диагностики и коррекционной работы;

n   наблюдение и эксперимент.

По результатам исследования проводилась математическая обработка результатов.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных ученых в области психологии и дефектологии, заложивших основы учения о нормальном и отклоняющем развитии. Теоретические посылки проведенного исследования были опре­делены на основе учета достижений возрастной и педагоги­ческой психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л. С. Вы­готский, С. Л. Рубинштейн[6], Б. Г. Ананьев[7], Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова[8], Л. А. Венгер[9] и др.). а также современных достижений дефектологии (клинических, психологических, педаго­гических) в вычленении специфических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР (Т. А. Власова[10], М. С. Певзнер,[11] К. С. Лебединская, В. И. Лубовский[12], Н. А. Никашина[13], Т. В. Егорова[14] и другие).

Задачи профилактики и коррекции отклонений в психическом развитии в данном возрасте требуют дальнейшего углубления наших знаний о структуре этого явления, причинах и условиях его происхождения. Проблема нарушений психики, личностной сферы и поведения у детей привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Алемаксин  М.А.[15], Захаров А.И.,[16] Маралов В.Т.,[17] Дубровина И.В.,[18] Божович Е.Д.,[19] Бреслав Г.М.,[20] Савина Е., Шапина Н.,[21] Поддъяков Н.,[22]
Репина Т.А.[23] и др.)

Методиками исследования стали: исследование тревожности (методика Тэммл-Дорки-Амэн); методика «Маски» и методика «Лесенка» (Т.Д.Марцинковская); исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников (методом социометрии - модификация М.А.Панфиловой).

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследовательская работа проводилась на базе ДДУ №38 в г. Йошкар-Ола с детьми с диагнозом «Задержка психического развития(ЗПР)» в возрасте 6-7 лет.

Новизна исследования: поскольку разработанность влияния биологического и социального факторов на развитие детей с ЗПР и проблем социальной адаптации детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста достаточно слабая, исследования, проведенные в данной работе, могут внести определенный вклад в методику коррекционной работы с детьми с ЗПР дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что подобранные игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по преодолению социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. А сама система коррекционной работы может быть рекомендована для реализации в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, в домашних условиях, в условиях стационара и т.д. Этой системой могут воспользоваться также и родители под руководством психолога.

 


[1] Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. М.:Педагогика.-1987.-190 с.

[2] Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990. №6.

[3] Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития. М., 1977.

[4] Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психологического недоразвития у детей старшего возраста. М., 1980.

[5] Стрекалова Т.А. особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. №4.

 

[6] Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

[7] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.  Л.,  ЛГУ,1969,314с.

[8] Менчинская Н.А. проблемы учения и развития. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

[9] Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972; Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии. 1974. №1.

[10] Власова Т.А. и др. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. М., 1979. Вып. XIII.

[11] Певзнер    М.С.    Клиническая    характеристика    детей    с    ЗПР.// Дефектология.-1972.-№3.

[12] Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989; Лубовский В.И.. Яссман. Применение сюжетных картинок в диагностике психологического развития // Проблемы психологической диагностики: теория и практика. Таллин, 1977.

[13] Никашина И.А. Педагогическое изучение детей // Дефектология. 1972. №5.

[14] Егорова Т.В. Исследовательские методики «Простые аналогии» при диагностики психического развития // Психологическая диагностика: ее проблемы м методы. М., 1975; Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

[15] Психолого-педагогические проблемы предупреждающие педагогической запущенности школьников. / отв. ред. М.А. Алемаскин. - М.: ЦС ПО РСФСР, 1978. - 98 с.

[16] Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.; Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

[17] Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

[18] Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

[19] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

[20] Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

[21] Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

[22] Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

[23] Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с. ;Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

Литература

 

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебе-динской. М., 1982.

2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

3.Артемов И.А. Особенности детского возраста. - М., Учпедиздат, 1953. -192 с.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

6.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. Психологии. - 1978. - №4. - 1979. - №2,4.

7.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

8.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1987.

9.Власова ТА., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки пси­хического развития // Дефектология, 1975, № 6.

10.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

11.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо и др. - М., 1984.

12.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

13.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,I960.

14.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

15.Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

16.Гальперин П.Я., Запорожец А.В. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.

17.Гаркуша ЮФ. Педагогическое обследование дошкольников. -М., 1992. -64 с.

18.Гуровец Г., Кирилова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем. // Дошкольное воспитание. -1998. -№1. -с.67.

19.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1992. - №1.

20.Дауленскене Ю. Неврологический анализ неус­певающих учащихся массовых школ: Канд. дис.Л., 1973.

21.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978.

22.Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. - 1998. -№6. - с.51

23.Дети с временными задержками психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. М., 1971.

24.Дунаев З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Канд. дис. М., 1980.

25.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

26.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной ин­струкции // Дефектология, 1972, № 4.

27.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. - М., 1986.

28.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

29.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.

30.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.

31.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

32.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

33.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

34.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

35.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье// СОЦИС.-1999.-№11.-С.45-60

36.Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В.  Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. - 42 с.

37.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.

38.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

39.Кэрол Е.Изард Эмоции человека. М.: МГУ.-1980.- 114 с.

40.Лангеймер И., Матвейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

41.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:. Политиз­дат.-1964.- 278 с.

42.Лелекова В.A. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект). Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1996.

43.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983.

44.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 1997.

45.Лубовский В.И. Высшая нервная деятель­ность и психологические особенности детей с за­держкой развития // Дефектология, 1972, № 4.

46.Лубовский В.И. Развитие словесной регуля­ции действий у детей (в норме и патологии). М., 1973.

47.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

48.Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процес­сов памяти у детей с задержкой психического раз­вития: Канд. дис. М., 1977.

49.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.

50.Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

51.Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995.

52.Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диаг­ностика. М.,1993.

53.Марковская И.Ф., Лебединский В.В., Николь­ская О.С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития / Жур­нал невр. и псих. им. Корсакова, 1977, № 12.

54.Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.

55.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.

56.Мухина В.С. Детская психология. - М., 1992.

57.Немов С.Р. Психология. М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

58.Никашина НА. Педагогическое изучение де­тей с задержкой психического развития // Дефек­тология, 1972, № 5.

59.Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, НА.Никашиной. М., 1981.

60.Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Наука, 1973. - 583 с.

61.Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

62.Подобед ВЛ. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Канд. дис. М., 1981.

63.Правильно ли воспитываем малыша. / Под ред. Л.Ф. Островской. - М.: Просвещение,1979. - 128 с.

64.Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И. Анциферовой. - М., 1961.

65.Рабочая книга  школьного  психолога/Под  ред.  И.В.Дубровиной, М.: Мысль.-1991.- 356 с.

66.Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М., 1989.

67.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. - М., 1986.

68.Ранисбург Й, Поппер П. Секреты личности. - М.,, 1983.

69.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

70.Рейдибойм М.Г. Клинико-психологическая характеристика задержки психического развития: Канд.дис. М., 1978.

71.Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание,1965. - 96 с.

72.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 230 (1) с.

73.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

74.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-2000.-№7.-С.174

75.Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

76.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психиче­ские процессы в онтогенезе. Изд-во МГУ, 1986.

77.Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во КУ, 1992.

78.Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

79.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

80.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

81.Фишман М.Н., Труш В.Д., Марковская И.Ф. Электрофизиологический анализ функциональной организации головного мозга детей в норме и при нарушениях умственного развития //В кн.: Возра­стные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.

82.Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М.; Л., 1925.

83.Фурамнов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.:Ильин В.П., 1996.

84.Шевченко С.Г. Особенности освоения элемен­тарных общих понятий детьми с задержкой психи­ческого развития // Дефектология, 1976, № 4.

85.Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание.  - 1998. - №3. - с. 77.

86.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.

87.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

88.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

89.Юркова ИА. Динамика отдельных клиниче­ских вариантов психического инфантилизма у детей. // Журнал невр. и псих. им. Корсакова, 1959, № 7.

Заказать диплом