Роль дидактических игр с элементами моделирования в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников (диплом)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Особенности формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. 9

1.1. Особенности формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. 9

1.2. Роль игры в жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. 20

1.3. Формирование представлений о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте с помощью дидактических игр с элементами моделирования. 34

Глава 2. Технология формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с помощью дидактических игр с элементами моделирования.. 41

2.1.Исследования состояния здоровья и уровня психического развития старших дошкольников. 41

2.2.Методика формирования представлений о здоровом образе жизни в группе старших дошкольников. 54

2.3.Анализ эффективности мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. 61

Заключение.. 63

Список литературы... 67

Приложения.. 70

Введение

Еще великий русский ученый И. П. Павлов писал, что че­ловек — высший продукт земной природы, сложнейшая и тон­чайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровища­ми природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным, а здоровье,— продолжает он,— это бесценный дар при­роды, оно дается, увы, не вечно, его надо беречь. Но оно во многом зависит от самого человека, его образа жизни, усло­вий труда, питания, его вредных привычек.

Существует большое количество факторов, снижающих уро­вень здоровья: перенесенные болезни, пристрастие к вредным привычкам, хроническое влияние неблагоприятных условий жиз­ни и труда, нерациональное питание, беспорядочный режим тру­да и отдыха, сна, частые эмоциональные напряжения и т. д.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве, поэтому так важно воспитание здоровых детей, где важную роль играет и семья, и организация работы по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях.

В первую очередь необходимо охранять и укреплять здоровье воспитанников, обеспечить их гигиеническое обслуживание, проводить санитарное просвещение родителей.

Актуальность исследования. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека — период детства формируется его физическое и психическое здоровье, заклады­ваются основы нравственной личности.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так назы­ваемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных про­цессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные про­цессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перена­пряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги час­то сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невниматель­ность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следу­ющие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перест­ройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной часто­той детских инфекций и представляют серьезную опасность для здо­ровья ребенка.

Кроме того, данный возрастной период — это возможность фор­мирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто бо­леющих и предрасположенных к тем или иным хроническим забо­леваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной забо­те и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улуч­шить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и до­школьном образовательном учреждении.

Задача педагогов — своевре­менно распознать отклонения в здоровье дошкольников, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей отклонения в развитии, появление невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определенные психологические знания.

Отрадно, что в последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа "Дети России", Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

Еще в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспита­ния и подготовке детей к обучению в школе» (1984) ставились задачи воспитания подрастающего поколения: «Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольного возрас­та. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведении, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину». [37, 54]

Затем, решая проблему о здоровье дошкольников,  было издано Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1117 "Об утверждении типового положения об оздоровительном учреждении санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении"

В дошкольных учреждениях много делается для воспитания в коллективе здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они полу­чают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающее положительную эмо­циональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспита­тельным воздействиям.

Система   общественного   дошкольного   воспитания   предусмат­ривает подготовку детей к обучению в школе, формирование нравственной   личности,   воспитание  любви   к   труду,   к  людям   труда, начальных представлений о будущей профессии, обучение трудовым навыкам, соответствующим возрасту ребенка.

Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях включает очень важные разделы работы: диспансеризацию  (контроль за развитием и здоровьем детей), организацию соответствующих профилактических и оздоровительных воздействий, контроль за условиями, необходимыми для нормального развития и здоровья ребенка.

Основные из них — здоровый образ жизни семьи, обеспечение возрастного режима и рационального питания, нормального физического и нервно-психического развития, ги­гиеническое воспитание и обучение детей. На создание этих условий направлены все усилия работников дошкольных учреждений. Однако в настоящее время не достаточно ни теоретических, ни практических исследований по вопросу формирования здорового образа дошкольников.

Среди авторов, занимающихся проблемой формирования представлений о здоровом образе жизни в дошкольном возрасте, можно отметить таких, как Вайнер Э.Н.[9], Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф.[16], Козин Э.М.[25], Кудрявцев В.Т.[28], Татарникова Л.П.[46] и др.

В развитии представлений о здоровом образе жизни в дошкольном учреждении особую роль играют различные дидактические игры. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, в том числе и воспитанию здорового образа жизни.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Жуковская Р.И.[18], Запорожец А.В.[19], Менджерицкая Д.В.[34], Усова А.П.[48],  Флерина Е.А.[50], Эльконин Д.В.,[52]  и многие другие.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), в том числе и формирует представления о здоровом образе жизни.

Наиболее эффективными для развития представлений о здоровом образе жизни являются игры с элементами моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Основными направлениями в валеологических занятиях в дошкольном учреждении являются следующие: нужно сформировать модель, а не внедрять конкретные анатомные вопросы (т.к. это не основное), можно рассказать о строении, о сложенности строения того или иного органа о вредности влияния окружающей среды и не спрашивать их о строении органа; а спросить о гигиенических правилах, т.е. как жить в этом мире, сохраняя свое здоровье, знать о последствиях и самому отвечать за них в тех рамках, в которых он хочет быть свободным.

Объект исследования – формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников.

Предмет исследования – особенности формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с помощью игр с моделированием.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что формирование представлений о здоровом образе жизни с помощью дидактических игр с элементами моделирования оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка старшего дошкольного возраста.

Целью данной дипломной работы является изучение роли дидактических игр с элементами моделирования в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

В связи с вышеизложенным задачами дипломной работы стали:

1) дать понятие здорового образа жизни и определить особенности формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;

2) изучить значение дидактических  игр в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников;

3) провести исследования состояния здоровья и психического развития в старшем дошкольном возрасте;

4) разработать и апробировать технологию формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с помощью дидактических игр с элементами моделирования.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике, психологии, валеологии.

Методами исследования является:

n   изучение литературы по педагогике и психологии;

n   наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

n   приемы психодиагностики.

Методиками исследования являются:

ориентировочный графический тест Керна-Иразека,

ориентировочный тест школьной зрелости (И.Иразека),

исследование восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках» (по Р.С.Немову);

исследования воображения по методике «Рисунок» (по Немову Р.С.).

Опытно-экспериментальная база исследования: дети подготовительной группы детского сада №44 г.Йошкар-Ола в количестве 15 человек. На заключительном этапе нами были проведены дополнительные исследования в еще одной (контрольной) группе дошкольников в количестве 15 человек.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике дошкольного воспитания.

Новизна исследования. Формирование представлений о здоровом образе жизни является важным направлением работы в дошкольных учреждениях. Однако в дошкольном образовании не разработаны программы по валеологическому обучению дошкольников, в основном представления об обучении здоровому образу жизни педагоги черпают из программ для общеобразовательных школ, в настоящее время педагоги дошкольных учреждений испытывают определенные трудности при разработке занятий по ЗОЖ с помощью игр с элементами моделирования, поэтому наше исследование и разработка технологии формирования представлений о ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте является одним из первых  представляет интерес.

Структура дипломной работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Заказать диплом