Роль дидактических игр в развитии процессов восприятия детей старшего дошкольного возраста (курсовая)

Содержание

 

 

Введение. 4

1.     Теоретические аспекты исследования роли дидактической игры в развития процессов  восприятия дошкольников. 9

1.1. Психологическая характеристика особенностей развития процессов восприятия детей дошкольного возраста. 9

1.2. Понятие и роль дидактической игры в развитии дошкольника. 16

1.3. Особенности использования дидактических игр для развития восприятия дошкольников. 24

2. Эмпирическое исследование восприятия дошкольников. 31

2.1.  Организация и методы исследования. 31

2.2 Анализ результатов исследования. 34

2.3. Использование дидактических игр в развитии восприятия дошкольников  44

Заключение. 59

Список использованных источников. 64

Приложения. 67

 

Введение

Актуальность темы. Содержание развивающей функции дошкольного обучения заключается в активизации процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский [13] подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Дидактические игры - одна из форм  обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую  преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует ребёнок. Для нас важно, что бы эти две  цели дополняли друг друга и обеспечивали  усвоение программного материала. Мы всегда  стремимся к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она  используется при усвоении любого программного материала и проводится  на индивидуальных и групповых занятиях.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок  получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации  или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Это особенно важно для  дошкольников, у которых опыт действий с предметами находится в постоянном развитии.  Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра  позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Одна главных проблем при исследовании интеллектуального развития и познавательных способностей дошкольников — это проблема развития сенсорных способностей ребенка – процессов восприятия. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером [10, 11,12].

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания  окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Это происходит в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Для развития восприятия  педагогами активно используются различные игры в дошкольном возрасте. Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния дидактических игр на развитие процессов восприятия, является актуальным. В основном в воспитательной работе используются сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые игры, а проблема использования различных дидактических игр все еще остается малоразработанной. Все это определило проблему исследования: роль дидактических игр в развитии процессов восприятия дошкольников.

В последние годы вопросы развития познавательных способностей, в том числе и восприятия, привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.

Объект исследования: процессы восприятия дошкольников.

Предмет исследования: развитие процессов восприятия дошкольников с помощью дидактических игр.

Целью работы является изучение роли дидактических игр в развитии процессов восприятия детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:

- изучение литературы, посвященной особенностям дидактической игры и ее использования в развитии восприятия детей;

-         исследование уровня развития восприятия старших дошкольников;

-         предложения по использованию комплекса дидактических игр для развития процессов восприятия дошкольников.

Гипотеза: мы предполагаем, что успешное развитие процессов восприятия дошкольников возможно при своевременном использовании комплекса дидактических игр.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Выдающиеся зарубежные ученые Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии - Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина и др.- справедливо считали, что воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и многие другие.

Методами исследования являются:

изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

приемы психодиагностики;

математические методы обработки результатов исследования.

Методики исследования восприятия - методики Р.С.Немова [25].

«Чего не хватает на рисунках»

«Узнай, кто это»

Какие предметы спрятаны в рисунках

исследование зрительного восприятия (адаптированная методика Л.Ф.Тихомировой[32]).

Опытно-экспериментальная база: 15 детей в возрасте 4 лет, посещающие ДОУ №36.

Новизна исследования: в настоящее время в нашей стране при поступлении в школу многие дети испытывают трудности, учитывать которые необходимо еще на стадии дошкольного обучения, в работе предложен комплекс новых дидактических игр для развития процессов восприятия дошкольников.

Практическая значимость исследования: данные исследования и предложенные дидактические игры могут быть использованы в работе с дошкольниками не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование дидактических игр родителями поможет эффективно развить процессы восприятия ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

  1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесов. — М.: Сфера, 2007. – 200 с.
  2. Алферова Э.Н. Об измерении порогов зрительного узнавания у школьников/ Э.Н. Алферова// Вопросы психологии. - 2006.- № 6
  3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания/ Б.Г. Ананьев М.:Просвещение, 1960.-220 с. // http://www.voppsy.ru/issues
  4. Ананьев Б. Г. Иидиви­дуальное развитие человека и константность восприятия/ Б.Г.Ананьев, М.Д. Дворягина, Н.А.Кудрявцева.- М.:Просвещение, 1988.- 65с. // http://www.voppsy.ru/issues
  5. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. Изд. 3-е, перераб./ И.Д. Артамонов М.:Наука, 2009.-110 с.
  6. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста/ З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. — М.: Просвещение, 2009.- 189 с.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.:Профи, 2008.- 190 с.
  8. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования/Л.М. Веккер. Л.: ЛГУ, 2009.- 89 с.
  9. Величковский В.М. Психология восприятия/ В.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия.- М.:Изд-во МУ, 2003.-245 с.

10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет/ Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1998.-187 с.

11. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников/ Л.А.Венгер // Дошкольное воспитание.— 2009.— №5.- С.45-49

12. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Л.А. Венгер.- М.: Академия, 2006.- 177 с.

13. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982.-504 с. // http://www.voppsy.ru/issues

14. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника/ А.Н. Давидчук. - М.:Наука, 1973.-149 с. // http://www.voppsy.ru/issues

15. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973. // http://www.voppsy.ru/issues

16. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009.-112 с.

17. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Е.А. Жуковская. - М.:Педагогика, 2009. - 67 с.

18. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. - М.:Просвещение.-1966 // http://www.voppsy.ru/issues

19. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978. // http://www.voppsy.ru/issues

20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.:Академия, 2006.- 416 с.

21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.:Педагогика, 2002.-235 с.

22. Муханова К. Сенсорное развитие дошкольников / К.Муханова // Дошкольное воспитание. - 2004.- №5.

23. Никитин Б. Развивающие игры / Б. Никитин. - М.:Айрис.-пресс, 2010.-326 с.

24. Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия/ Ш.А. Надирашвили.- Тбилиси, Мецниереба, 2010.-356 с.

25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб.заведений: Рек. М-вом образования РФ: В 3 кн.Кн.1: Общие основы психологии/ Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2002. - 687 с.

26. Немов Р.С. Психология. Кн.3. / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС.-1999.- 632 с.

27. Психологические исследования. Проблема психологии вос­приятия (материалы конференции), вып. 6/Под ред. А. Н. Леонтьева. Изд-во МГУ, 1976. // http://psyjournals.ru/authors/a1810.shtml

28. Психофизические исследования восприятия и памяти: [Сб. статей]. -М.: Наука, 2010. — 215 с.

29. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. / Научно-внедренческая фирма «Психолог». Сост.М.К.Бадретдинова, А.В.Иммуратов. —СПб.:Политехника, 2009.-95 с.

30. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н.Н.Поддъякова и др. М.:Просвещение, 1981.-192 с. // http://www.smolsoc.ru/index.php

31. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.:Педагогика.- 1982.-87 с. // http://www.smolsoc.ru/index.php

32. Тихомирова Л.Ф. Исследование познавательных процессов/ Л.Ф. Тихомирова.- М.:Феникс, 2007.-189 с.

33. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. — М., 1976. // http://psyjournals.ru/authors/a1810.shtml

34. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 2010.-180 с.

35. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. // http://www.smolsoc.ru/index.php

36. Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - СПб.: Речь, 2011.-168 с.

37. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:Педагогика.-1978.-304 с. // http://www.voppsy.ru/issues

Заказать курсовую