Роль экскурсий и наблюдений в развитии внимания детей дошкольного возраста (диплом)

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Экскурсии и наблюдения как  методы И ФОРМЫ........ 6

озНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ с ПРИРОДОЙ.................................... 6

1.1. Изучение роли природы в формировании личности дошкольника в трудах отечественных педагогов и психологов........................................................... 6

1.2. Наблюдения и экскурсии как метод ознакомления с природой................ 9

Глава 2. Роль экскурсий и наблюдений в развитии внимания старших дошкольников............................................................................................ 19

2.1. Общая характеристика внимания у детей старшего дошкольного возраста   19

2.2. Влияние экскурсий и наблюдений в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................... 37

Глава 3. Исследование влияния экскурсий и наблюдений на развитие внимания старших дошкольников.................................................. 51

3.1. Диагностика уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста   51

3.2. Методика развития внимания старших дошкольников с помощью наблюдений и экскурсий......................................................................................................... 62

Заключение.................................................................................................. 76

Литература.................................................................................................... 79

Приложения.................................................................................................. 82

Введение

 

 

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с фор­мированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помигают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей позна­вательного отношения к природе. Оно проявляется в любознатель­ности, стремлении узнать как можно больше.

Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и уме­ний. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

Важными методами развития познавательных способностей ребенка-дошкольника, в том числе и внимания, являются  экскурсии и наблюдения за явлениями природы, за животным миром и т.д. Поэтому рассмотрение вопроса влияния экскурсий и наблюдений на развитие внимания является достаточно актуальным.

Предмет исследования: развитие внимания старших дошкольников на экскурсиях.

Объект исследования: влияние экскурсий в природу на развитие внимания старших дошкольников.

Целью данной работы является изучение роли экскурсий и наблюдений в развитии внимания детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по проблеме развития внимания, дать характеристику внимания, его видов и особенностей их проявления в дошкольном возрасте

2. Определить роль экскурсий  и наблюдений в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте

3. Провести диагностические исследования уровня развития внимания старших дошкольников

4. Исследовать педагогическую работу по ознакомлению с природой в дошкольном учреждении на экскурсиях и занятиях и определить их роль в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие внимания старших дошкольников происходит более эффективно на экскурсиях в ходе наблюдения за природой, животным и растительным миром, чем на занятиях в обычных условиях.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики, среди которых необходимо отметить Г.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкую и их книгу "Экспериментальное формирование внимания" [9], где мы знакомимся с историей и современным состоянием психологии вни­мания; работы Ересь Е.П. "Организация внимания в учебно-воспита­тельном процессе"[18], Ермолаева О.Ю., Марютиной Т.М., Мешковой Т.А. "Внимание школьника"[19], где рассматриваются основные вопросы пси­хологии внимания, его физиологические механизмы, его значение в учебной деятельности. Геноболин Ф.Н. в своей работе "Внимание и его воспитание"[10] дает подробную характеристику внимания, его ви­дов и свойств, а также характеризует возрастные особенности вни­мания. Говоря об индивидуальных особенностях внимания, нельзя не назвать книгу Левитиной С.С. "Можно ли управлять вниманием шко­льника?"[25] В книге Андреева О.А, Хромова Л.Н. "Учись быть внимате­льным" предложена техника тренировки внимания.[1]

О важности таких методов и форм ознакомления с природой как экскурсии и наблюдения, отмечается в трудах Саморуковой П.Г.[28], Виноградовой Н.Ф., Куликова Т.А.[7], Веретенниковой С.А.[4], Николаевой С.Н.[32] и др.

Методики, использованные в данной работе - это иссле­дование продуктивности и устойчивости внимания с помощью методики "Найди и вычеркни"(методика Л.Ф.Тихомировой [37]); уровня распределения и переключения внимания с помощью методики "Проставь значки"(методика Пьерона-Рузена[30]); определение уровня объема внимания «Запомни и расставь точки»(методика Р.С.Немова[30]), уровня развития внимательности (методика Л.Ф.Тихомировой[37]) .

Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось в детском дошкольном учреждении №66 «Рябинушка», в старшей группе, коли­чество детей 20 человек, из них 9 девочек и 11 мальчиков. Дети в возрасте 5-6 лет.

Для сравнения результатов исследования нами была выбрана еще одна старшая группа этого же детского сада, в которой развивающие мероприятия проводились по обычной программе экологического воспитания.

Практическая значимость исследования: полученная информация может быть использована в детских дошкольных учреждениях для разработки эффективных программ по развитию внимания.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

1.2. Наблюдения и экскурсии как метод ознакомления с природой

 

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие пред­метов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, тре­буется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.[28, с.95]

Наблюдению как ведущему методу познания приро­ды придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.).

В 50—70-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проведены исследования, которые позволили вскрыть осо­бенности познания дошкольниками природы через на­блюдения (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Мат­веева, П. Г. Саморукова, Г. С. Филиппюк и др.), Авторы показали, что правильная организация чувствен­ного восприятия объектов природы обеспечивает форми­рование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сфор­мировать не только конкретные, но и обобщенные пред­ставления. научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, раскрыто, что наблюдение—это сложный вид 'психической деятельности, включающий различные сен­сорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Раз­витая деятельность наблюдения характеризуется нали­чием качеств, обеспечивающих высокую результатив­ность наблюдений: умения понять познавательную за­дачу, принять план наблюдения, умения отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковре­менные цели наблюдения, использовать освоенные спо­собы познания в новых условиях.

Э. И. Залкиид, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие исследователи подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная ор­ганизация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.....

Заключение

 

Таким образом, на основе изложенного в дипломной работе, можно сделать вывод о том, что экскурсии и наблюдения оказывают положительное влияние на развитие внимания старших дошкольников, а также подтверждена гипотеза об эффективности развивающих мероприятий.

В процессе проведения теоретических и диагностических исследований влияния экскурсий и наблюдений на развитие внимания старших дошкольников, мы пришли к следующим выводам:

1. Внимание является основной позна­вательной способностью дошкольников.

В учебной деятельности внимание выступает на фоне умственной деятельности дошкольника.  Учет этого обеспечивает возможность рас­сматривать внимание в связях и опосредствованиях с другими проце­ссами, такими, как восприятие, память, мышление.

2. Все виды внимания - непроизвольное, произвольное и по­слепроизвольное - встречаются в процессе познавательной деятельности дошкольников. Однако у дошкольников ведущую роль играет непроизвольное внимание; произвольное внимание у них еще слабо развито, его надо поддерживать и воспитывать в процессе учебной деятельности; послепроизвольное внимание еще не сформировано на начальных ступенях обучения.

3. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообраз­ных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Экскурсии позволяют решать многие образовательные, разви­вающие и воспитательные задачи. Особенно полезны они для ознакомления детей с природой. Экскурсии можно проводить в разнос время года в лес, в парк, на луг, водоем. В ходе экскурсий у дошкольников формируются конкретные представления об окру­жающей жизни.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают воз­можность формировать знания последовательно, с учетом воз­можностей детей и особенностей природного окружения. На заня­тиях под руководством воспитателя формируется система элемен­тарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности раз­виваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в ком­плексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблю­дать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует раз­личные виды наблюдения;

4. В ходе проведения диагностического исследования изучались следующие характе­ристики внимания: продуктивности и устойчивости, распределения и переключения, объема внимания.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 40 человек – 2 группы по 20 детей. На первоначальном этапе исследования не у всех старших дошкольников уровень развития внимания находится на достаточном уровне. Так, например, 15% дошкольника в первой группе показали низкий уровень, 70% - средний и только у 15% детей внимание высоко развито; в контрольной группе уровень развития внимания значительно выше: высокий уровень развития внимания наблюдается у 30% детей, средний – у 60% и низкий только у двоих детей (10%).

5. Внимание, как и другие познавательные процессы в любом возрасте необходимо развивать. Как показали результаты исследования уровня развития внимания старших дошкольников, развивающие мероприятия дают значительный эффект, особенно если они организованы правильно.

Развивать внимание можно при помощи ознакомления детей с природой.

По результатам исследования в первой группе были необходимы развивающие мероприятия, основанные на наблюдениях и экскурсиях, как основных формах и методов при ознакомлении с природой, на базе которых и была построена Программа экологического воспитания.

Обучение детей на занятиях осуществлялся разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формировались первичные знания. С этой целью воспитатель использовал наблюдение, рассматривание картин, чте­ние художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других - уточнялись, расширялись и углублялись знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях исполь­зовался труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида —обобщение и систематизация знаний. Для этого использовались беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяли полученные знания на практике.

Наблюдения были особенно эффективны на прогулках и экскурсиях. Воспитатель проводил целевые прогулки и экскурсии, организовывал систематические наблюдения и опыты, элементар­ную поисковую деятельность, активно включал в познание при­родных явлений практическую деятельность дошкольников.

В старшей группе содержание работы с детьми по ознакомлению с природой стало более разнообразным и сложным. Это было обусловлено возросшими познавательными возможностями до­школьников. В естественных природных условиях (на участке, в парке, в лесу, в поле, на огороде и т. д.) детям показывали много­образие растений и животных, яркие проявления их жизнедеятель­ности, давали знание о конкретных взаимосвязях живого и неживого.

6. После апробирования Программы были проведены повторные исследования и выявлено, что почти все дети улучшили свои результаты, что сказалось и на общих результатах исследования: так, после проведения развивающих мероприятий только у 10% детей наблюдается низкий уровень развития внимания; средний уровень показывают 65% детей, высокий – 25% детей. Наибольшая динамика в развитии наблюдается по уровню развития продуктивности и устойчивости внимания (у 16 детей), а также внимательности (14 детей),  в то время как уровень распределения и переключения внимания улучшился только у 7 детей, а объем внимания – у 13 человек. В целом низкий уровень развития внимания в экспериментальной группе снизился на 5%, средний - на 5%, высокий - увеличился на 10%.

7. Исследования, проведенные в работе, подтвердили ги­потезу о том, что наблюдения и экскурсии оказывают положительное влияние на развитие внимания. После проведения комплекса мероприятий по ознакомлению детей с природой с активным использованием наблюдений на занятиях, в уголке природы, на прогулках, экскурсиях и т.д., результаты показали положительную динамику. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

8. Для получения более дос­товерного результата рекомендуется исследование большего числа характеристик внимания, поскольку свойства внимания как психичес­кого процесса могут носить компенсаторный характер, что затруд­нит сделать вывод об уровне развития внимания в целом, опираясь при исследовании на изучение каких-то одних характеристик внима­ния.

Литература

1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Прос­вещение, 1996. - 160 с.

2.Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и ра­звития. Изучение внимания школьников. / Моск. психол.-социальн. ин-т. - М.: Ин-т. практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 64 с.

3.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.-1991.-121 с.

4.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:Просвещение.-1980.-268 с.

5.Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюде­ния и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дне. канд. пед. наук. Л., 1973.-19 с.

6.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.:Просвещение.-1982.-112 с.

7.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993.-128 с.

8.Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.- 504 с.

9.Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирова­ние внимания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 101 с.

10.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. -  М.: Педагогика, 1972. - 160 с.

11.Гоноболин Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. М.:Наука, 1955.- 310 с.

12.Добры­нин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости. Всесоюз. сим­позиум при Пермском пед. ин-те. - Пермь, 1971.-112 с.

13.Добрынин Н.Ф. Внимание и личность. XVIII Международ. конгресс психологов, т. 11. Проблемы общей психологии. - М., 1966.-203 с.

14.Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания. // Вопросы пси­хологии.- 1973. - №3. - С.118-123.

15.Добрынин Н.Ф. Послепроизвольное внимание на уроке.// Сов. педа­гогика.- 1989.- №2.- С.23

16.Добрынин Н.Ф. Экспериментальное исследование внимания. Ученые записки. МГПН им.В.И.Ленина, вып. 381. - М., 1970.-87 с.

17.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.:Просвещение.-1981.-80 с.

18.Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном проце­ссе. - Минск: Нар. авсета, 1974. - 64 с.

19.Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника.- М., 1987.-190 с.

20.Зенина Т. Взаимосвязь экологического воспитания и программы  «Основы безопасности детей дошкольного возраста»// Дошкольное воспитание.-  1999.-№ 7.- С. 29-33

21.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. -  М.:  Педагогика, 1961.- 138 с.

22.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.:Просвещение.-1988.-159 с.

23.Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1983.-207 с.

24.Корзикова Ё. И.. Фокина В. Г. Труд в природе//Дошкольное воспитание. 1976. № 6.

25.Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М.: Знание, 1980. - 93 с.

26.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.:Просвещение.-1965.-362 с.

27.Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1995. - 114 с.

28.Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1992.-240 с.

29.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск.:Ансар.-1996.-128 с.

30.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. - 576 с.

31.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.:Просвещение.-2001.-208 с

32.Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992.-216 с.

33.Николаева С.Н. Эколог в детском саду// Дошкольное воспитание, 1999, № 7, С. 34-38

34.Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. Изд-е 2. М.:Просве­щение.- 1977.- 576 с.

35.Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе// Начальная школа.-1998.-№8.-С.40-46

36.Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной ус­певаемостью. // Вопросы психологии. - 1982. - №2. С.51-59.

37.Практикум по общей психологии./Под ред. А.И.Щербакова. М.:Про­свещение.- 1979.- 320 с.

38.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.- 399 с.

39.Русалов В.М., Меккечи Л.О. О связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей и частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ. // Вопросы психологии.- 1973. -№3.- С.37.

40. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.:Линка-пресс.-1997.-72 с.

41.Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М.:Линка-пресс.-1998.-128 с.

42.Рыжова Н.А. Наш дом -природа. Волшебница вода. М.: Линка-пресс.-1997.-72 с.

43.Титченер Э. Внимание. // Хрестоматия по вниманию.  М.,  1976.С.139

44.Ушинский К.Д. Избр. Пед. Произведения. М.-1968.

45.Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию "Родному слову". Соч. т.7, ч.1. М., 1950.- 212 с.

46.Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.10. - М.: Педагогика, 1950. - 414 с.

47.Фор­мирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах // Умственное воспитание детей до­школьного возраста. Л., 1976.-320 с.

48.Хайдурова И. А. К вопросу о системе знаний о растениях детей старшего дошкольного возраста//Вопросы умствен­ного воспитания детей дошкольного возраста- Иркутск, 1972: Фор­мирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах // Умственное воспитание детей до­школьного возраста. Л., 1976.-290 с.

Заказать диплом