Роль профессионализма в социальной работе (диплом)

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Понятие «социальная работа» и эволюция ее развития   7

1.1. Понятие социальной работы как особого вида деятельности. История развития социальной работы как профессиональной деятельности. 7

1.2. Специфика социальной работы как профессиональной деятельности. 14

Глава 2. социальная работа как профессиональная деятельность. Квалификационные качества социального работника.. 23

2.1.  Особенности социальной работы.. 23

2.2. Профессиональные качества и личностные особенности социального работника  33

2.3. Социальное образование и роль учебных заведений в становлении социальной работы.. 45

Глава 3. Исследования компетентности и профессионализма социальных работников УПФ РФ в Килемарском районе Республики Марий Эл.. 52

3.1. Анализ деятельности МУ «Килемарский  Центр социального обслуживания» за 200__ г. 52

3.2. Диагностические исследования и развитие компетентности и профессионализма во взаимодействии с клиентами социальных работников. 60

Заключение.. 73

Список литературы... 78

Приложения.. 85

Введение

Социальная работа — такая деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юри­дических и психологических знаний, изучения социальной фило­софии и этики, однако самое главное, чем должен обладать соци­альный работник — это высокие морально-нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людь­ми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет права принести ненароком зло. Невежество и душевная черствость — черты, для социального работника неприемлемые.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опас­на из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, порой даже не претендуя на зарплату, в свобод­ное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование соци­альных работников, участвуют в деятельности различных органи­заций, занимающихся социальной помощью.

Социальный работник в некоторой степени действует на пере­сечении нравственной обязанности и нравственной свободы. Чем выше степень его нравственной свободы, тем непреложнее его долг.

Именно нравственно-гуманистические истоки заставляют лю­дей выбирать трудную социальную работу, имеющую единствен­ное, но важнейшее отличие от других видов деятельности: воз­можность помочь людям, отдать свои силы, знания, уверенность слабым.

Актуальность темы дипломной работы определяется следующим. Социальные службы в том виде, в котором они существуют сегодня - новое явление в нашем государстве. Достаточно молоды в России и профессии социального работника, специалиста по со­циальной работе, психолога, социального педагога. В силу ряда обстоятельств дискуссионны их функции, круг обязанностей, содержание деятельности. Нет еще четких нормати­вов, регулирующих многие аспекты организации их труда.

Социальные службы - это своего рода социальные целители, врачеватели социальных недугов, одновременно заботящиеся об их предотвращении, нераспространении, локализации. Работни­кам социальных служб приходится иметь дело со многими соци­альными проблемами: инвалидностью, старостью, одиночеством, злоупотреблениями алкоголем, наркотическими средствами, пра­вонарушениями, жестоким обращением и многими другими. Зна­чит, необходимо знать и видеть не только отдельные, частные случаи, хотя за каждым из них человеческие судьбы и трагедии, но и явление в целом.

В связи с этим актуализируется проблема профессионализма и компетентности социальных работников. Именно слово «професси­онализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой.

В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти про­блемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каж­дая профессия базируется на специфической для нее сис­теме знаний как теоретического, так и практического ха­рактера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия выра­батывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиен­тами, коллегами и внешними инстанциями.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные осо­бенности социальной работы.

В связи с вышеизложенным в данной дипломной работе ставится проблема исследования: как влияет профессионализм и компетентность социального работника на выполнение его служебной деятельности.

Объект исследования – профессиональная деятельность социальных работников.

Предмет исследования – профессионально-личностные качества социальных работников.

Целью дипломной работы является изучение роли профессионализма в социальной работе.

Задачами дипломной работы стали:

q       Изучение особенностей социальной работы как профессиональной деятельности;

q       Рассмотрение понятия «социальная работа» и эволюции развития этой области знания;

q       Анализ особенностей подготовки специалистов по профессии «социальный работник»;

q       Проведение диагностических исследований компетентности и профессионализма во взаимодействии с клиентами социальных работников УПФ РФ в Килемарском районе, РМЭ;

q       Разработка мероприятий по развитию профессиональной компетентности для социальных работников УПФ РФ в Килемарском районе, РМЭ.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проведя диагностические исследования особенностей профессионализма и компетентности во взаимодействии с клиентами социальных работников, можно разработать мероприятия, необходимые для развития профессиональных качеств в их деятельности.

Источниковую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует отметить таких, как В.Роик, Г.В.Васильев, З.А.Короткова, В.И.Наумов, И.А.Краснова, Г.В.Сулейманова, Б.Косырев, К.С.Батыгин, Г.С.Симоненко, Е.И.Родионова, А.А.Романов, Е.П.Фролова, Л.А.Егорова и др.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

q       изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

q       опытно-экспериментальная работа;

q       математические методы обработки результатов.

В методологическом аспекте для выявления личностных и профессиональных особенностей социальных работников были выбраны методики Станкина М.И.: оценка педагогического такта и профессиональной компетентности; методика профессионального взаимодействия с клиентом, методика  Жукова Ю.М.  по изучению стиля взаимодействия с окружающими.

Новизна исследования: как уже отмечалось, профессия «социальный работник» достаточно молодая и в настоящее время в российском обществе не разработано еще четких нормати­вов, регулирующих многие аспекты организации их труда. Несо­вершенны профессиограммы, квалификационные характеристики должностей. Исследование является своевременным и актуальным: подобран новый комплекс методик по изучению профессиональной компетентности социальных работников, а также сделан акцент на прикладной аспект – предложены мероприятия для развития профессионально важных качеств в деятельности социальных работников.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования представляется возможным использовать применительно к практической работе социальных работников, например, при проведении ежегодной аттестации социальных работников. Кроме того, в работе освещены мероприятия для развития профессионально важных качеств, которые могут быть использованы социальными работниками в качестве «настольного материала».

Список литературы

  1. Антология социальной работы. В 5-ти т. «История социальной помощи в России». Т.1 / Под ред. Фирсова М.В. М.: Сварогъ –ИВФ СПТ, 1995.
  2. Бадя Л.В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк. – М.: Сфинкс, 1993. – 209 с.
  3. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М.: Сфинкс, 1994. –188 с.
  4. Баркер Р. Словарь социальной работы/Пер. с англ. М.: Профтехобразование, 1995 .- 134 с.
  5. Бербешкина З.А.  Этика социального работника.// В сб.:  Теория и практика социальной работы:  проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992.- 55 с.
  6. Васильева-Гангнус Л.  Правила этикета.  Краткий справочник. Дельта-МКС, 1992.- 80 с.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 022100 – “Социальная работа”. М.: Госкомвуз РФ, 1994. –24 с.
  8. Гуманитарный подход к охране здоровья/ Отв. ред. Н.Берковитц. М.:Аспект-пресс, 1998.- 245 с.
  9. Гуслякова Л Г Социальная работа как научная теория, деятельно­сть и учебная дисциплина Барнаул, 1995.- 102 с.

10. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.-187 с.

11.  Дашкин М.Е. Коммуникативные умения в деятельности социального работника и менеджера// Зарубежный и отечественный опыт социальной работы.- 1999.-№5.-С.38-53

12.  Динакин Н. Теория и методика (технология)  социальной  работы. М.: Союз, 1992.- 340 с.

13.  Джудит С. Проблемы ппрофессионализма в социальной работе. Материалы I Национальной конференции// Проблемы социальной работы в России.- 1995.-№2.-С.68-72

14. Ерусланова Р.И. Региональные аспекты социального образования.//Социальная работа:теория и практика подготовки дипломированных специалистов. Сб. статей, обобщающих опыт социальной работы Чебоксарского Представительства МГСУ. Чебоксары-Москва: «Клио», 1997.- 72 с.

15. Ерусланова Р.И. Роль профессионализма в социальной работе/ Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Москва-Чебоксары.: «Клио», 1998.- 152 с.

16.  Ерусланова Р.И. Социальная работа: вопросы истории, теории, практики. Учебное пособие. Чебоксары: Гранит, 2001.- 264 с.

17.  Ерусланова Р.И. Социальное обеспечение в Чувашии: страницы истории. Москва-Чебоксары: «Клио», 1998.- 152 с.

18. Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. – М.: Союз, 1997. –415 с.

19.  Зарубежный и отечественный опыт социальной работы./ Ред.совет: А.Н. Дашкина, Е.И. Холостова, В.В. Ковалев. М.: Соцаильно-психологический институт.- 264 с.

20. Зайнышев И.Г. О качестве подготовки специалистов // Вестник социальной работы. -1993.- № 1.

21. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. -1994.- №3.

22.  Закатова И. Готовим профессионалов для социмальной сферы// Социальная работа.- 2003.-№4.- С.41

23.  Замараева З.П. Профессионализм, компетентность социальных работников в современной России// Ученые записки.- 2003.-№5.-С.22-26

24. Зимняя И.Г. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. - 1992.- Вып. 2. –С.8-16

25.  Келасьев П.Н., Яковлева И.В., Полуэктова Н.М., Старков Н.В. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: Спарк, 1994.- 128 с.

26. Кураков Л.П., Кашурникова Г.Г., Владимирова М.П., Ефремов Л.Г. Управление социальной сферой. М.:Прогресс-Сервис, 1997.-404 с.

27. Курбатова В.И. Социальная работа. Росто-на-Дону: Феникс,2003.- 576 с.

28. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблема, поиск реше­ний//Российский журнал социальной работы.- 1995.- N 2.

29.  Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. М.:Былина, 2000.-232 с.

30. Лутанский В., Оганян К. Главное - профессионализм и компетентность//Вестник социальной работы.-1994.-№1(3)

31.  Малых В. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. М.: Союз, 2000.- 60 с.

32.  Магульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.:Международный центр финансово-экономического развития, 1997.- 208 с.

33. Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 1996. – 266 с.

34.  Медведева Г.П. Этика социальной работы. М.:Владос, 1999.- 208 с.

35.  Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. М.: «Маркетинг», 2002.-344 с.

36.  Митрохин В. Динамика социальной власти. М, 1996.-111 с.

37. Никитин В. О теоретической идентичности социальной рабо­ты//Социальная работы: теория, технология, образование.-1996.-N 1.-С.33

38. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.: Социальное право, 1993. –144 с.

39. Обучение социальной работе: преемственность и инновации/Под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри. Пер. с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро. М.:Аспект Пресс, 1996.-157 с.

40.  Обучение практике социальной работы: международжный взгляд и перспективы/ Под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. М. :Аспект-пресс, 1997.- 223 с.

41. Основные принципы “Кодекса этики социального работника”// Социальная работа. -1992.- Вып. 2.

42. Основы социальной работы. Учебное пособие / Под ред. Е.В.Ханжина. М.:Академия, 2001.-144 с.

43. Основы социальной работы/Отв. ред. П.Д. Павленок,  М.:ИНФРА, 1998.- 368 с.

44.  Павленок П.Д. Введение в профессию «социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М., 1998.- 174 с.

45. Панов А.М. Социальная работа как наука профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. -1996.- № 1.

46.  Пантелеева Т.С., Черкасова Г.А. Экономические основы социальной работы. М.:Владос, 2001.- 160 с.

47.  Песковская Ю. Повысить престиж профессии «социальный работник»// Социальное обеспечение.-2003.-№11.-С.12-13

48.  Пинкус А., Минакан А. Практика социальной работы (форма и методы). Учебное пособие. М.: Союз, 1993.- 224 с.

49. Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции./ Ред. А.Н. Панов, Е.И. Холостова, Т.В. Меляг, З.А. Янкова. М.: Институт социальной работы, 1995.- 166 с.

50. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация /М.: Институт молодежи, 2003.- 178 с.

51. Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Консорциум “Социальное здоровье России”, 1993.- 109 с.

52.  Российская энциклопедия социальной работы. Т.2. М., 1997.-406 с.

53.  Савинов А.Н., Зарембо Г.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Мастерство, 2001.-192 с.

54. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. М.: Институт социальной работы, 1994. –108 с.

55. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 480 с.

56. Социальная работа / Под. ред. И.Г. Зайнышева. М.: МГСУ, 1994.- Ч. 1 — 2.

57.  Социальная работа: инновационные и компаративные исследования/ Под общ.ред. В.И. Жукова, М.В. Фирсова. М.:Союз, 1998.- 91 с.

58. Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели­кобритании, Канаде, США.— М., 1992.-190 с.

59.  Социальная работа: теория и практика подготовки дипломированных специалистов. Сб. статей, обобщающих опыт работы Чебоксарского МГСУ/ Под общ.ред. Р.И. Еруслановой. Чебоксары-Москва: «Клио», 1997.- 72 с.

60.  Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты./ Отв. ред. Р.И. Ерусланова, Д.Е. Иванов. Чебоксары: ООО «Атол», 2003.- 133 с.

61. Социальная работа: проблемы ду­ховности и нравственности в теории и практике. / Под ред. Р. И. Еруслановой, Д. Е. Иванова. — Чебоксары, "Клио", 1998.-123 с.

62.  Социальная работа. История, теория и технологии/ Под ред. И.Ф. Албеговой, В.В. Козлова. Ярославль.: ООО «Социум», 1997.-125 с.

63. Спицкая А. Социальная история и социальная работа как общественная практика//Теория и методология социальной работы. – М.: Союз, 1994. – 339 с.

64.  Справочное пособие по социальной работе/ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА., 1997.- 168 с.

65. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 1997.

66. Теория и методика социальной работы / Под. ред. А.П. Павленка. М.: ГАСБУ, 1993. Вып. 1; 1995. Вып. 2.

67. Теория и методика социальной работы / Под. ред. И.Г. Зайнышева. М.: МГСУ, 1994. –229 с.

68. Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. –     М.:Союз, 1994. –209 с.

69. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубеж­ный опыт. / Общ. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. М.-Тула: ИНФРА, 1993, т.1.-390 с.

70. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист, 1998.-334 с.

71. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.:Академический проект, 2000.- 496 с.

72. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.:Владос, 2000.- 240 с.

73. Топчий Л.В. Проблемы теоретического обоснования личности социального работника в современной социокультурной реальности // Социальная работа.- 1992. -Вып. 1.

74. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России. – Т. 1-3. – М., 1994-1995.

75. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональ­ной этики социального работника. — М.: Союз, 1993.-199 с.

76. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО, 1997.-192 с.

77. Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М.:Владос, 1998. –178 с.

78. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М.: Гуманитарный изд.центр «Владос», 2001.-432 с.

79. Холостова Е.И.  Профессиональный и  духовно-нравственный  портрет социального работника. М.: Союз, 1993.- 35 с.

80. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы//Социальная работа. – 1992. – Вып. 2, 5.

81. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: «Дашков и К», 2000.-296 с.

82.  Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.:Юрист, 1998.- 334 с.

83.  Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики // Социальная работа.- 1992. -Вып. 2.

84. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника / Социальная работа.- 1992. -Вып. 5.

85. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993 — 1994. Т. 1 — 3.

Заказать диплом