Роль психологических установок пациентов инфекционного отделения в выздоровлении и ремиссии (диплом)

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли психологических установок больных  с инфекционными заболеваниями в выздоровлении и ремиссии.............................. 9

1.1. Исследования взаимосвязи болезней и эмоций человека как психосоматической проблемы в трудах отечественных и зарубежных авторов.............................. 9

1.2. Психосоматические особенности больных с инфекционными заболеваниями       28

1.3. Психологические установки на выздоровление и особенности психологической коррекции больных с инфекционными заболеваниями................................. 38

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ психологических установок на выздоровление  больных с инфекционными заболеваниями........................................................................................... 47

2.1. Организация и методы исследования...................................................... 47

2.2. Диагностика особенностей эмоциональной сферы больных с инфекционными заболеваниями................................................................................................. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 64

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 66

приложения.................................................................................................. 70

Введение

Каноны древней медицины подразумевали неразделимость телесного и психического. Каждый орган был описан в тесной связи с соответствующей органу эмоцией. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл. Еще Платон говорил: "Где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой".

Актуальность исследования. Здоровье исследуется специалистами из разных областей науки (Амосов Н.М., 1987; Брехман И.И., 1993; Петленко В.П., 1998; Розин В.М., 2000; Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000; Галиев М.А., 2001; и др.).

Уставом Всемирной организации здравоохранения в дефиницию здоровье включены понятия «физическое здоровье» и «психическое здоровье» (Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М., 1983; Голик А.Н., 2000; Перре М., Бауманн У., 2002; и др.). В настоящее время объектом исследования является также «психологическое здоровье», (Харькин В., Гройсман А., 1996; Дубровина И.В., 1998; Васильева О.С.,1999; и др.), «социальное здоровье» (Соковня-Семенова И.И., 1997; Сайко Ю.П., 2000; и др.).

В соответствии с логикой системно-субъектного подхода, принятого в психологии (Ломов Б.Ф., 1984; Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В., 1996; и др.), здоровье яв­ляется неотъемлемым компонентом целостной личности, детерминированным рядом многоуровневых факторов, обусловливающих целесообразность введения понятия «психосоматическое здоровье» (ПСЗ).

К настоящему времени имеются многочисленные подтверждения того, что на воз­никновение психосоматических расстройств большое влияние оказывают личностные особенности и эмоции чело­века. Распространенность эмоционально-личностных нарушений - существенный фактор увели­чения психосоматических заболеваний (Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.).

Острые формы проявления беспредметных эмоций: растерянность, аффект не­адекватности, несдержанность в общении, агрессивность, эмоциональная напряжен­ность, тревога, страх и многие другие обусловили возникновение проблемы психосома­тического здоровья (Л.М.Аболин, П,К.Анохин, Л.С.Выготский, Б.А.Вяткин, Э.Гельгорн, В.В.Зеньковский, А.С. Лазарус, Дж.Луфборроу, К.К.Платонов и др.).

В медицинской психоло­гии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы может служить кри­терием оценки общего состояния больного, а также критерием эффективности воздействия на больного тех или иных лечебных мероприятий. Именно поэтому эмоциональные нарушения стали объектом экспериментального изучения, а не только описания самых различных направлений внутри медицинской психологии. Эмоциональная патология изучается в настоящее время и в клинике психических заболеваний, и у больных с пограничными состояниями, и у соматических больных, и в русле психокоррекционного направления.

Экспериментальные и жизненные подтверждения, свидетельствующие о постоян­стве значения эмоционального компонента в сохранении психосоматического здоровья, являются веским основанием для вывода о том, что случаи его понижения нужно рас­сматривать как следствие нарушений организующей (регулирующей) функции эмоций в жизнедеятельности человека.

Существенным этапом в решении вопроса о нарушении психосоматического здо­ровья в связи с эмоциями являются исследования И.П.Павловым экспериментальных неврозов. Отрицательные эмоциональные сдвиги (неврозы) являются следствием рас­согласования деятельности корковых и подкорковых эмоциональных структур, в основе которого лежит один и тот же физиологический механизм - торможение коры со стороны перевозбужденного подкоркового центра. Такое объяснение представлялось достаточ­ным для признания участия нервного специфического субстрата эмоций в проявлении психосоматического здоровья.

Хотя эмоциогенные (напряженные) условия и вовлекают в большей мере в сферу своего действия «нижние этажи» мозга, они могут функционировать под воздействием высших эмоций (подлинно человеческих), способных не только к эмоциональному отра­жению, но и к оценке, осмыслению и регулированию поведения (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, П.М.Якобсон).

Инфекционные болезни — результат взаимодействия микроорганиз­мов с организмом человека. Выраженность и характер течения инфекци­онной болезни зависят от особенностей возбудителя болезни (вид возбу­дителя, выделение экзотоксинов, инвазивные факторы, механизмы раз­множения и т.п.), с одной стороны, и состояния защитных сил организма человека — с другой, т.е. обусловлены взаимодействием возбудителя, его вирулентности и резистентности организма. Например, достаточно одного контакта с вирусом кори, чтобы зако­номерно возникло заболевание. Индивидуальные особенности течения заболевания различаются мало; продолжительность инкубационного пе­риода, симптоматика и течение заболевания определяются характером вируса. Первый контакт с вирусом полиомиелита, например, не столь часто приводит к манифестации заболевания. Низкая заболеваемость при этой инфекции объясняется тем, что предрасположенность к этому по сравнению с таковой при кори имеется далеко не у каждого человека и варьирует индивидуально, причём восприимчивость может оказаться временной. Остановится ли инфекция на начальной или латентной ста­дии, зависит не только от свойств вирусов и иммунных факторов; изве­стно, что предшествующий «соматический стресс» может сказаться на локализации и выраженности параличей.

В связи с этим иммунную систему в последнее время определяют как связующее звено в функциональной психосоматической цепи. Интуи­тивные знания опытных врачей о том, что характер реакции на инфек­цию или на течение инфекционного заболевания зависит также от эмо­циональных факторов, могут теперь опираться на дифференцированные исследования иммунной системы. Взаимодействие психосоциальных или эндокринных влияний и иммунного ответа очень сложно: в афферент­ной части иммунной системы осуществляется влияние на активацию и инактивацию макрофагов, на лимфоток, а также происходят изменения аутоантигенов. В центральной части иммунной системы происходят изме­нение количества и деления иммунокомпетентных клеток в лимфоидной ткани, а также метаболизма мембран и нарушение специфических иммуноглобулинов. В эфферентной части иммунной системы даже малые изменения уровня кортикостероидов ведут к блокированию макрофага­ми комплексов антиген—антитело [A.Н. Слепушкин, 2001].

Попытки точнее определить влияние психических нагрузок, стрессов и эмоций на иммунную систему предпринимаются более 10 лет. Иссле­дования принадлежат к интереснейшей области психобиологии [Н. Weiner, 1977]; многое из того, чего не хватает современной психосоматике в пла­не понимания инфекционных заболеваний, аллергических реакций, ауто­иммунных заболеваний вплоть до онкологических, в патогенетическом плане может получить объяснение именно при изучении реакции им­мунной системы на психические нагрузки.

Для возникновения и течения инфекционных заболеваний важно то, что универсальные в целом типичные для данной болезни связи прояв­ляют своё специфическое содержание в каждом конкретном случае прежде всего на фоне индивидуальной истории жизни и особенностей субъек­тивных переживаний пациента, значение и тяжесть которых в каждом отдельном случае должны тщательно изучаться. История болезни и ис­тория жизни человека неразрывны, хотя в каждом отдельном случае зна­чение каждого из факторов порой бывает трудно оценить.

Следует отметить, что весьма важные, обобщенно выраженные в методологиче­ском отношении достижения отечественной психологии, например, в принципах: единст­ва интеллектуальных, эмоциональных и телесных проявлений (компонентов) деятель­ности; о регулирующем и дезорганизующем влиянии эмоций на поведение и деятель­ность человека не нашли еще достаточного воплощения в концепциях, которые бы от­ражали психологическую структуру эмоциональной активности человека по обеспечению своего психосоматического здоровья.

Отсюда вытекает проблема исследования: каким образом влияют психологические установки пациентов инфекционного отделения в выздоровлении и ремиссии.

Объект исследования – психологические особенности больных с инфекционными заболеваниями.

Предмет исследования – психологические установки пациентов с инфекционными заболеваниями и их роль в выздоровлении.

Цель исследования: выявление роли психологических установок пациентов инфекционного отделения в выздоровлении и ремиссии.

В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:

- изучить психологические особенности пациентов с инфекционными заболеваниями;

- провести диагностические исследования психологических особенностей пациентов с инфекционными заболеваниями и установить их взаимосвязь с протеканием болезни  больных данной категории;

- разработать комплекс коррекционных лечебно-восстановительных мероприятий для улучшения эмоционально-психологического состояния больного с инфекционными заболеваниями и проверить его эффективность.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: психологические установки больных с инфекционными заболеваниями зависят от эмоционально-личностных особенностей больных и типа отношения к болезни.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по медицине, клинической психологии, общей психологии.

О влиянии эмоциональной сферы на психосоматические заболевания утверждали такие авторы, как Ю.Ф.Антропов, Э.Гельгорн, Дж.Луфборроу, Д.Н.Исаев, В.Д.Менделевич, Ю.С.Шевченко и др.

Методологической базой исследования стала теория стресса Г.Селье, теория дифференциальных эмоций, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, медицине, социологии; наблюдение;  беседы и анкетирование; приемы психодиагностики; математические и статистические методы обработки результатов. Диагностика уровня развития физического здоровья проводилась с помощью изучения медицинской документации.

Методики исследования:

исследование отношения к болезни по методике ЛОБИ,

исследование уровня тревожности по методике Ч.Спилбергера,

методика Эйдмана (исследование волевой саморегуляции)

Опытно-экспериментальная база исследования: 30 человек – больных с заболеваниями гриппом, ОРЗ, гепатитом, ангиной, находящихся на лечении в Килемарской ЦРБ, РМЭ.

Научная новизна исследования: заключается в том, что в данном исследовании на основе теории стресса Г.Селье, и с помощью комплекса диагностических методик определена существенная роль психологических установок и эмоционального фактора в психосоматическом здоровье пациентов с инфекционными заболеваниями в выздоровлении и ремиссии.

Практическая значимость. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов психотерапевтической коррекции психологических установок больных с инфекционными заболеваниями с целью выздоровления и ремиссии, а материалы исследования могут быть использованы в работе врачей и медицинских психологов.

Структура работы: работа состоит их двух глав, введения, заключения, приложений.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.- 261 с.
  2. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека //Вестник РГНФ.- 1996.- № 3. - С. 11.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье - М.: Физкультура и спорт, 1987.-102 с.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-314 с.
  5. Андреева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания// Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК», 2000, №1.
  6. Анохин П. К., Орлов И. В.. Ерохина Л. Г. Боль.— В кн.: БМЭ. Изд. 3-е. М., 1976. Т. 3, с. 869—891.
  7. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем /Сб.: Принципы системной организации. - М.: Наука, 1973. - С. 28 - 41.
  8. Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35. - М., 1982
  9. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993.-239 с.

10. Аствацатуров М. И. О психосоматических взаимоотношениях при заболеваниях внутренних органов.— Клин. мед., 1934, № 9, с. 1261—1269.

11. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма и психологическая защита// Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979.-234 с.

12. Белов В. П., Костюнина 3. Г., Сергеев И. И. Аномалии личности при хронических соматических заболеваниях.— В кн.: Законо­мерные тенденции формирования личности. М.: Просвещение.- 1972.-321 с.

13. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Здоровье как структурообразующий конструкт духовной сферы человечества и условие творчества человека // Мир психологии, 2000.- №1. - С.90.

14. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.

15. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.:Дрофа, 1990.-127 с.

16. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека; Предисл. В.Г. Остроглазова. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.

17. Вальдман А.В., Звартау Э.Э. Эмоции и поведение. - Л., 1984.

18. Василенко В. X. К вопросу о концепции болезни.— Клин, мед., 1972, № 9, с. 140—146.

19. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001, 352 с.

20. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение.- 1976. - 320 с.

21. Виноградов М. В. Типы психических реакций в предоперационной (стрессовой) ситуации и индивидуальная, направленная преме-дикация. Автореф. дисс. канд. М., 1972.- 14 с.

22. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М. -Т. 2, 3, 1982.

23. Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека //Природа психического: Сб. тез. докл. республ. теор. конф. -Пермь: 1994 - С. 63- 66.

24. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.:Дрофа, 1966.-240 с.

25. Горохова В. Н. Клинико-психологический анализ соци­ально адаптированных лиц, страдающих хроническими дермато­зами // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР.—М., 1977.

26. Давиденков С. П. Неврозы. Л., 1963.- 156 с.

27. Иванов Н. В. О диагностическом значении позиций личности при неврозах.— В кн.: Проблемы личности. Материалы симпозиума М.: Медицина.- 1970.-59 с.

28. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентации человека.// Вестник АМН СССР, 1982.- №4.-С.18

29. Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с анг. - М., 1981.

30. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Ме­тоды психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина- 1983.-312 с.

31. Карвасарский Б. Д. Психотерапия.—Л.: Медицина, 1985.— 191 с.

32. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л.:Медицина.-1980.- 184 с.

33. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. Минск.:Вышейша школа.-1998.- 212 с.

34. Ковалев В. В. Личность и ее нарушения при соматической болезни.— В кн.: Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М.: Медицина.- 1972.- 457 с.

35. Крайг Г. Психология развития. 7-е международно-издание. "Питер", Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск. 2000.-319 с.

36. Лакосина Н. Д.. Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской пси­хологии. М.: Медицина.- 1976.- 320 с.

37. Лебединский М. С. Деонтологический аспект в проблеме личность и болезнь.— В кн.: Проблемы медицинской деонтологии. М.: Медицина.- 1977.-430 с.

38. Лежепекова Л. Н., Якубов Б. А. Вопросы психогигиены и психопро­филактики в работе практического врача. Л.: Медицина.- 1977.- 182 с.

39. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.

40. Либих С. С. Психология больного и психология болезни.— В кн.: Вопросы медицинской психологии и психотерапии. Тамбов, 1974.-420 с.

41. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии.- 1975.- №2. -С.31 -45.

42. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. М.:Медпресс.-1998.-592 с.

43. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. Универс.-1987.- 167 с.

44. Онищенко Г. Г. Эпидемическая обстановка в Российской Федерации и основные направления деятельности по ее стабилизации-М., 2002.-С.24-25.

45. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Дрофа, 1998. -  124 с.

46. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии, 2000.- №1. - С. 15.

47. Сайко Э.В.. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - Москва-Воронеж.: НПО «МОДЕК».-2000.- №1 - С.6.

48. Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1979.-102 с.

49.  Слепушкин А. Н. Современные особенности эпидемиологии и профилактики гриппа.-Журн. микробиол.-2001-№1, С.95-99.

50.  Слепушкин А. Н., Федорова Г. И. Клиническое применение дипиридамола (курантила) для профилактики острых респираторных заболеваний.-Клин. фармакол. тер.- 2000.- №1.- С.39-41.

51. Смородинцев А. А. Грипп и его профилактика.-Л., 1984. С.218-220.

52. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - Т.2. –231 с.

53. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 1997. – 110 с.

54. Тарнавский Ю.Б. Под маской телесного недуга. - М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Медицина"; №3).

55. Ткаченко Б.И., Сидоров П.И., Брин В.Б., Завьялов А.В., Захаров Ю.М., Кураев Г.А.. Физиол. основы здоровья человека. - СПб., Архангельск: СГМУ, 2001.-728 с.

56. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986. - 384 с.

57. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. Изд-во Магистр, 1996. - 123 с.

58. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии, 2000.- №1.- С.54-68.

59. Яценко Ю.Т. Здоровье или болезнь. Взгляд на проблему// Мир психологии.-2000.-№1.-С.165-169

Заказать диплом