Самосознание юристов (диплом)

Содержание

Введение...................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические аспекты формирования профессионального сознания юристов.................................................................................... 10

1.1. Понятие самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов 10

1.2. Формирование профессионального самосознания в условиях образовательной среды................................................................................................................ 20

1.3. Особенности развития самосознания у юристов процессе профессиональной деятельности.................................................................................................... 29

Глава II. Исследование особенностей формирования профессионального самосознания  юристов........................... 37

2.1. Организация и методы исследования.................................................. 37

2.2. Результаты диагностического исследования самосознания юристов 43

2.3. Развитие самосознания будущих юристов........................................... 55

Заключение.............................................................................................. 74

Список использованных источников........................................ 79

Приложения.............................................................................................. 84

Введение

Актуальность исследования. В условиях социально-экономических преобразований рос­сийского общества, становления новой государственности, качест­венных изменений ценностей и потребностей современного обще­ства, обновления законодательства, создания эффективно дейст­вующей рыночной экономики, борьбы с преступностью возрастает социальная значимость профессии юриста. В связи с этим возни­кает крайняя необходимость в развитии у будущих юристов уме­ния грамотно решать профессиональные задачи, осознания обще­ственной значимости своей профессии, высокого уровня правосоз­нания. Лишь высококвалифицированные специалисты, обладаю­щие потенциальными возможностями продуктивно работать в но­вых условиях жизни, отличающиеся нестандартным творческим стилем решения профессиональных задач, способны изменить криминальную реальность и достичь большей эффективности в сфере правового регулирования.

Высокий профессиональный уровень таких специалистов в значительной мере обусловлен развитием профессиональной го­товности, профессионального самосознания и может явиться ре­зультатом целенаправленной организации системы формирования самосознания будущих юристов, осуществляемой в течение всех лет обучения в вузе.

Поступление в вуз — лишь первый шаг выбора своего со­циального самоопределения. Уже первый год обучения вносит существенные коррективы: 12% опрошенных первокурсников признали выбор ошибочным. При этом число студентов неудов­летворенных своей будущей специальностью, критически оцени­вающих творческие возможности профессии, к старшим курсам заметно увеличивается. Это свидетельствует об определенной завышенности представлений у первокурсников о будущей спе­циальности.

В своем выборе студенты основываются скорее на ценностном представлении о содержании профессиональной дея­тельности, чем на реальном знании. За годы обучения представ­ление о профессии становится более полным. Одним из важней­ших факторов, закрепляющих сделанный выбор, является активная общественная, воспитательная и культурно-про­светительская деятельность студентов среди детей и молодежи.

Студенческие годы оказывают воздействие на оценку правильности сделанного профессионального выбора, формируют удовлетворенность избранной профессией в той мере, в какой обеспечивают активное вовлечение личности в разно­образные виды педагогической деятельности. Но как бы ни совершенствовался воспитательный процесс в высшей школе, выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося профессионала. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой, а профессиональная подготовка — нечто более сложное, чем хо­рошие отметки в дипломе. Тем не менее формирование профессионального сознания достаточно актуально именно на студенческой скамье.

Боль­шинство исследователей проблемы са­мосознания склонны понимать под са­мосознанием осознание человеком себя как личности, а под расширением са­мосознания — расширение сферы осо­знания самого себя. Мы придерживаем­ся точки зрения ряда авторов, согласно которой самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого че­ловек познает себя и относится к само­му себе. Но самосознание характери­зуется также своим продуктом — пред­ставлением о себе, Я-концепцией.

Юридическая деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т. д.

В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона. В связи с чем уровень самосознания юристов должен быть высок.

Вся юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии регулируется правом, и это на­кладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет свои будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.

Кроме того, самосознание включает в себя гордость за свою профессию, достоинство. Но часто бывает и так. Человек выбирает себе профессию по желанию, но, столкнув­шись с реальной практикой, трудно­стями, конфликтами, непрогнозируемыми ситуациями и не будучи готовым к ним, теряется, приспосабливается, становится безликим исполнителем профессиональных обязанностей. И в это же время работают юристы, которые берут на себя смелость выйти за пределы привычного массового опыта, вносят в традиционную организацию труда существенные, принци­пиальные изменения и пытаются их осуще­ствить. И у тех, и у других развитие профессионального самосознания происхо­дит спонтанно, под влиянием общественно­го сознания, господствующего мировоззре­ния, нравственных и эстетических норм, условий и обстоятельств жизни, личностных проявлений. А можно ли этот процесс направить? Возможно ли целенаправленное формирование профессионального самосо­знания и как оно происходит за период обучения в вузе ? Поиск ответов на эти вопросы определил проблему исследования и выбор темы дипломной работы – «Особенности развития самосознания у юристов».

Проблема развития профессионального самосознания юриста приобретает также особую актуальность вследствие обострения противо­речий между наличным уровнем практической подготовки буду­щих специалистов и объективными потребностями совершенство­вания высшего юридического образования. В связи с этим важной социально-психологической задачей высшей школы на современ­ном этапе развития общества является формирование профессионально-направленного самосознания специалиста, в том числе и будущего юриста, как существенной предпосылки для дальнейшей успешной деятельности. Кроме того, большое значение приобрета­ет проблема создания таких условий, которые давали бы возмож­ность самосознанию юристов постоянно совершенствоваться.

Объектом исследования является  самосознание как черта личности.

Предметом исследования являются особенности развития самосознания юристов и студентов - будущих юристов.

Целью данной дипломной работы является изучение самосознания юристов.

Исходя из этого задачами нашего исследования являются:

1. Анализ литературных источников по проблеме исследования;

2. Диагностика самосознания юристов и студентов, получающих юридическое образование;

3. Разработать и апробировать программу развития профессионального самосознания будущих юристов.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что профессиональное самосознание будущих юристов – студентов юридического ВУЗа и работающих юристов отличается и характеризуется сменой мотивов профессиональной деятельности и личностных особенностей.

Методологическую основу исследования составила теория  Р. Бернса о Я-концепции личности, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев; П.К.Анохин; А.Н Леонтьев; Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, социологии, среди которых можно отметить Кова­лев Л.Г., Резник С., Уткин Э.А. и др. Однако развитию самосознания именно юристов посвящено очень мало публикаций. Источни­ками для написания данной работы явились работы В.А.Мальцева, Мельникова В.П., Атаманчука Г.В. и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • Теоретический анализ литературы;
  • Наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Беседы;
  • Психодиагностика;
  • Статистические методы обработки результатов.

В процессе проведения диагностики были использованы следующие методики:

-исследование уровня субъективного контроля;

-исследование общительности по методике В.Ряховского;

-исследование мотивации к достижению успехов по методике Немова Р.;

-исследование лидерских качеств по методике Немова Р.;

-исследование направленности личности (опросник ОА).

-диагностика уровня саморазвития и профессиональной деятельности (Л. Н. Бережнова).

Экспериментальная база: исследования проводились на базе Института экономики управления и права (г. Зеленодольск, РТ) и в Центральном РОВД г. Зеленодольска.  В исследовании принимали участие студенты ИЭУП в количестве 20 человек и работники правоохранительных органов – следователи, дознаватели, криминалисты в количестве 20 человек.

Новизна исследования определяется недостаточностью разработки проблемы. В данной работе представлен комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень самосознания юристов и разработаны и апробированы мероприятия Программы по развитию профессионального самосознания юристов.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практике профессиональной деятельности юристов, а также в процессе обучения в ВУЗе.

Структура и объем исследования: в настоящем варианте работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Список использованных источников

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология / К.А. Абульханова-Славская.  - М.: Наука, 1980. - 334с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельно­сти. Методические проблемы психологии/ К.А. Абульханова-Славская. - М.:  Наука,   1973. -228с.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М.: Наука, 1994. - 324 с.
  5. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека / Материалы симпозиума по соотношению биологического и соци­ального / П.К.Анохин. - М.: МГУ, 1975. - 318с.
  6. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1976, - 200с.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. - 160с.
  8. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Берне. - М., 1986. -120с.
  9. Бехтерев В.М. Сознание и его границы / В.М. Бехтерев. — Казань, 1938.
  10. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология / В.М. Блейхер. - Ташкент, 1976, С.140-142.
  11. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы про­фессионализма  личности  /  Психология   исследования   проблемы формирования личности профессионала / В.А. Бодров. - М.: МГУ, 1991. - С.З-24.
  12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Избран­ные труды / Л.И. Божович. - М.: Наука, 1995. – 349 с.
  13. Васильев В.Л.  Психологические основы организации труда следователя / В.Л. Васильев. -Волгоград, 1976.-220 с.
  14. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - СПб.: Питер, 1997. -656с.
  15. Введение в философию / Под ред. И.П. Орлова. - М.: Полит­издат, 1990. -496с.
  16. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведе­ния / Собр. Соч. Т.1. / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С.78-98.
  17. Габдреева   Г.Ш.   Основы   самоуправления   психическим   со­стоянием // Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов./ Г.Ш. Габдреева. -Казань: КГУ, 1983. - С.135-191.
  18. Диагностика  профессионально  значимых  качеств   будущего специалиста: Метод, указания / Сост. М.Г. Рогов. - Казань: КГТУ, 1994. -40с.
  19. Дулов А.В. Судебная психология /А.В. Дулов. - Минск, 1975. - 268с.
  20. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. - М.: Юристэ 1996. – 330 с.
  21. Игнатенко   М.С.   Концептуальные   модели   педагогического процесса в формирующемся профессиональном сознании учителя: Автореф. дис. к. психол. н. / М.С. Игнатенко. - СПб.: РГГУ, 1993. – 24 с.
  22. Карпов  А.В.   Психология   принятия  решений  в   профессио­нальной деятельности / А.В. Карпов. - Ярославль: ЯГУ, 1980. - 153с.
  23. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1977. - 175с.
  24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание / И.С. Кон. — М., 1984. -335с.
  25. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: МГУ, 1978. - 367с.
  26. Корнева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции про­фессиональной деятельности / Л.Н. Корнева // Вестн. Ленингр. Ун-та. - Сер. 6, 1989. -Вып. 4, №27.
  27. Леонтьев   А.Н.   Проблема  развития   психики./ А.Н. Леонтьев  -   М.:   Мысль, 1965.- 573с.
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: По­литиздат,1972. - 304с.
  29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические  проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 344с.
  30. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1995.
  31. Мейли Р. Структура личности. - В кн.: Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фреса, Ж. Пиаже./ Р. Мейли.- М., 1975, вып. V.
  32. Мерлин В.С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых   свойств   индивидуальности   //   Проблемы   инте­грального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - Пермь, 1978. - С. 15-40.
  33. Мясищев   В.Н.   Сознание   как   единство   отражения  действи­тельности и отношения к ней человека. - В кн. Проблемы созна­ния / В.Н. Мясищев. - М., 1966.
  34. Неймарк М.С.  О  соотношении осознанных и неосознанных мотивов поведения / М.С. Неймарк // Вопросы психологии. - 1968. №5. - С. 62-69.
  35. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории./ Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - С.127-129.
  36. Петренко В.Ф.  Основы психосемантики / В.Ф. Петренко.  - Смоленск:  СГУ, 1997. -400с.
  37. Психологические   аспекты   формирования   профессионала   в период обучения в вузе / Краснова М.А., Бабушкин Г.Д. // Теория физ. культуры. - 1996. - №12. - С.65.
  38. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей/ А.Р. Ратинов. - М.: Юрид. лит., 1967. - 135с.
  39. Розен Г.Я. Самосознание как проблема социальной перцеп­ции. - В кн. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Г.Я. Розен. - Краснодар, 1977.- 122 с.
  40. Розин Д.В.  Психологическое содержание понятия «профес­сиональное сознание учителя» / Психологические проблемы разви­тия профессионально сознания учителя. Межвузовский сб. научн. трудов./ Отв. ред. Д.В. Розин. - Л.:ЛГПИ, 1991. - С.3-9.
  41. Романов   В.В.   Юридическая   психология:   Учебник./ В.В. Романов. -   М.: Юристъ, 1998. – 488 с.
  42. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1957. -185с.
  43. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педаго­гика, 1973. - 416с.
  44. Соколов  Н.Я.   Профессиональное  сознание  юристов / Н.Я. Соколов.   - М., 1988. -222с.
  45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. –303 с.
  46. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции тео­рии деятельности А.Н. Леонтьева. - В кн.: А.Н. Леонтьев и совре­менная психология. / В.В. Столин. - М., 1983. - 288с,
  47. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 1983. - 285с.
  48. Суворов Г.Б. Теория и методология диагно­стики свойств и состояний человека в профессиональной деятель­ности / Теоретические прикладные вопросы психологии. Вып. 1. / Под ред. А.А. Крылова / Г.Б. Суворов, В.Б. Чесноков. - СПб.: СпбГУ, 1995. - С.86-97.
  49. Чамата П.Г. К вопросу о генезисе самосознания личности / Проблемы сознания. Материалы симпозиума / П.Г. Чамата. - М.: 1966. - 235с.
  50. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977.- 144с.
  51. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников / С.Н.Чистякова. -М.: Педагогика, 1983. - 96с.
  52. Шорохова Б.В. Проблемы сознания в философии и истории / Б.В. Шорохова. - М.: Соцэкгиз, 1961. - 520с.

Заказать диплом