Система качества учреждений социального обслуживания в РФ и РМЭ (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. Особенности системы качества учреждений социального обслуживания.............................................................................................. 7

1.1. Понятие системы качества учреждений социального обслуживания....... 7

1.2. Задачи и принципы системы качества учреждения социального обслуживания    10

2. Анализ системы качества учреждения социального обслуживания в РМЭ на примере ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям»......................................................................... 18

2.1.  Социальная помощь семье в РМЭ........................................................... 18

2.2. Качество социального обслуживания в Территориальном центре социальной помощи семье и детям в г. Йошкар-Оле....................................................................... 21

3. Предложения по развитию системы качества учреждений социального обслуживания............................................................... 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 60

Приложения.................................................................................................. 64

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в следующем. Социальная сфера является истинно общечеловеческой ценностью. Человек трудится, учится, укрепляет здоровье для того, чтобы жить. И государство, общество, сам человек должны делать все возможное, чтобы эта жизнь была счастливой, нормально обеспеченной.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает аспект социальной защиты.

Социальная политика необходима и для того, чтобы способствовать удовлетворению "здоровых" потребностей членов общества, своевременно регулировать процессы его социальной дифференциации, не допуская углубления противоречий и обострения конфликтов. Базовой целью социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы.

Главные задачи социальной политики состоят в гармонизации общественных отношений, выработке путей создания социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, методов воздействия социальных факторов на экономику, ускорение научно-технического прогресса.

Однако вышеперечисленные факторы недостаточно учитывались разработчиками государственной экономической и социальной политики на этапе рыночной модернизации постсоветской России.

В условиях социально-экономических реформ государственная социальная политика претерпела существенные изменения. В процессе реализации социальных программ выяснилось, что необходимы новые подходы для решения проблем. Переход к рыночной экономике обострил вопросы материального положения большинства граждан. Советский опыт разрешения социальных проблем оказался неэффективным в новых условиях. Это привело к необходимости формирования новой системы социальной защиты, социального обслуживания граждан и организации социальной сферы в целом.

В свете новой экономической ситуации особое внимание уделяется поиску путей оптимизации социального обслуживания и повышению его эффективности и продуктивности. Актуальной проблемой является предоставление социальных услуг в более эффективных формах на основе государственных стандартов социального обслуживания, разработка системы оценки качества реализации социальных программ, изменение механизмов финансирования некоммерческих организаций, сокращения числа экономически и социально неэффективных учреждений социального обслуживания (УСО) и др.

В России до сих пор отсутствует нормативная база для создания системы государственных социальных стандартов, определяющих социальные обязательства государства перед населением. Что имеет непосредственное влияние на определение теоретических и практических аспектов социально-экономической миссии УСО: социальные стандарты ее реализации, определение социально-экономической эффективности деятельности УСО, ее критерии и показатели, а также оценка эффективности с учетом региональных особенностей социального обслуживания населения.

Для определения эффективности системы качества учреждений социального обслуживания в настоящее время разработан единственный специальный документ – Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52497-2005», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 534-ст.

В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации: от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О защите прав потребителей"; от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В стандарте реализованы также нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 113 "О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг".

Из всего этого вытекает необходимость формирования новых научно-обоснованных подходов к определению и оценке социально-экономической эффективности социального обслуживания, направленного на реализацию государственных социальных стандартов, сокращения неоправданных бюджетных расходов и более рациональное использования финансовых и материальных ресурсов.

Основные теоретические, методологические и нормативно-управленческие вопросы социального обслуживания, его организации и финансирования рассмотрены в работах A.M. Бабича, Е.Н. Жильцова, Н.И. Сидорова, Е.В. Сосновой, СВ. Шишкина, Т.В. Юрьевой, Л.И. Якобсона и др.

Решению проблем становления и развития отраслей, предоставляющих социальные услуги, разработке государственных стандартов социального обслуживания, системе оценки качества выполнения социальных программ посвящены труды Г.Н. Кареловой, A.M. Панова, Г.И. Климантовой, Б.А. Суслакова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостовой, Л.П. Храпылиной, Т.В. Шеляг и др.

Подходы к определению эффективности программ адресной социальной поддержки и социального страхования, ряд практических вопросов организации социальной защиты социально-уязвимых категорий населения отражены в исследованиях В.Н. Бобкова, Э.Б. Гилинской, СВ. Кадомцевой, В.А. Литвинова, В.Ф. Майера, Н.С Маликова, О.И. Меньшиковой, Л.А. Миграновой, П.С. Мстиславского, В.Г. Павлюченко, А.А. Разумова, Л.С. Ржанициной, Н.М. Римашевской, В.Д. Ройка, А.К. Соловьева, Т.Н. Степановой, О.Л. Шахназарова, Л.П. Якушева.

Цель работы – изучить систему качества учреждений социального обслуживания в РФ и РМЭ.

Задачи работы:

  1. Изучить понятие системы качества учреждений социального обслуживания;
  2. Проанализировать систему качества учреждения социального обслуживания в РМЭ на примере ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям»;
  3. Внести предложения по повышению эффективности системы качества учреждений социального обслуживания в РМЭ и ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям».

Гипотеза исследования – эффективность системы качества учреждений социального обслуживания в настоящее время в основном определяется по сравнительным экономическим оценкам затрат на различные формы оказания помощи (на дому или в стационарных условиях). Социальные результаты оказания услуг, как правило, не сопоставляются с материальными издержками.

Объектом исследования является система качества учреждений социального обслуживания и их социальная деятельность.

Предмет исследования — эффективность качества учреждения социального обслуживания в РМЭ на примере ГУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям».

В процессе исследования применялись методы системного количественного, качественного и факторного анализа, прогнозирования, экспертных оценок и анализа данных.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ// РГ.-1993.-№235

2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.01.2008) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 1. - Ст. 16

3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.01.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2005. - N 1 (часть 1). - Ст. 14

4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- N 50.- Ст. 4872

5. Федеральный закон  от 21.12.96 №159 (ред. от 22.08.2004)   «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ, 23.12.96, №52, ст.5880

6. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»// СЗ РФ.-1992.-№12.-Ст. 1254

7. Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 50-З (ред. от 01.03.2006)«О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2004.-№12

8. Закон Республики Марий Эл от 06.07.2006 N 35-З "О Республиканской целевой Программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"// Марийская правда.- N 126.- 13.07.2006.

9. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17.10.2003 N 323 «Об использовании  средств пенсионного фонда РФ, выделяемых на оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая газификацию домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов, в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2003.- N 11.- Ст. 369

10. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 1.02.2006 N 22 «Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- N 2, 26.03. 2006.- Ст. 116

11. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.06.2002 N 173 «О финансировании учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» //Собрание законодательства Республики Марий Эл.- N 7.- 26 июля 2002.- Ст. 268

12. Постановление Мэра города Йошкар-Олы от 22.01.2002 N 118 «Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения администрации г.Йошкар-Олы» //Документ опубликован не был

13. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52497-2005», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 534-ст.

14. Бобыков, В. Адресная социальная поддержка населения / В. Бобыков // Человек и труд. - 2006. - №6. - С.42-45

15. Борисов, В. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности семьи и детей / В. Борисов // Социальное обеспечение. - 2007. - №. 5.

16. Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и  детства / Н.В. Гуль // Журнал российского права. – 2007. - N 4

17. Дармодехин С.В., Проблемы семьи и семейной политики/ С.В. Дармодехин//Со­циально-политический журнал.-2007.- N 9/10.- С.43-53

18. Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита / М.Э. Дмитриев //Общественные науки и современность, - 2005. - № 3. – с.16-32

19. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224с.

20. Иванов В. Какой быть новой социальной политике / В. Иванов // Независимая газ. – 2006. – 21 марта. – С.15.

21. Информация о работе Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, городских, районных отделов социальной защиты населения и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и инвалидов в 2005-2007 гг. Йошкар-Ола, 2008

22. Карелова Г. Социальная защита / Г. Карелова // Человек и труд. – 2007. - № 6. – С.11-15.

23. Кривко С. Социальному обслуживанию населения – Особое внимание / С. Кривко // Социальное обеспечение. – 2006. - № 2. – с.17-20.

24. Kyвшинникова, В.А. Социальное положение нуждающихся семей / В.А. Кувшинникова, Л.М. Потолова //Социол. исслед. -2007. - № 12.

25. Куликова, И.Ф. Семейная политика / И.Ф. Куликова // Работник социальной службы. - 2008. - № 1.

26. Курбатова В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 576 с.

27. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения / М.И. Лепихов.- М.: Былина, 2007.-232 с.

28. Логунова, Н. Поддержка или подобие?/ Н. Логунова //Социальная защита.- 2006.- N 2.- С. 97- 99

29. Маркова О. Льготы и пособия - инструменты семейной политики./ О. Маркова // Человек и труд.- 2007.- N 3.- С.6-7

30. Материалы исследования отделов социального обеспечения России. 2007 г.Йошкар-Ола.-2007 г.

31. Менеджмент социальной работы: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений /Под ред.Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛ АДОС, 2001.

32. Основные социальные гарантии, льготы и выплаты на детей// Фин. Россия.- 2007.-№10.- С.14

33. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

34. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395с.

35. Павлова Н. Назначение и выплата пособий на детей в современных условиях / Н. павлова // Социальное обеспечение. -2006 .-№11.

36. Панкратьева Н. В. Социальная защита семей с детьми/ Н.В. Панкратьева // Семья в Рос­сии. - 2007.-№ 2.

37. Пенкова – Люейер П. Социальная политика муниципальных образований: Содержание, приоритеты, механизмы осуществления: Муниципальное управление, вып.3. / П. Пенкова – Люейер, Л. Рогозина. – М: 2005.

38. Поспелов К. Социальные информационные технологии. Государственное управление. / К. Поспелов // Социальное обеспечение. – 2005.- № 2. с.15-17.

39. Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты / А.Н. Савинов, Г.Ф. Зарембо. - М.: Мастерство, 2001.-192 с.

40. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России / О. Самарина // Вопросы экономики.-2007.-№3.-С.131-136

41. Семейная политика в РМЭ.-Йошкар-Ола.-2007

42. Соколова Л. Проблемы стационарных учреждений и социальной помощи на дому / Л. Соколова // Социальное обеспечение. – 2007. - № 5. – с.4-7.

43. Социальная защита населения в регионе: Учебн. пособие. Екатерин­бург, 1999.

44. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 480 с.

45. Технологии социальной работы: учебник для вузов/ Т.В.Шеляг, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова; ред. Е.И. Холостова; Моск. гос. ун-т соц.работы; Соц. технол. ин-т. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 399с.

46. Шарин В.  Принципы современной социальной помощи. / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2005. - № 2. – с.2-8.

47. Шарин В.  Проблемы адресной социальной помощи. / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2005. - № 3. – с.21-25.

48. Шарин В.  Социальное обслуживание: проблемы, пути развития  / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2003. -№ 1. – с.12-15.

49. Шувалова,  Н. Основные социальные гарантии семьям, имеющим детей / Н. Шувалова // Хозяйство и право.- 2006. - №9. - С.144-149

Заказать курсовую