Сюжетно-ролевая игра как фактор гармонизации в среде старших дошкольников (курсовая работа)

Содержание

Введение. 3

1. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии гармоничных взаимоотношений старших дошкольников. 7

1.1. Игровая деятельность – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста  7

1.2. Виды игр старших дошкольников. Особенности сюжетно-ролевых  игр в старшем дошкольном возрасте. 10

2. Закономерности формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.. 19

2.1. Особенности общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте  19

2.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие гармонизации отношений в среде детей старшего дошкольного возраста. 27

3. исследование влияния сюжетно-ролевых игр на формирование гармоничных взаимоотношений старших дошкольников. 38

3.1. Диагностика взаимоотношений дошкольников. 38

3.2. Использование сюжетно-ролевых игр для гармонизации в среде старших дошкольников. 46

3.3. Анализ результатов исследования гармонизации в среде старших дошкольников после проведения развивающих мероприятий. 50

Заключение. 55

Литература.. 58

Приложения.. 61

Введение

 

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народ­ного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, созда­вая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрастем.

Особенно актуальным является изучение вопроса гармонизации взаимоотношений дошкольников.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики еди­нодушно признают, что игра как важнейшая специфическая дея­тельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитатель­ные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в ра­боте, когда вырастет», — говорил А. С. Макаренко. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. [1] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до­школьной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоя­тельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под­чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение пра­вилам происходит в том случае, когда они не навязывают­ся извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспита­тель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые обществен­ные тенденции и проявляют живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию коллективистских чувств и формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования – «Сюжетно-ролевая игра как фактор гармонизации в среде старших дошкольников».

Объект: роль сюжетно-ролевой игры в формировании гармоничности взаимоотношений старших дошкольников.

Предмет: особенности влияния сюжетно-ролевых игр на формирование гармонизации взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Целью данной работы является выявление особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста и изучение влияния игры на формирование гармонизации взаимоотношений старших  дошкольников.

Задачами работы стали:

  • Изучить проблему игры и ее роли в формирование гармоничых взаимоотношений в среде старших дошкольников в трудах педагогов и психологов;
  • Провести диагностические исследования взаимоотношений старших дошкольников;
  • Предложить комплекс сюжетно-ролевых игр для развития гармоничных отношений старших дошкольников.

Гипотеза: сюжетно-ролевые игр позволяют эффективно влиять на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследования проводились на базе детского сада «Солнышко» с воспитанниками старшей группы в количестве 20 человек, г. Волжск.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Вопросам игры и игрушки, а также влиянию игры на взаимоотношения дошкольников посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Флерина Е.А. и многие другие.

Методами исследования является:

  • изучение литературы по педагогике и психологии;
  • наблюдение за дошкольниками;
  • психолого-педагогический эксперимент;
  • математическая обработка результатов.

Методиками исследования стали:

  • исследование социального статуса и взаимоотношений младших школьников методом социометрии (модификация М.А.Панфиловой);
  • исследование статусного места ребенка в группе (методика Т.Д. Марцинковской);
  • исследование межличностных взаимоотношений в группе по методике «Выбор в действии» (по Немову Р.С.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный теоретический и практический материал может быть использован в системе дошкольного воспитания.

Новизна исследования. В настоящее время в педагогической литературе достаточно разработок о роли игровой деятельности в жизни ребенка-дошкольника, однако еще не достает практических разработок в области гармоничного развития ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры, поэтому наше исследование является одним из новых исследований.

Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

 


[1] Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

 

Заказать курсовую