Сказкотерапия как средство преодоления эмоциональных трудностей дошкольников (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования влияния сказок на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.. 7

1.1. Особенности детской литературной сказки в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.2. Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста. 14

1.3. Возможности сказкотерапии в преодолении эмоциональных трудностей ребенка дошкольного возраста. 20

Глава 2. влияние сказкотерапии на эмоциональную сферу дошкольников. 35

2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников. 35

2.2. Использование сказкотерапии для преодоления негативных эмоций дошкольников  39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

Литература.. 51

Приложение. 55

Введение

Актуальность исследования. Рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка-дошкольника предполагает всестороннее психологическое изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, характера его внутренних психических процессов, мотивации, моральной сферы, особенностей его переживаний, качеств личности, мировоззрения.

Проблема условий эмоционального благополучия ребенка привлекает все большее внимание широкого круга иссле­дователей  (Захаров А.И.[19], Маралов В.Т.[35], Божович Е.Д.[4; 5],  Бреслав Г.М. [8],  Савина Е., Шапина Н.[50],  Репина Т.А.[48]  и др.)

Основным приоритетом сегод­ня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и по­требностей, развитие творческих спо­собностей и забота о его эмоциональ­ном благополучии.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным. В настоящее время увеличилось чис­ло детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверен­ностью, эмоциональной неустойчиво­стью.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться,      помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант,       который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными       становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила,       прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего       цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и       отзывчивость.

Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (Анохин П.К., Бреслав Т.М., Запорожец А.В., Выготский Л.С.), о возрастных закономерностях развития эмоций (Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д., Божович Л.И. и др.), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С., Цыркун Н.А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отноше­ния к другим людям, которое становится его внутренним побужде­нием, свойством личности ребенка,— задача совершенно иного ка­чества и сложности. Сложность ее состоит в том, что, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, кото­рая характеризует «человеческое в человеке» и которая относит­ся к сущностным характеристикам человека.

Одним из важнейших социально-педагогических средств формиро­вания личности ребенка является сказка. Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, возможности «изживания эмоций» интересно описаны знамени­тым американским психологом и психиатром Бруно Беттельхаймом. Он утверждает: «Детям нужны сказки» (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для раз­вития личности.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаро­вывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие.

В отечественной педагогике изучением вопроса об использовании сказок в воспитании детей занимались многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность сказок Е.А. Флерина.

Имеются исследования (М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Ф. [54] Лукиной [32] и др.), освещающие положительную роль художественной литературы, а также и народной сказки в воспитании детей.

Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близко­го человека; в случае психоэмоциональной травмы, развода ро­дителей и пр. То есть в тех случаях, когда, необходимо объяснить смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение. Однако в настоящее время все еще мало изучена проблема сказкотерапии как средства преодоления эмоциональных трудностей дошкольников, поэтому она достаточно ак­туальна для рассмотрения и изучения в практике психологического консультирования и воспитания.

Объектом исследования является эмоциональное развитие ребенка.

Предметом исследования – сказкотерапия как средство создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение роли сказкотерапии для преодоления эмоциональных трудностей ребенка дошкольного возраста.

Исходя из этого задачами данной работы является:

теоретически проанализировать литературу по данной проблеме;

выявить особенности формирования эмоциональной сферы ребенка;

провести диагностические исследования эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

предложить мероприятия с использованием сказкотерапии для преодоления эмоциональных трудностей ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: сказкотерапия является эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей ребенка дошкольного возраста.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

Экспериментальная база: исследования были проведены с детьми дошкольного возраста в количестве 10 человек.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

наблюдение за детьми;

психолого-педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов .

Для определения особенностей эмоциональной сферы ребенка использована методика Дреминой И.Е. «Раскрась фигуры».

Новизна исследования. Далеко не все стороны эмоционального развития ребенка и особенности условий его благополучия изучены на сегодняшний день, поэтому новизна нашего исследования заключается в разработке мероприятий с использованием сказок для формирования благополучной эмоциональной сферы дошкольников.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что рекомендуемые методы диагностики и мероприятия с использованием сказкотерапии по формированию эмоционального благополучия помогут воспитателям детских садов, педагогам, психологам выявить и устранять отклонения в эмоциональном развитии детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе рассмотрены возможности сказкотерапии как средства преодоления эмоционального неблагополучия дошкольника в ДОУ.

В соответствии с задачами, поставленными в работе, можно сделать следующие выводы:

1. этим проблемам уделяется огромное внимание педагогов и психологов. Сохранение психического рав­новесия, возможность избегания негативного влияния чрезмерных темпов жизни - важная задача в современной тяжелой социальной обстановке. Выходом из этого тупика может быть только поиск подхода к воспитанию ребенка как самостоятельной лич­ности, создание такой среды, в которой ребенок будет развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность.

2. Формами эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте могут стать тревожность, агрессия, страхи, неуверенность, одиночество, заниженная самооценка и др.

3. Для преодоления эмоциональных трудностей в дошкольном возрасте используются различные средства психокоррекции, одним из которых является сказкотерапия. Чувства и переживания, испытываемые старшими дошкольниками при слушании сказок, уже достаточно глубоки и устойчивы. Разнообраз­ны и способы выражения их: в одних случаях дети начи­нают улыбаться или громко смеяться, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу; в других — внешняя активность тормозится: дети затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего. Переход от одного состояния к другому происходит быстро и обусловлен поворотом фабулы сказки, сменой настроения при описании переживаний героя или картин природы и т.д. Более углубленное понимание старшими дошкольниками содержания сказки, эмоциональная чуткость, проявляемая ими в процессе слушания, свидетельствуют о формировании у них начал эстетического восприятия.

4. В результате экспериментального исследования также было отмечено, что в группе дошкольников из 10 человек выявлено 80% детей со средним уровнем индекса эмоционального благополучия, о котором свидетельствует некоторое снижение общего «эмоционального фона», неудовлетворенность ребенка какой-то сферой его отношений, сниженное настроение в момент обследования. У двоих детей низкий индекс эмоционального благополучия – признак явного неблагополучия, острого недовольства, психоэмоциональной напряженности, подавленности. В поведении ребенка это может никак не выражаться, а может проявляться чрезмерной немотивированной активностью, нарушением дисциплины, кривлянием, либо подавленностью.

Это предопределило мероприятия для проведения коррекции нарушений в эмоциональной сфере ребенка и создания условий для обеспечения эмоционального благополучия детей.

5. Для обеспечения эмоционального благополучия в дошкольном учреждении были разработаны и апробированы конспекты занятий с использованием сказкотерапии, направленные на устранение негативных эмоциональных переживаний, формирование адекватной самооценки, улучшения взаимоотношений как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками, снижение тревожности, страхов, агрессивности.

6. При повторном диагностическом исследовании была выявлена положительная динамика индекса эмоционального благополучия как в группе в целом, так и у отдельных детей на 27,5%. Устранение различного рода эмоциональных трудностей ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю после­дующую деятельность человека в обществе.

7. Согласно первоначальной гипотезе, опираясь на материалы экспериментального исследования можно сделать вывод: сказкотерапия является эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей ребенка дошкольного возраста.

 

Литература

 

1.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей детских учреждений, учителей начальной школы. Новосибирск, 1993.

2.Беркинблей М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М., 1968. - 128 с.

3.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968. - 314 с.

5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.-290 с.

6.Брауде   Л.Ю.   К   истории   понятия   «литературная   сказка».— Известия АН СССР. Серия литературы и языка.—М., 1977.—Т. XXXVI.—№ 3.—С. 224.

7.Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка.- М., 1979 — 174 с.

8.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.

9.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

10.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.

11.Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей. – СПб.: Художественная литература, 1993. – 317 с.

12.Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение.-1979.-С.59

13.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1981-1984.

14.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.-179 с.

15.Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - Л., 1978.-109 с.

16.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 2000.

17.Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. - М., 1986.-223 с.

18.Запорожец А.В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971

19.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 110 с.

20.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.-189 с.

21.Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.

22.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

23.Золотая книга лучших сказок мира. – М.: Просвещение, 1992. – 443 с.

24.Кошмина И. Музыкальные сказки//Дошкольное воспитание.- 1996. - №7. – С. 118.

25.Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Стапанова В.В.  Как помочь детям преодолевать трудности. Минск, 1990. - 42 с.

26.Крупская  Н.  К. Пед. соч. М.,  1959, т. 5.-С. 573.

27.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997. –329 с.

28.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

29.Леонтович Т.А. К проблеме эмоций. - Усп. соврем. биологии, 1968, Т. 65., вып. 1.-89 с.

30.Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-340 с.

31.Литература и фантазия/Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 232 с.

32.Лукина Е.Ф. Восприятие героических рассказов детьми стар.дошк.возраста. Дисс. – М., 1950.

33.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994. – 426 с.

34.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 2003.

35.Маралов В.Т., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. –430 с.

36.Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1997.-256 с.

37.Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 2001.

38.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.-456 с.

39.Нартова-Бочавер С.К. Вступительная статья к сборнику «Сказки народов мира». М., 1991.

40.Неверович Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей. - М.:Знание, 1976.-198 с.

41.Немов Р.С. Психология. Кн.3, М.: Владос.–1999.–632 с.

42.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М., 1978. - 48 с.

43.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.–М.: Педагогика.–1989.–198 с.

44.Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

45.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Л., 1928.

46.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В. Запорожца, В.З. Неверович. - М., 1986.

47.Расскажи мне сказку…/Сост. Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 463 с.

48.Репина Т.А. От трех до семи. -М.: Знание, 1965. - 96 с.

49.Родари Д. Грамматика фантазии.— М., 1978.— 159 с.

50.Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети.  // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - с. 11.

51. Сказка как источник творчества детей. / Под редж. Ю.А.Лебедева. М.:Владос.-2001.-288 с.

52. Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

53.Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. — М.: Класс, 1997.-90 с.

54.Соловьева О.И. Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошк.возраста. Дисс. – М., 1946.-112 с.

55.Стрельцова Л.П. Уроки сказки. — М., 1990.-202 с.

56.Табунова Л.П., Хомякова Т.Г. Сценирование занятий для детей 5–6 лет. Пропедевтика развивающего образования. Улан-Удэ, 2003.

57.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

58.Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.:Наука, 1991.-302 с.

59.Чудесная дудка: Сказки разных народов мира. – М.: Композитор, 1992. – 80 с.

60.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб.-2000.-890 с.

61.Эмоциональное здоровье вашего ребенка./Пер. с англ.М.: Сокол.-1996.- 168 с.

62.Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать курсовую