Словесно-логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ..........................................................................................................

1.1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ......................................................................................................

1.2. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.3. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.........................................................................

1.4.КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ...........................................

2.1.1. Анализ анамнестических данных.............................................................

2.1.2. Исследование развития речи....................................................................

2.1.3. Изучение развития восприятия................................................................

2.1.4. Изучение словесно-логического мышления............................................

2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ..................................................

2.2.1. Разработка и использование упражнений по развитию мышления.........

2.2.2. Упражнения по развитию речи................................................................

2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ....................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................. 84

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 92

Введение

В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя схожую и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым трудно дается развитие из-за тех или иных особенностей в развитии. Отсюда их неуспеваемость. Но было бы грубой ошибкой на этом основании рассматривать каждого неуспевающего как ребенка с отклонениями в развитии. Дело в том, что причины неуспеваемости многообразны: это и несовершенство педагогического процесса, и неблагоприятные семейные условия, и ряд других обстоятельств.

Известны случаи, когда учитель не заботится о том, чтобы, как только начинают проявляться затруднения при обучении школьника, разобраться в причинах этих затруднений и определить действенные меры помощи. Иногда школа просто пытается избавиться от таких детей, объявляя их умственно  отсталыми. Бывает и так, что  ученика переводят из класса в класс без достаточных знаний. Само собой разумеется, что и то и другое только  усугубляет затруднения при обучении таких школьников. Между тем учитель и воспитатель обязаны не только установить причины, вызвавшие неуспеваемость, но и владеть методами ее предупреждения и преодоления.

Углубленные комплексные исследования (клинические, нейрофизиологические, психолого-педагогические) показали, неуспеваемость может быть вызвана многими причинами. Перечислим некоторые из них: астенические состояния, вызванные частыми или хроническими заболеваниями; неподготовленность к школьному обучению (педагогическая запущенность); задержка психического развития; умственная отсталость; дефекты речи; снижение слуха и зрения.

Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. В связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста особо актуальным стало изучение специфических психофизических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, своевременное выявление детей данной категории, специальная работа по подготовке их к обучению в школе.

Тщательное изучение и психолого-педагогическая коррекция задержки психологического развития наиболее продуктивна именно в дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что дети с органической недостаточностью нуждаются в более эффективной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, условия гиперопеки или гипоопеки, отсутствие педагогически целесообразного воздействия на ребенка, психотравмирующие ситуации) в наиболее чувствительный период в свою очередь замедляют психическое развитие в целом  и отягощают дефект при задержке психического развития.

Развитие детей поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определенный уровень речевого и мыслительного развития, поскольку  речь ребенка тесно связана и развивается в единстве с формированием мышления.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит и совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Под речевой же готовностью  к школьному обучению понимают: появление и развитие новых форм речи (наряду с совершенствованием ситуативной формируется монологическая контекстная речь); необходимый словарный запас и определенный уровень сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; развитие таких функций  речевой деятельности, как общение и саморегуляция.

У нормально развивающихся детей все эти компоненты в основном сформированы, такие ребята успешно овладевают программой начальной школы.  Трудности, которые испытывают младшие школьники с задержкой психического развития, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности.

В настоящее время есть некоторые данные об особенностях речи этих детей: ограниченность словарного запаса, своеобразие формирования словообразовательных процессов, трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур,  специфические особенности в формировании письменной речи, недостаточность регулирующей функции речи.

Для того, чтобы помочь детям с задержкой психического развития адаптироваться и успешно обучаться в общеобразовательных школах, стали создаваться классы выравнивания, а в детских садах - специализированные группы для детей с задержкой психического развития. Учебно-воспитательный процесс в них имеет коррекционную направленность, и строится таким образом, чтобы восполнить пробелы предшествующего развития ребенка, активизировать внимание, память, мышление, расширить словарь и развить связную речь детей. Обучение  таких детей также предполагает формирование личностных качеств и накопление нравственного опыта ребенка.

Объектом данного исследования является развитие словесно-логического мышления детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования - словесно-логическое мышление детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Целью данного исследования является изучение развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В связи с этим задачами данного исследования стали:

- изучить клинико-психологическую и психолого-педагогическую характеристику  детей с задержкой психического развития;

- изучить мыслительную деятельность и речь детей с ЗПР;

- исследовать особенности словесно-логического мышления детей с ЗПР конкретного детского учреждения;

- провести коррекционную работу по развитию словесно-логического мышления детей с ЗПР конкретного детского учреждения;

- выработать рекомендации по развитию словесно-логического мышления детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что только определенная система упражнений, строгая последовательность от одного вида упражнений к другому способствует достижению поставленной задачи по развитию словесно-логического мышления детей с ЗПР.

Исследование проводилось в три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Опытно-экспериментальная база - обследование проводилось в ясли/саде №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ в старшей, а затем в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Было обследовано 10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте 5-6 лет.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

- наблюдение за дошкольниками в социуме и открытой среде;

- опытно-экспериментальная работа;

- математические методы обработки результатов.

По результатам исследования сделаны выводы и даны рекомендации воспитателям и родителям.

Для определения развития словесно-логического мышления дошкольников с ЗПР проведены диагности­ческие исследования по методикам, выявляющим уровень образно-действенного мышления (по Немову Р.С.), методикам, определяющим уровень образно-логического мышления, методикам определяющим уровень развития речи.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Практическая значимость данной работы заключается в том,  что подобранные игры и упражнения могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию словесно-логического мышления детей с задержкой психического развития. А сама система работы по развитию словесно-логического мышления может быть рекомендована для реализации в дошкольных образовательных учреждениях компенсаторного типа, в домашних условиях, в условиях стационара и т.п. Этой системой могут воспользоваться родители под руководством логопеда.

Заказать диплом