Содержание и направление психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ЦП (диплом)

Оглавление

Введение_ 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования  проблемы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с церебральным параличом_ 7

1.1. Общая характеристика детского церебрального паралича 7

1.2. Психологические особенности детей с ЦП_ 16

1.3. Специфика детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ЦП   24

1.4. Особенности психокоррекции в семье, воспитывающей детей с ЦП_ 34

Выводы по первой главе 45

Глава II. Диагностика и психокоррекционная помощь семье, воспитывающей детей с ЦП_ 49

2.1. Организация и методы исследования 49

2.2. Исследование эмоционально-личностного развития младших подростков с ЦП   57

2.3. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями (на примере ЦП) 86

2.4. Анализ результатов исследования после проведения психокоррекционных мероприятий_ 94

Выводы по второй главе 97

Заключение_ 100

Библиография_ 105

Приложения_ 111

Введение

Актуальность темы. Согласно Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности Всероссийской организации здравоохранения (МНН, ВОЗ, Женева, 1989, перев. РАМН, Москва, 1994) «под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста». Это проявляется в полной или частичной утрате человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью. Настораживает тот факт, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями.

Для детей с ограниченными возможностями, в частности, для детей с ЦП, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую жизнь, превращения детей с ЦП в активных членов общества. То есть непосредственная роль в процессе адаптации и интеграции, который базируется на принципах доверия и гармоничных взаимоотношений. Однако по результатам многочисленных исследований (Г.А. Аринина. Н.А. Коваленко, Н.Ю. Иванова, А.Г. Румянцев. В.Н. Касаткин, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Власова Т.А., Ипполитова Л.В., Маллер А.Р., Мастюкова Е.М., Зейгарник  Б.Ф., Усанова О.Н. и другие) появление в семье ребенка с ограниченными возможностями нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате формируются дисгармоничные детско-родительские отношения. В большинстве случаев преобладает тревожно-конфликтный тип отношений, обнаруживается «дефицитность психологических взаимоотношений», неблагоприятная семейная ситуация в целом. Все это затрагивает эмоциональный компонент детско-родительского взаимодействия. Таким образом, становится актуальной проблема психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

В последнее время разрабатывается достаточное количество коррекционных реабилитационных программ, где социальный фактор является ведущим. Данный подход основан на идеях ведущих отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева, В.И. Лубовского и других). Однако, как правило, новые методы реабилитации адресованы взрослым, имеющим ограничения, уделяя мало внимания детям. Кроме того, остается невыясненным механизм влияния метода реабилитации на детско-родительские отношения.

Данное противоречие порождает следующую проблему исследования: принимая во внимание специфику и значимость отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, необходимо установить возможность влияния конкретных методов работы с детьми и взрослыми на динамику их отношений.

Исходя из представленной проблемы, мы определили тему исследования: содержание и направление психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ЦП.

Цель исследования - изучение содержания и направлений психокоррекционной психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ЦП.

Объект исследования – психокоррекционная помощь семьям, воспитывающим ребенка с ЦП.

Предмет исследования –психокоррекция детско-родительских отношений в целях развития детей с  ЦП.

Гипотеза исследования: Психокоррекция детско-родительских отношений способствуют психическому развитию подростков с ЦП.

Выдвинутые в ходе теоретического анализа объекта и предмета гипотезы проверялись нами при помощи решения ряда взаимосвязанных задач:

1) Проанализировать состояние проблемы исследования в трудах отечественных и зарубежных авторов.

2) Выявить особенности психологического и психического развития подростков с ЦП.

3) Практически апробировать комплекс реабилитационных мероприятий на основе методов психокоррекции для подростков с ЦП и их родителей.

Методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой для постановки основных исследовательских проблем, гипотез и интерпретации эмпирического материала послужили работы отечественных и зарубежных психологов.

Теоретической основой исследования стали концептуальные идеи, касающиеся различных социально-психологический теорий отношений, взаимоотношений, взаимодействия, общения (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.П. Буева, К.К. Платонов, Я.Л. Коломинский).

Методологическую основу исследования также составили современные теории и концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  Д.Б. Эльконин); положения системно-деятельностного подхода (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); основные идеи об особенностях психического развития детей (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин), подход   к   пониманию   проблемы   развития   детей,   имеющих ограниченные возможности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.М. Мастюкова).

Методы исследования определялись в соответствии с утвердившимися в отечественной психологии методологическими принципами: развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, а также в соответствии с задачами исследования (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов).

Благодаря принципу единства сознания и деятельности удалось отобрать основные методы психологического воздействия: элементы арт-терапии, а также групповых форм работы, основная из которых - тренинг эффективного взаимодействия с детьми, в ходе которого использовались такие методические приемы, как: групповая дискуссия, ролевые игры, психогимнастические упражнения, мышечная релаксация.

Социально-психологические характеристики выборки: В экспериментальном исследовании приняли участие 30 детей младшего подросткового возраста, из них 20 детей - с диагнозом ЦП.

Достоверность результатов обеспечивалась адекватностью методов, соответствующих целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями.

Обоснованность выводов обеспечивалась подробным анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, проверкой методов на надежность и валидность, использованием методов математической статистики, прежде всего, корреляционного анализа при обработке данных. Методы интерпретации и обработки данных включали в себя анализ средних по методу Стьюдента.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в работе могут быть использованы практическими психологами, клиницистами, медицинскими работниками, педагогами в работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях реабилитационных центров.

Новизна исследования. В настоящее время исследований по проблеме нарушений эмоционально-личностной сферы подростков с ограниченными возможностями и коррекции ДРО недостаточно, поэтому данное исследование внесет определенный вклад в разработку данной проблемы.

Библиография

  1. Аринина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Г.А. Аринина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья, 1995. Т.2 № 3. С. 116-124.
  2. Арон И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ И.С. Арон.- Казань, 2000, 147 с.
  3. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  4. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – М.:Медицина, 1988.- 115 с.
  5. Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская. — Киев, 1980.- 199 с.
  6. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1973. - 116 с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.  Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. / Л.С. Выготский - М.: Наука, 1983.- 278 с.
  8. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  9. Гройсман А.Л. Теория и практика театрализован­ной и ролевой психокоррекции/ А.Л. Гройсман, А.Ф. Росляков. — М., 1993.-202 с.
  10. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  11. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: Автореферат дис. ...канд. психол. наук./ Г.В. Дремина.- М., 1996. -150 с.
  12. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М., 1998.
  13. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  14. Жукова Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение.- 1993.- 276 с.
  15. Запорожец А.В. Психология/ А.В. Запорожец. М.:Просвещение.-1965.- 344 с.
  16. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.:Знание, 1980. – 331 с.
  17. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  18. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  19. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка./ О.А. Карабанова. - М., 1997.
  20. Киллили М. Детский церебральный паралич/ М. Киллили. - СПб.: ПитерКом, 1998. - 100 с.
  21. Кириченко Е.И. О патологическом формировании личности у детей и подростков страдающих церебральным параличом/ Е.И. Кириченко, О.А. Трофимов. – М., 1969. - 71 с.
  22. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  23. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений/ Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред.Б.П.Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с.
  24. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. - М., 1975. - 112 с.
  25. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  26. Кузянин Г.И. Пусть всегда будет праздник!: Сб. игровых программ. Вып.2/ Г.И.Кузянин. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2001. - 63 с.
  27. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом/ И.Ю. Левченко. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -153 с.
  28. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики/ Н.Н. Леонтьев.- М.: Наука, 1984.-317 с.
  29. Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2
  30. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко.- М.: Просвещение. -1977. - 420 с.
  31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р.Лурия. — М.: Медицина.- 1973. - 457 с.
  32. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи осн.принципы/ И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2000. - 149 с.
  33. Мастюкова Е.М. Методические особенности физического воспитания детей с церебральным параличом/ Е.М. Мастюкова, С.Б. Раку//Дефектология. - 1989. - №3.
  34. Махмудова Н.М. Детский церебральный паралич/Н.М. Махмудова, У.К. Курбанов. - Ташкент, 1978. - 88 с.
  35. Морозов Е.А. Использование педагогической терапии в решении проблемы школьных неудач: Автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Спец.13.00. 01-общ.педагогика, история педагогики и образования/ Е.А. Морозов; Тобол.гос.пед.ин-т им.Д.И.Менделеева. - Омск, 2002. - 21 с.
  36. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов / С. Немкова// Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  37. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов высш.спец.учеб.заведений/ А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 509 с. -
  38. Особенности психологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985. - 64 с.
  39. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе: Пособие для зам.директора шк.по воспитанию и кл. руководителей/ Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогический поиск,2000. - 160 с.
  40. Поддубная Т.М. Психовегетативные нарушения у часто болеющих детей с аллергически измененной реактивностью и их профилактика: Диссертация на соискание ученой степени к. психол. наук./ Т.М. Поддубная - Казань, 1993. - 153с.
  41. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В- Дубровиной. Москва-Тула, 2003.
  42. Проблемы аномальных детей и подростков/Под ред. Л.М. Аболина. - Казань, 1997. - 65 с.
  43. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — c. 267-334
  44. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, Универс, 1994. – 198 с.
  45. Рубинштейн С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-704 с.
  46. Румянцев А.Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд/ А.Г. Румягцев, В.Н. Касаткин // Школа здоровья, 1996. Т.З. №2.- С.41-46.
  47. Сафронова М.А. Психолог / Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями с применением метода лечебной верховой езды / Серия «Социально-психологическая помощь населению» Выпуск №4 часть2. - -МСО РТ, Казань, 2000. - С. 10-12.
  48. Семенова К.А. Детские церебральные параличи/К.А. Семенова. - М.: Смарк, 1998. - 62 с.
  49. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова. - М.: Знание, 1992. - 75 с.
  50. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больным детским церебральным параличом/ К.А. Семенова, Н.М. Махмудова. - Ташкент, 1979. - 69 с.
  51. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР; Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 206с.
  52. Сергеева Р.А. Детский церебральный паралич, этиология и патогенез/ Р.А. Сергеева, М.Ф. Исмагилов.- Казань.: Казанский государственный медицинский университет.-2004.-18 с.
  53. Скворцов И. Миф о неизмечивости ДЦП: Детский церебральный паралич/ И. Скворцов //Будь здоров. - 1999. - №4.
  54. Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалия личности/Е.Г. Соколова. – М.: Знание, 1999. - 115 с.
  55. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста/ Г.Е. Сухарева. М.:Медицина.-1974.-320 с.
  56. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений/ В.В. Ткачева. — М.: Издательство Гном и Д, 2000.—160 с.
  57. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологи­ческого изучения аномальных детей/ О.Н. Усанова. — М.:Наука.- 1990.- 432 с.
  58. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом/Сост. М.В. Ипполитова. - М., 1986. - 55 с.
  59. Чавес-Вега С.И. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореферат дис. ...канд. психол. наук./ С.И. Чавес-Вега.- СПб., 1993. - 135 с.
  60. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии/ И.И.Чеснокова. -М. : Просве­щение. -1974.- 180 с.
  61. Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова.- М.: Наука,1990.-105 с.
  62. Шафранская К.Д. Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях/ К.Д. Шафранская. – СПб.: СПбУ, 1999. - 153 с.
  63. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин.М.: Академия, 1998. - 119 с.
  64. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич/Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук  и др. - М.: "Институт общегуманитарных исследований",  2001.- 272 с .
  65. Эйдемиллер    Е.Г.    Методы    психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений/ Е.Г. Эйдемиллевр, В.В. Юстицкий // Семейная психотерапия, М., 1990 - С. 70-86.
  66. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -221 с.

Заказать диплом