Составляющие имиджа молодых людей (на примере работников налоговой инспекции) (курсовая)

Содержание

 

Введение....................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты формирования  имиджа современного молодого человека................................................................................ 9

1.1  Понятие имиджа в трудах отечественных и зарубежных авторов.  Значение имиджа для жизненных позиций личности.................................................... 9

1.2. Молодежь как особая социальная группа..................................... 19

1.3. Технология «построения»  имиджа современного молодого человека        28

2.  Исследование привлекательности имиджа современных молодых людей...................................................................................... 41

2.1. Общая характеристика молодежи в Республике Марий Эл.......... 41

2.2. Исследование привлекательности имиджа молодых людей – государственных служащих, работников налоговой инспекции............................................... 47

заключение............................................................................................... 54

список литературы.............................................................................. 57

Приложения.............................................................................................. 60

Введение

Имидж — прекрасное средство для комфортизации на­шего общения, то увеличительное стекло, которое позволя­ет лучше разглядеть личностные и деловые качества лю­дей.  Велик спрос на имиджелогию в политике и бизнесе, в мире кино и театра. К ее рекомендациям уважительно относятся в семейных кругах и в товарищеском общении.

Как правило, люди, успешно ут­верждающие свой привлекательный имидж, как бы полу­чают дополнительную биоэнергетику. В итоге они стано­вятся более уверенными, активно коммуникабельными и просто счастливыми.

Имидж (image) в переводе с английского — образ. Имиджелогия — это наука о технологии личного обаяния. Обращение к ней общеполезно. Она помогает овладеть ре­альными механизмами эффектного воздействия внешнего облика людей друг на друга.

Как правило, многие обретают симпатии других благодаря технологии само­презентации. Без нее не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости людского внимания. А это настоятельная потребность, удовлетворение которой значимо для каждого человека.

Переход к рыночной экономике связан с кардинальными изменениями системы экономических отношений, ломкой ста­рых хозяйственных структур и связей, рождением новых. Это делает чрезвычайно актуальным и интересным исследование проблем изменения социального положения, статуса и роли общественных групп, традиционно считающихся носителями передовых идей. Одно из главных мест в этих условиях при­надлежит молодежи. На авансцену экономической жизни вы­ходят новые слои молодежи, несущие неизвестные ранее соци­альные ориентиры, ценностные установки и экономическое поведение.

Актуальность исследования, проведенного в данной работе определяется тем, что от того, какой будет сформирован имидж у современной молодежи, зависит и бу­дущее всего общества.

В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направлен­ность. Поскольку проблема молодежи у нас была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке подхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи.

Нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование духовного облика молодежи, руководящая роль комсомола в совершенствовании образа жизни молодежи и т.п. - вот ключевые понятия и темы, которые составляли предмет исследования. Наряду с политизацией проблем моло­дого поколения следует отметить и налет заботливо-опекаю­щего и назидательно-менторского тона, исходящего со сторо­ны общества в отношении к молодежи, что нашло отражение в длинном ряду исследований.

Характерным свойством традиционного подхода к пробле­мам молодежи явился акцент на вопросы свободного времени, досуга молодого поколения. Некоторые исследователи вполне серьезно обосновывали, что все беды - хулиганство, преступ­ность и т.д., связанные с молодежью, происходят лишь от то­го, что не решены проблемы досуга молодежи, что ей нечем заполнить свободное время.

Вместе с тем следует отметить, что в последнее десятилетие появился и ряд работ, представляющих научный интерес, где проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций - учебы, работы и се­мьи. Это направление представлено работами известных ученых социологов, демографов, психологов, философов. Следует выделить особо, на наш взгляд, исследования В.Н.Шубкина, Г.А.Чередниченко, В.И.Переведенцева, М.Х.Титмы, А.А.Матулениса, В.А. Бобахо, С.И.Левиковой, Д.М. Давлетшиной, М.А.Нугаева, О.И.Карпухина, О.А.Раковской  и др.

Однако "молодежные" проблемы до сих пор остаются обой­денными вниманием экономистов, социологов, психологов, социальных работников, и это не является случай­ным.  Если сравнивать нынеш­нее социальное положение молодежи с ее положением в 1990 г., то наиболее ради­кальные изменения обнару­живаются в труде, образо­вании, материальном положе­нии и досуге, ибо наруши­лась естественная для любо­го общества связь между этими сферами жизни моло­дого поколения. Образова­ние, включая профессиональ­ное, не востребуется в сфе­ре труда. Квалифицирован­ный труд перестает обеспе­чивать соответствующий жиз­ненный уровень, материаль­ное положение, не связан­ное с добросовестным тру­дом и уровнем образования, деформирует структуру до­суга.

Данные исследова­ний указывают на существо­вание в молодежном созна­нии противоположных тен­денций социализации. Первая (пока преобладающая) несет в себе все те позитивные жизненные ориентации, ко­торые так важны для любо­го общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыс­тной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, свя­занная с потребительством и развлечениями, где для до­стижения цели годятся лю­бые методы.

Характеризуя поколение 80-х, мы говорили об инфан­тилизме, незрелости, полной зависимости молодежи от взрослых. За прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела» в социальном плане. Изменилось представ­ление молодых людей о кри­териях зрелости. Хотя оцен­ки формальных признаков «взрослости» в самосозна­нии молодежи (возраст, по­лучение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными, сегодня юно­ши и девушки в качестве вех социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть пер­вую заработную плату, пос­тоянную работу и в 2 раза чаще — создание собствен­ной семьи, т. е. современная .молодежь свое представле­ние о «взрослости» больше связывает с социально-роле­выми изменениями, прежде всего с началом трудовой деятельности и обретением экономической самостоятель­ности.

В условиях рынка роле­вые системы, сопутствующие социализации молодежи, зна­чительно усложнились. Мо­лодые люди сегодня имеют более разветвленную роле­вую структуру, вынуждены выполнять одновременно не­сколько различных, часто противоположных по своему характеру ролей. Процесс социализации ускоряется, накапливается социальный опыт. Все это признаки зре­лости, определяющие харак­тер межпоколенных отноше­ний.

Развал Союза ССР, уси­ливающаяся конфронтация в обществе, сознательное раз­рушение многих традицион­ных ценностей обострили отношения молодежи с ро­дительским поколением. Эти отношения считали хороши­ми 72,3% молодых людей в 1990 г. и лишь 54,3% — в 1994 г. Родители все чаще не понимают своих детей, а молодые люди все активнее выражают несогласие с кон­сервативными взглядами старших. Появляются кон­фликтные ситуации и в семь­ях «новых русских», когда дети стыдятся криминально­го происхождения матери­ального благополучия своих родителей. [24, с. 22]

Решающее влия­ние на политические ориен­тации молодежи оказывают средства массовой информа­ции, особенно телевидение. Однако, учитывая политичес­кую ангажированность СМИ, молодые люди часто стано­вятся жертвами манипулиро­вания их сознанием.

Говорить о проблемах материального стимулирования мо­лодежи, особенно в отношении труда школьника, студента и даже молодого специалиста до недавнего времени считалось в нашем обществе неправильным и даже не этичным. Счита­лось, что мысль о раннем вознаграждении за труд претит мо­лодому человеку, воздействует отрицательно на его воспита­ние, формирует осуждаемый обществом стереотип потребите­ля. Бытовала широко распространенная наивная убежден­ность в том. что если молодой человек не будет зарабатывать деньги, т.е. станет беднее, то будет будто бы морально чище, духовно богаче и работать будет лучше.

Идеалистическое представление об исчерпывающей роли нравственных, моральных стимулов, противопоставление их материальным дали противоположный результат, в том числе и в нравственном облике молодежи, сформировали ложные стереотипы в ее воспитании и двойственное мышление. Что отразилось и на экономическом поведении молодежи. Игнорирование проблем материального стимулирования, благосостояния молодежи привело к тому, что у части молоде­жи материальные интересы - заинтересованность в производ­ственной деятельности и ее результатах - отодвинулись далеко на задний план, а главное место в жизни стали занимать бы­товые, досуговые интересы. Пассивная жизненная позиция стала социальной нормой для этой части молодежи.

Активная позиция, свойственная для другой части молоде­жи, пришла в противоречие с народнохозяйственными инте­ресами. Народнохозяйственный механизм был ориентирован на экстенсивное развитие, на использование преимущественно неквалифицированного труда и никак не стимулировал про­фессиональный рост. И молодые люди, стремящиеся повысить свой уровень образования, квалификации, реализовать себя в труде, сталкивались в реальной жизни с большими трудностя­ми, не оправдывающими смысл их стремлений. Между тем стремление молодого человека к самоосуществлению, самореализации, что является вполне нормальным и естественным, должно не подавляться, а поощряться общест­вом. Заработок в этом смысле - это не только показатель мате­риального вознаграждения, но и мера общественного, соци­ального признания заслуг, измеритель личных качеств.

В обеспечении долгосрочных социальных основ экономики в переходном периоде к рынку важная роль отводится твор­ческому и активному работнику. Проведение определенных государственных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне ставит целью создать новый эталон для молодежи, который должен принять облик энергичного, эрудированного, добившегося общественного признания и авторитета компетентного профессионала.

Особую актуальность в этой связи приобретает повышение социальной и экономической ответственности работников, вступающих в возраст трудовой активности, формирование позитивных социальных ориенти­ров у молодежи, развитие интеллектуального уровня, культурных и духовных позиций молодых людей. В связи с чем особо актуальным становится формирование имиджа активного, культурного, здорового молодого человека.

В этом и видится цель данной работы – изучение составляющих имиджа современного молодого человека.

Объект исследования:  имидж современного молодого человека.

Предмет исследования: составляющие имиджа молодых людей (на примере работников налоговой инспекции).

Задачами данной работы являются:

n   изучение теоретических аспектов имиджа и особенностей его формирования;

n   изучить социализацию молодежи в современных условиях;

n   провести исследование имиджа молодых людей - государственных служащих, работников налоговой инспекции.

Гипотеза: одними из основных составляющих имиджа современного молодого человека - госслужащего (на примере работников налоговой инспекции) являются лидерские качества, общительность, мотивация на успех, ориентация на дело.

Методологическую основу исследования составили: теория персонального имиджа Г.Почепцова, теория Атаманчука Г.В. и Мальцева В.А. о личностных особенностях работников государственных органов, труды отечественных исследований в области работы с молодежью.

В ходе исследования использовались различные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике и социологии;

-         наблюдение за работниками государственной службы

-         тестирование.

Новизна исследования определяется недостаточностью разработки проблемы. В данном работе определены отдельные составляющие привлекательного имиджа молодого человека - служащего налоговой инспекции.

Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и соци­ально-психологический климат в данном обществе. При всей специфич­ности молодежь не существует вне социальных слоев, страт и групп, а потому и молодежные проблемы производны от более широких соци­ально-политических проблем, затрагивающих и другие слои общества.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практике работы управленческой деятельности.

Список литературы

  1. Аминов, Н. Имидж - впечатление, которое вы производите/ Н. Аминов // Экономика и жизнь. - 1995. №49.-С.45
  2. Андреев, С.С. Политический авторитет и политическое лидерство/ С.С. Андреев // Социально-политический журнал.-1993.-№1-2.-С.24-37
  3. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: 1986.- 156 с.
  4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры// Вестник Московского университета. Сер. 12.- 1996.- №2.- с.35-45
  5. Браун, Л. Имидж-путь к успеху / Пер. с англ. / Л. Браун. — СПб.: СПбУ, 1996.-220 с.
  6. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.- С. 90.
  7. Давлетшина Д.М., Нугаев М.А. Проблемы духовной культуры и социального развития молодежи в условиях перехода к рыночной экономике//Соц.-экономические и политико-правовые аспекты становления рыночных отношений в республике Татарстан. Матер. Респ.научно-практ. Конференции. Казань.- 10-11 окт.-1996 г. - Казань.- 1996.- с. 131-134
  8. Зверьков, В. Имидж все: Как предохраниться от нежела­тельного   сопротивления   рекламе/ В. Зверьков   //    Сообщение. -2001.- № 1.-С.34
  9. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. — М.: ПрессЦентр, 1994.-320 с.

10. Казанская, О. Имидж — все! / О.Казанская // Карьера. -1998.- № 4.

11. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации//Соц.исслед.- 1998.-№12.- с.89-94

12. Козлов А.А., Лисовский А.В., Молодой человек: становление образа жизни. Л.: ЛГУ.- 1986.- 144 с.

13. Криксунова, И. Создай свой имидж/ И. Криксунова. - СПб.: СПбУ, 1997. –390 с.

14. Лассузл, Г. Имидж лидера/ Г. Лассузл, К. Раджерс, А. Адлер. — М.: ИНФРА, 1994.-398 с.

15. Маркин В.Н. "Я" как личностная характеристика государственно­го служащего. В кн. Имидж госслужбы. М.:РАГС, 1996.- С.135-142

16. Маутленис А.А. Включение молодежи в социальную среду. Вильнюс: Мысль.- 1983.- 321 с.

17. Моисеенко Н.В. Потребность во власти и ее отражение в имидже государственного служащего. В кн. Имидж госслужбы. М. 1997.- С.213

18. Молодежный ренессанс и проблемы социализации молоде­жи. — М.: Молодая гвардия.- 1990.- 123 с.

19. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: современное положение молодежи и реализация Государственной молодежной политики в РФ. М.-1996.- 44 с.

20. Оболенский, С.Е. Имидж делового мужчины/ С.Е.Оболенский //Управление персоналом. - 1998. -№2.-С.29

21. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология//Соц.иссл.- 1999.- №5.- с.46-51

22. Переведенцев В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР.- М.:Наука.- 1990.- 236 с.

23. Полякова Н. Незанятая молодежь.//Человек и труд.- 1999.- №4.- с.42-43

24. Почепцов, Г. Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, пре­зидента/ Г.Г.Почепцов. — Киев: Ваклер, 1997.-320 с.

25. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять об­щественным мнением/ Г.Г. Почепцов. — М.: РГАС, 1998.-220 с.

26. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия/ Г.Г. Почепцов.- М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000.-430 с.

27. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов/ Г.Г.Почепцов.- М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 624 с.

28. Почепцов, Г.Г. Профессия: имиджмейкер/ Г.Г. Почепцов. - Киев: Ваклер, 1998.-210 с.

29. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. — М.: Наука, 1993.

30. Савельева, О.О. Имидж и имиджмейкеры/ О.О.Савельева //Обществознание в школе. - 1998.- №6.-С.19

31. Социально-культурные ориентации молодежи и организация ее досуга по месту жительства//РАН. Урал. Отделение. Ин-т экономики. Науч. рук-во Шарова А.Ф.- Екатеринбург.- 1997.- 49 с.

32. Социология/ Под ред. А.Н.Елсукова, Е.М.Бабосова и др. Мн.: НТООО «Тетра Системс».- 1998.- 560 с.

33. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М.:Наука.- 1986.- 120 с.

34. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПБ.: СПбУ.- 1991.-152 с.

35. Человек и государственное управление./ под - ред. Оболон­ский А.В., М.: Наука 1987.-С.202

36. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.:Мысль.- 1985.- 190 с.

37. Честара, Д. Деловой этикет. Паблик  рилейшенз/ Д.Честара.- М.: Сфера, 1997.-312 с.

38. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.

39. Яковенко Е. Такие разные лица//Если.- 1996.-№12.- с. 129-154

Заказать курсовую