Социальная адаптация учащихся средних и старших классов в общеобразовательной школе (курсовая)

Содержание

Введение. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исследования ПРОБЛЕМЫ социальной адаптации школьников. 7

1.1. Понятие адаптации и дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7

1.2. Особенности адаптации учащихся среднего звена. 15

1.3. Особенности адаптации учащихся старших классов. 22

2. Эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации учащихся средних и старших классов. 35

2.1. Организация и методы исследования. 35

2.2. Анализ результатов исследования. 37

Заключение. 51

Список использованных источников. 54

Приложения.. 57

Введение

Актуальность исследования. Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Действительно, на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения.

Проблема адаптации в том или ином ас­пекте рассматривается в трудах Б. Д. Карвасарского, Г. Л. Исурина, Ю. А. Александровского,  М.Ф.Березина, Л. И. Вассермана, М. А. Беребина, Глоточкина А. Д., Казначеева В. П., Казначеева С. В.  и др.

А. П. Сорокин, С. И. Степанова, Г. В. Стрельников, А. Н. Вазин выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, В. К. Лабутин изучал биохимические виды адаптации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию, И. К. Кряжева - критерии адаптации. Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе, В. В. Дугинец - адаптацию студентов первых курсов в педагогических вузах, В. Б.Орлов - профессиональную адаптацию учащихся профтехучилищ, Г. Г.Солодова - адаптацию выпускников ПТУ на производстве, Г. К. Тротт - профессиональную адаптацию молодого учителя, В. Н. Грибов - проблемы адаптации молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе. М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова рассматривали вопросы адаптации к учебной и физической нагрузке учащихся начальной школы. Е. А. Осипова исследовала проблемы психолого - педагогического обеспечения адаптации учащихся в средней школе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Объектами адаптации в этих исследованиях являлись, как правило, рабочие, молодые учителя, студенты, старшеклассники, первоклассники.

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях заметно возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации. Им посвящены исследования В.Т.Ащепкова, С.А.Беличевой, B.C.Богословской, Б.З.Вульфова, В.Н.Гурова, И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой, И.С.Кона, И.В.Крупиной, А.В.Мудрика, Л.Е.Никитиной, A.M.Панова, Е.А.Ямбурга и др. Теоретические положения, из­ложенные в их работах, легли в основу данного исследования.

Исследования показывают, что у 58 % учащихся пятых классов высокий и очень высокий уровень тревожности. Это значительно выше, чем в других классах: 6 классы - 27 %, 7 классы - 9 %, 8 классы -30 %, 9 классы -16 %, 10 класс -19 %. Результаты исследований показали динамику устойчивого роста тревожности учащихся пятых классов. Но дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению защитных сил организма и, в конечном итоге, отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения [7, 29].

Однако, ускорение процессов приспособления школьников к но­вому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.

В связи с этим актуальным представляется рассмотрение процесса социальной адаптации учащихся средних и старших классов в общеобразовательной школе.

Объектом исследования являются учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы.

Предметом исследования выступают особенности социальной адаптации учащихся средних и старших классов в общеобразовательной школе.

Цель исследования: на основе комплексного социально-психологического исследования изучить социальной адаптации учащихся средних и старших классов в общеобразовательной школе.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

1) провести анализ теоретических источников по данной теме;

2) подобрать методики проведения эмпирического исследования;

3) провести анализ результатов исследования, сформулировать выводы..

Гипотеза исследования: у старшеклассников более высокий уровень социальной адаптации, чем  у учащихся средних классов.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Ф.Б. Березина теория адаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соот­ветственно, привыканием к другим, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников, тестирование и математический анализ.

Методиками исследования стали: методика мотивации учения и адаптации (по Р.В.Овчаровой); исследование школьной тревожности по методике Филипса, выявление школьных страхов методом неоконченных предложений (А.М.Пригожин).

Опытно-экспериментальная база исследования:  учащиеся 6 класса средней школы №3 п. Советский, РМЭ в количестве 20 человек и учащиеся 10 класса этой же школы, в количестве 20 человек.

Научная новизна исследования. На основе социально-психологического анализа особенностей социальной адаптации школьников изучено их эмоциональное состояние (тревожность, страхи, способность к обучению), отношение к школе, представлена сравни­тельная характеристика этих состояний у данной выборки  школьников.

Практическая значимость настоящего исследования: В результате исследования был подобран комплекс методик, кото­рые в наибольшей степени позволяют изучить адаптацию школьников средних и старших классов.

Данные исследования могут быть использованы преподавателями и психологами школ для работы с учащимися в период их адаптации.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список использованных источников

  1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 2006. - 272 с.
  2. Белобрыкина О. А.  Проявление  дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики.  // Психология и школа.  – 2005.  - №2.
  3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
  4. Вассерман Л.И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации. / Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 2004. - № 3. - С.16-25.
  5. Влияние деятельности педагогов на формирование образа «Я» у учащихся в средней школе // www.afpwebfolio.org. 15.09.2010
  6. Воробьёв В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии. / В.М. Воробьев// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2003. -№ 2. - С.33-39.
  7. Всеволодова Н.А. Психологическая адаптация учащихся старших классов к обучению в профильном лицее : диссертация ... кандидата психологических наук. / Н.А. Всеволодова.- Уфа, 2008.- 240 с.
  8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т, М., 1982—1984. Т. 2, 3, 4.
  9. Глассер У. Школа без неудачников / У. Глассер. - М.: Прогресс, 2009.

10. Глоточкин А.Д. О личностной, социально-психологической адап­тации. / А.Д. Глоточкин// Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспита­ния в школе и ВУЗе: Сборник научных трудов. - Тверь: ТГУ, 2004. - С. 102-105.

11. Иванова Н.В. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н.В. Иванова, М.П. Кузнецова // Журн. практ. психолога. – 2007. - № 2.

12. Кузнецова, Е. Н. Влияние организации образовательного процесса по индивидуальным учебным планам на адаптацию старшеклассников к условиям обучения в профильной школе / Е. Н. Кузнецова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. –№1.- С. 259–263.

13. Кузнецова, Е. Н. Влияние организации образовательного процесса по индивидуальным учебным планам на адаптацию старшеклассников к условиям профильной школы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2009.- Серия «психология». – № 4. – С. 60–70.

14. Кузнецова, Е. Н. Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие адаптацию старшеклассников к условиям профильной школы / Е. Н. Кузнецова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – Архангельск: изд-во Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2009. – Выпуск 11. – С. 271–274.

15.  Кузнецова, Е. Н. Социально-психологическая адаптация в условиях реализации индивидуальных учебных планов старшеклассников профильной школы / Е. Н. Кузнецова // Психолого-педагогическое сопровождение образования: возможности и реальность: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, 27 марта 2008 г. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2009. – С. 140–143.

16. Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных услови­ях существования. / В.И. Лебедев // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. - 50-59.

17. Манукян, И. Особенности формирования и проявления психологической дезадаптации учеников среднего звена / И. Манукян //www.afpwebfolio.org. 15.08.2010

18. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптацион­ного процесса / В.И. Медведев. - Л.: Наука, 2008. - С. 3-16.

19. Нальчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии) / А.А. Нальчаджан. - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 2008. - 263 с.

20. Окладников В.И. Типология и адаптационные состояния личности / В.И. Окладников. — Иркутск: Основы педагогики и психологии высшей школы под ред. Петров­ского.-М. 2006.

21. Постовалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную спо­собность человека. // Психологические и социально-психологические особенно­сти адаптации студентов / Г.И. Постовалова. –М.: Скиф, 2009. - С. 17-42.

22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. - 672 с. - С. 312.

23. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: КГУ, 2009. - 166 с.

24. Решение проблем адаптации при переходе в основное звено как условие компетентностного подхода в обучении // www.ddptssjhi.sho. 15.09.2010

25. Социально-психологическая адаптация старшеклассников как одно из условий успешного карьерного роста / Е. Н. Кузнецова // Психология карьеры: мат. Всерос. науч.-практ. конф. (заоч.) / Урал.гос.пед.ун-т; сост. Е. М. Соловьева. – Екатеринбург, 2007. – С. 69–73.

26. Цукерман, Г.А.  Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Г.А. Цукерман  // Вопросы психологии.  – 2008.  - №3. – С.44-47

27. Цукерман, Г.А.  Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман  // Вопросы психологии.  – 2010.  - №5. – С.12-18

28. Шмелева, Ю.Н. Организация взаимодействия учителя и учащихся в период адаптации старшеклассников сельской школы в условиях лицейского образования / Ю.Н. Шмелева // Проблемы повышения квалификации педагогов: современные подходы: материалы международной научно-практической конференции.- Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2007.-С.232-235.

29. Шмелева, Ю.Н. Проблема адаптации учащихся и экспериментальное исследование/Ю.Н. Шмелева// Психология и современное общество: Взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы международной  научно-практической  конференции. Санкт-Петербург: СПбИУиП, 2006.-286 с.

30. Шмелева, Ю.Н., Т.Н. Прохорова Адаптация учащихся к обучению в лицейских классах. Учебно-методическое пособие:- Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006.-48с.

  1. Шибутани Т., Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998

Заказать курсовую