Социальная работа с лицами пожилого возраста (курсовая)

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1. Общая характеристика людей пожилого возраста.... 6

1.1. Теоретические исследования в области старения........................... 6

1.2. Личностные характеристики пожилых людей............................... 12

1.3. Качество жизни людей пожилого и старческого возраста........... 17

1.4. Медико-социальные особенности старения.................................. 21

2. Основные   направления,   формы  и методы социальной работы с пожилыми людьми............................................................................... 27

2.1. Пожилые люди как объект социальной работы............................. 27

2.2. Пенсионное обеспечение................................................................ 37

2.3. Психологическая помощь людям пожилого и старческого возраста  41

2.4.  Проектный метод социальной   работы с пожилыми людьми..... 44

Заключение......................................................................................... 50

Список использованных источников.................................. 52

Введение

Объявление ООН Года пожилых лю­дей свидетельствует о том, что старшее поколение нуждается в помощи и защи­те повсеместно — ив развитых странах, и в развивающихся, и в странах с пере­ходной экономикой. Задача государства и общества — вывести как можно боль­ше пожилых людей из-под гнета эконо­мических, социальных и психологичес­ких проблем, вызванных наступлением старости, сделать полнокровной жизнь в "третьем возрасте".

Для России это более чем актуально. Не секрет, что сегодня нашим старикам особенно трудно — их скромные пен­сии позволяют лишь с трудом сводить концы с концами. Рост цен на продукты и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания, умень­шению расходов на социально-экономи­ческие нужды и в конечном итоге ска­зался на состоянии здоровья и продол­жительности жизни после наступления пенсионного возраста.

Здоровье общества определяется среди прочего тем, как в нем относятся к старости, к пожилым людям. При этом речь идет и об определенной социальной политике государства, и о неофициальном бытовом отношении к пожилым. Оба этих типа отношений взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Актуальность исследования. В начале третьего тысячелетия структура мирового сообщества не­уклонно изменяется в сторону увеличения численности пожилых людей, поэтому перед современной наукой возникла глобальная проблема оказа­ния помощи человеку, находящемуся на этапе жизни, приближенного к предельному биологическому возрасту. Это пока еще малоизученный аспект и он требует всесторонних исследований для поиска наиболее приемлемых, щадящих социальных, психологических и медицинских технологий, гармонично связанных с социальными мероприятиями государственной политики, гарантирующими оптимальное качество жизни пожилого человека.

Сегодня государственные структуры пытаются делать шаги в направлении социальной защиты пожилых людей. Но этого явно будет недостаточно, если в массовом сознании не формируются положительные стереотипы отношения к пожилым, если будет усиливаться и возобладает тенденция утилитарного подхода к человеку, то есть лишь как к «полезному субъекту», и, наконец, если сами пожилые не будут готовы сохранять до глубокой старости оптимистическое настроение, высокую работоспособность, физическое и психическое здоровье и бодрость духа.

Возрастные изменения, старение человека — это реальный, но чрезвычайно сложный, ставящий перед обществом, человеком, наукой большой комплекс важных проблем. Это проблема личности, нравственности, это проблема кадровой динамики профессионализма и преемственности поколений, это проблемы индивида и общества. И не случайно возраст взрослого человека, старение стали предметом изучения многих научных дисциплин: социологии, этнографии, геронтологии, медицины, психологии и др.

Психологии в этом плане отводится особое место — изучить самого человека во всей сложности его взаимоотношений в обществе, изменение его состояния, взглядов и факторы, влияющие на старение и на отношение общества к этому явлению, того общества, которое само становится «миром старых людей». Знание обществом специфики протекания процесса старения, возможностей профессиональной деятельности, степени и характера включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптации к изменяющемуся своему состоянию, положению и месту в обществе чрезвычайно важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь», поиска новых возможностей.

Период старения — значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно формирование образа «позитивного старения». Наработанные в этом плане научные данные, схемы, концепции в зарубежной науке, безусловно, представляют большой интерес, но автоматическое перенесение их в наши исследования не дает полноценных результатов в связи с особенностями социальной ситуации в России.

Обычно период старения рассматривается как один из этапов жизненного пути личности, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых, не встречаемых на ранних периодах развития свойств и признаков. Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и способах нейтрализации отрицательных проявлений этого процесса. Пожилой возраст, как и всякий другой, имеет свои положительные и отрицательные стороны, связан с потерями, но имеет и приобретения, предоставляет человеку возможность прожить этот период своей жизни активнее, реализуя интересы, склонности в тех границах, которые оптимальны с точки зрения возможностей и потребностей пожилого человека.

Сегодня многие ученые и практики сталкиваются с проблемой недостаточности знаний в этой области и с необходимостью изучения социальных установок и поведения старых людей, отношения к ним в обществе, исследования ролевых аспектов пожилых и старых людей, контактов и активности, установок и функций старших в семье, роли профессиональной деятельности в жизни пожилых.

Цель исследования: на основе изучения биологических, психологических и социальных особенностей личности в поздней взрослости и старости определить роль социального работника в решении проблем людей пожилого и старческого возраста.

В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:

- провести анализ теоретической литературы по проблемам людей люднй пожилого и старческого возраста;

- определить роль социального работника в решении проблем людей пожилого и старческого возраста;

- предложить определенные восстановительные мероприятия, способствующие адаптации в старческом возрасте к социальной ситуации в обществе.

Методологической базой исследования явились исследования психологов, социологов, медиков, занимающихся вопросами старения, труды ведущих геронтологов.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы социального работника с пожилыми и престарелыми людьми.

Заказать курсовую