Социальная защита населения на региональном уровне (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ    5
1.1. Социальная защита населения России в условиях рыночной   экономики    5
1.2. Система государственных социальных стандартов    21
1.3. Нормативно-правовая база организации защиты населения    36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    45

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Одной из характерных тенденций, характеризующих современное законодательство о социальной защите населения, следует считать сужение сферы ответственности федеральных органов государственной власти по реализации социальных прав населения. Первой ласточкой следует считать принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Следующим этапом стало принятие Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативно-правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ", в котором нашли отражение некоторые подходы, заложенные в Федеральном законе N 122-ФЗ. Характеризуя подобные законодательные инициативы, Ю.А. Тихомиров констатировал их соответствие курсу на децентрализацию управления социальной сферой, когда на федеральном уровне осуществляются стратегические функции, на уровне субъектов РФ - тактические, на местном уровне - оперативное обслуживание населения [20, c.83]. В этой связи особую актуальность приобретает изучение регионального опыта регулирования в сфере социальной защиты.

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" [2] был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года и подписан Президентом Российской Федерации 17 июля 1999 года. Целями принятия этого Закона являются оказание адресной социальной помощи, повышение доходов населения; обеспечение доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства.

Необходимость принятия вышеуказанного Закона вытекает из положений, закрепленных в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Объектом исследования является система социальной защиты в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает система социальной защиты на региональном уровне.

Целью исследования является совершенствование социальной защиты населения на региональном уровне.

Соответственно задачами исследования стали:

- изучить социальную защиту населения России в условиях рыночной экономики;

- изучить систему государственных социальных стандартов;

- провести анализ нормативно-правовой базы организации защиты населения.

 

1. Теоретические нормативно-правовые основы организации социальной защиты населения на региональном уровне

1.1. Социальная защита населения России в условиях рыночной экономики

 

В статье 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" [2] впервые дано правовое определение понятию "государственная социальная помощь". Итак, государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в комментируемом Законе. К категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, относятся:

- малоимущие одиноко проживающие граждане;

- малоимущие семьи.

Основным показателем выделения нуждающихся в государственной социальной помощи является признак малоимущественности. Статья 7 Закона определяет, что гражданин или семья будут признаны малоимущими, если по независящим от них причинам их доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в месте их проживания. Величина дохода семьи или одиноко проживающего гражданина может изменяться из месяца в месяц, поэтому для признания семьи или гражданина малоимущими используется среднедушевой доход.

Среднедушевой доход является расчетной величиной, характеризующей среднюю величину месячных доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Порядок расчета среднедушевого дохода установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" [3]. Прожиточный минимум является денежной величиной, характеризующей размер необходимых доходов для обеспечения жизнедеятельности граждан. Прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров, минимальный набор услуг, а также обязательные платежи и сборы. Правовые основы для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при осуществлении мер социальной защиты граждан установлены в Федеральном законе от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" [4]. Однако величина прожиточного минимума не является одинаковой для всех регионов Российской Федерации. Она зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Для учета всех различий субъекты Российской Федерации рассчитывают свои величины прожиточного минимума, действующие на их территории.

Государственная социальная помощь предоставляется в форме социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [21, c.30]. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципального образования. Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируется нормами права [19, c.104].

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, перечень которых определен в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Местные бюджеты - это бюджеты муниципальных образований. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет виды муниципальных образований - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [19, c.105].

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного

 

Список использованных источников

 

1.  Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- №237.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 2008, N 29, ст. 3699.
3. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 2003, N 14, ст. 1257.
4. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 2004, N 43, ст. 4904.
5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ, 2008, N 3, ст. 168.
6. Закон Республики Марий Эл от 06.03.2006 N 11-З (ред. от 28.12.2006) "О прожиточном минимуме и потребительской корзине в Республике Марий Эл "// Марийская правда.- N 40.- 09.03.2006.
7. Закон Саратовской области от 22 декабря 2004 г. N 68-ЗСО "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" // СПС КонсультантПлюс.
8. Закон Саратовской области от 1 августа 2005 г. N 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области" // СПС КонсультантПлюс.
9. Закон Саратовской области от 23 декабря 2004 г. N 77-ЗСО "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области" " // СПС КонсультантПлюс.
10. Закон Саратовской области от 22 декабря 2004 года N 66-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Саратовской области" // СПС КонсультантПлюс.
11. Закон Саратовской области от 22 декабря 2004 года N 67-ЗСО "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" // СПС КонсультантПлюс.
12. Закон Саратовской области от 10 января 2000 г. N 7-ЗСО "О социальной защите населения в Саратовской области // СПС КонсультантПлюс.
13. Постановление Брянской областной Думы от 15 ноября 2001 г. N 3-363 "О программе защиты населения Брянской области на 2002 г." // СПС КонсультантПлюс.
14. Постановление Брянского городского Совета народных депутатов от 29 декабря 2004 г. N 901-П "Об утверждении целевой программы "Защита населения города Брянска на 2005 - 2007 гг." // СПС КонсультантПлюс.
15. В Марий Эл величина прожиточного минимума составляет 3 810 рублей / ИА REGNUM, 20 октября 2008 // http://www.regnum.ru/news/fd-volga/mari/1071952.html
16. Киселев, И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Социальное и пенсионное право.- 2008.- №12.
17. Малашенко, В.А. Медико-социальные проблемы территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС  / В.А. Малашенко // Чернобыль - 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий: Материалы международной научно-практической конференции.- Брянск, 2005.
18. Назаров, Е.Г. Правовые проблемы установления компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения / Е.Г. Назаров // Материалы международной научно-практической конференции.- М., 2006.
19. Система муниципального управления: учебник для ВУЗов./ Под ред. В.Б. Зотова.- СПб: Питер Пресс, 2007.- 389 с.
20. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс / Ю.А. Тихомиров.-  М.: Статут, 2005.- 446 с.
21. Черешева, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) / Е.А. Черешева.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 485 с.
22. Чупрова Е.В. Проблема достойного уровня жизни граждан // ЭЖ-Юрист.- 2007.- №10.

 

Заказать курсовая