Социальный менеджмент в государственных органах власти (диплом)

Содержание

Введение. 4

1 Особенности социального менеджмента в  органах государственной власти в современном обществе. 10

1.1 Понятие и эволюция развития социального менеджмента и социального управления  10

1.2 Социальная работа как особый вид деятельности. История развития социальной работы.. 22

1.3 Социальная политика как инструмент делового менеджмента. Специфика социальной работы как профессиональной деятельности. 35

1.4 Профессиональные качества и личностные особенности социального работника – важная составляющая социального менеджмента. 43

2 Анализ социального менеджмента на примере Министерства социальной защиты населения и труда РМЭ (по г. Йошкар-Ола) 55

2.1 Характеристика Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл  и органов социальной защиты города  Йошкар-Олы.. 55

2.2  Оценка эффективности деятельности органов социальной защиты города Йошкар-Олы.. 61

3 Направление совершенствования социального менеджмента на современном этапе  95

3.1 Стратегия реформирования социального сектора. 95

3.2 Совершенствование законодательной базы.. 101

3.3 Развитие профессионализма социальных работников. 106

Заключение. 109

Список использованной литературы.. 113

Приложение А Важнейшие характеристики социальной политики. 119

Приложение Б План работы Управления социальной защиты населения Администрации города Йошкар-Олы  на 2007 год. 120

Приложение В Информация по реализации Федеральных целевых программ и непрограммной части по Министерству социальной защиты населения  и труда РМЭ за счет средств федерального бюджета на 2004-2006 гг. 123

Приложение  Г План работы Муниципального учреждения социального обслуживания населения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» города Йошкар-Олы   на 2007 год. 124

Приложение Д Сведения о получении компенсаций и пособий за 2004-2006 гг. 127

Приложение Е Некоторые показатели деятельности центра социальной помощи семье и детям г. Йошкар-Олы за 2006 год. 130

Приложение Ж План работы МУСО «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям в г.Йошкар-Оле» на 2007 год. 132

Приложение З Статистика письменных и устных обращений граждан. 136

Приложение И Методики исследования профессионализма социальных работников  137

Приложение К Анализ результатов исследования профессионализма. 140

Приложение Л Графическая интерпретация результатов исследования профессионализма  142

Приложение М Деловые игры.. 143

Приложение Н Упражнения на выработку адекватной самооценки. 150

Приложение О Учебно-тематический план программы «Социальная политика»  153

Введение

Актуальность исследования. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы социального менеджмента, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального менеджмента особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.

Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».

Основной закон нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей Декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий властей. Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:

создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;

усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;

осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;

реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;

формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.

Финансирование социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ос­лаблению роли государства, проявлением чего стало реформирова­ние государственной системы финансирования.

Период отечественной истории, отложившийся в ней как "перестройка общественно-политической системы", все более отдаляется от современности, создавая возможности для его оценки с позиций, порожденных социальными процессами. Идет масштабная реформа всех сфер общественной жизни, затрагивающая каждого гражданина.

Понесенные обществом материальные потери велики, и они, естественно, повлекли за собой громадные по масштабам и остроте проблем социальные утраты.

Однако вышеперечисленные факторы недостаточно учитывались разработчиками государственной экономической и социальной политики на этапе рыночной модернизации постсоветской России.

В связи с нестабильностью в обществе в последнее время особенно актуальными стали проблемы управления социальной работой – социального менеджмента.

Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою оче­редь, оно делится на подвиды — государственное, военное, эко­номическое, производственное и общественное.

Управление социальной работой — это разновидность со­циального управления. Данное понятие многозначно и выража­ет разные стороны, грани и аспекты управления.

Социальные службы в том виде, в котором они существуют сегодня - новое явление в нашем государстве. Достаточно молоды в России и профессии социального работника, специалиста по со­циальной работе, психолога, социального педагога. В силу ряда обстоятельств дискуссионны их функции, круг обязанностей, содержание деятельности. Нет еще четких нормати­вов, регулирующих многие аспекты организации их труда. Несо­вершенны профессиограммы, квалификационные характеристики должностей.

Социальные службы - это своего рода социальные целители, врачеватели социальных недугов, одновременно заботящиеся об их предотвращении, нераспространении, локализации. Работни­кам социальных служб приходится иметь дело со многими соци­альными проблемами: инвалидностью, старостью, одиночеством, злоупотреблениями алкоголем, наркотическими средствами, пра­вонарушениями, жестоким обращением и многими другими. Зна­чит, необходимо знать и видеть не только отдельные, частные случаи, хотя за каждым из них человеческие судьбы и трагедии, но и явление в целом.

В связи с этим актуализируется проблема управления в социальной сфере, разработка программ и проектов, позволяющих реализовать эффективную социальную политику в государстве, развитие профессионализма и компетентности социальных работников. Именно слово «професси­онализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой.

В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти про­блемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каж­дая профессия базируется на специфической для нее сис­теме знаний как теоретического, так и практического ха­рактера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия выра­батывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиен­тами, коллегами и внешними инстанциями.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные осо­бенности социальной работы.

В связи с вышеизложенным в данной дипломной работе ставится проблема исследования: какое влияние оказывает социальный менеджмент  в органах государственной власти на эффективность проводимой социальной политики.

Объект исследования – социальный менеджмент.

Предмет исследования – особенности управления социальной сферой на примере Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и органов социальной защиты г.Йошкар-Ола.

Целью дипломной работы является изучение социального менеджмента в государственных органах власти.

Задачами дипломной работы стали:

q                    Изучить особенности социального менеджмента в государственных органах власти в современном обществе;

q                    Изучить особенности социальной работы как особого вида деятельности: историю развития; специфику как профессиональной деятельности;

q                    Провести анализ социального менеджмента органов социальной защиты Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл  по г. Йошкар-Ола;

q                    Провести исследования компетентности и профессионализма во взаимодействии с клиентами социальных работников аппарата управления органов социальной защиты г.Йошкар-Ола, РМЭ;

q                    Определить направления совершенствования социального менеджмента на современном этапе в органах государственной власти.

Гипотеза: Для проведения эффективной социальной политики необходимо активно использовать направления социального менеджмента в органах государственной власти: организация социальных служб, планирование, развитие профессионализма и компетентности во взаимодействии с клиентами социальных работников.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует отметить таких, как В.Роик, Г.В.Васильев, З.А.Короткова, В.И.Наумов, И.А.Краснова, Г.В.Сулейманова, Б.Косырев, К.С.Батыгин, Г.С.Симоненко, Е.И.Родионова, А.А.Романов, Е.П.Фролова, Л.А.Егорова и др.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

q                    изучение и теоретический анализ литературы по социальной работе, психологии, социологии, педагогике;

q                    анализ практических материалов;

q                    наблюдение

q                    экспериментальная работа;

q                    математические методы обработки результатов.

Новизна исследования: как уже отмечалось, профессия «социальный работник» достаточно молодая и в настоящее время в российском обществе не разработано еще четких нормати­вов, регулирующих многие аспекты организации их труда в аспекте социального менеджмента в органах государственной власти. Поэтому наше исследование является новым и актуальным: предложены мероприятия развития социального менеджмента на уровня региона, а также направления для развития профессионально важных качеств в деятельности социальных работников.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе социальных работников и в органах государственной власти, формирующих социальную политику государства.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г. М.:Юрист, 2003.-56 с.
  2. О трудовых пенсиях в РФ: Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.06.2006)// Собрание законодательства РФ.- 2001.- N 52 (1 ч.). -  Ст. 4920.
  3. Об основах социального обслуживания населения  в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- N 50.- Ст. 4872
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.98 №124  // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.- №31.- Ст.3802
  5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 05.12.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- N 21.- Ст. 1929
  6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 02.11.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.- N 51.- Ст. 4832
  7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 09.04.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.- N 51.- Ст. 4831
  8. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный Закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004)  // Российская газета. — 1995. — 4 августа. — С.4-5.
  9. О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон  РФ от 15.05.1991 N 1244-1, (ред. от 22.08.2004)// Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- N 21.- Ст. 699.

10. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 29.12.2006)// Ведомости СНД и ВС РСФСР.-1991.- N 27.- Ст. 920.

11. О совершенствовании организации исполнения Федеральных законов и законов Республики Марий Эл: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10.08.2004 N 201 // Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2004.- N 9.-Ст. 272

12. Об использовании  средств пенсионного фонда РФ, выделяемых на оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая газификацию домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов, в Республике Марий Эл: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17.10.2003 N 323// Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2003.- N 11.- Ст. 369

13. Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 01.02.2006 N 22 (ред. 04.04.2007) // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- N 6 (102), 26 июня 2003.- Ст. 170

14. О финансировании учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.06.2002 N 173 //Собрание законодательства Республики Марий Эл.- N 7.- 26 июля 2002.- Ст. 268

15. Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения администрации г.Йошкар-Олы: Постановление Мэра города Йошкар-Олы от 22.01.2002 N 118 //Документ опубликован не был

16. Бадя, Л.В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк / Л.В. Бадя . – М.: Сфинкс, 1993. – 209 с.

17. Баркер, Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ./ Р. Баркер.- М.: Профтехобразование, 1995 .- 134 с.

18. Бербешкина, З.А.  Этика    социального работника // Теория    и практика социальной работы:      проблемы,    прогнозы, технологии     /

З.А. Бербешкина.- М.: РГСИ, 1992.- 55 с.

19. Васильева-Гангнус, Л.      Правила      этикета.      Краткий справочник  /

Л. Васильева-Гангнус .- М.: Дельта-МКС, 2002.- 80 с.

20. Виханский, О.С.     Менеджмент   —    2-е изд.  /      О.С.       Виханский,

А.И. Наумов. — М.: Право, 1996.-303 с.

21. Герчикова, И.Л. Менеджмент: Учебник для вузов. — 2-еизд., перераб., доп./ И.Л. Герчикова. — М.: Профи, 1995.-560 с.

22. Гуслякова, Л. Г. Социальная работа как научная теория, деятельно­сть и учебная дисциплина / Л.Г. Гуслякова.- Барнаул: Изд-во Барнаульского университета, 2005.- 102 с.

23.  Ерусланова, Р.И. Социальная работа: вопросы истории, теории, практики. Учебное пособие. / Р.И. Ерусланова.- Чебоксары: Гранит, 2001.- 264 с.

24. Закатова, И.     Готовим     профессионалов    для     социальной сферы  /

И. Закатова // Социальная работа.- 2006.-№4.- С.41

25.  Замараева, З.П. Профессионализм, компетентность социальных работников в современной России / ЗП. Замараева // Ученые записки.- 2005.-№5.-С.22-26

26. Зимняя, И.Г. Социальная работа как профессиональная деятельность / И.Г. Зимняя // Социальная работа. - 2002.- Вып. 2. –С.8-16

27.  Келасьев, П.Н. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников    /       П.Н. Келасьев,    И.В. Яковлева,      Н.М. Полуэктова,

Н.В. Старков. - М.: Спарк, 2004.- 128 с.

28. Коротков, Э.М.     Концепция       менеджмента:      Учебное пособие    /

Э.М. Коротков. — М.: Знамя, 1996.-200 с.

29. Кураков, Л.П.    Управление     социальной сферой    /     Л.П. Кураков,

Г.Г. Кашурникова,   М.П. Владимирова,    Л.Г. Ефремов. - М.:Прогресс,

1997.-404 с.

30. Курбатова, В.И. Социальная работа. / В.И. Курбатова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 576 с.

31. Лаврененко, И.М.    Социальная    работа:    проблема, поиск реше­ний /

И.М. Лаврененко //Российский журнал социальной работы.- 2005.- N 2.

32. Лутанский, В.         Главное  -    профессионализм  и    компетентность /

В. Лутанский, К. Оганян // Вестник соц.работы. - 2004. - №1(3)

33. Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 2006. – 266 с.

34.  Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева. - М.:Владос, 1999.- 208 с.

35.  Мельников, В.П. История социальной работы в России. Учебное пособие. / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М.: Маркетинг, 2002.-344 с.

36. Менеджмент социальной работы. М.:Владос,  2005. - 288 с.

37.  Митрохин, В. Динамика социальной власти / В. Митрохин. – М.: Спарк, 1996.-111 с.

38. Никитин, В.    О    теоретической     идентичности социальной рабо­ты /

В. Никитин //Социальная работа: теория, технология, образование. –

2006. - N 1.- С.33

39. Основы социальной работы/ Под ред. Е.В.Ханжина. М.:Академия, 2004.-144 с.

40. Основы социальной работы/Отв. ред. П.Д. Павленок,  М.:ИНФРА, 1998.- 368 с.

41. Пантелеева, Т.С.    Экономические     основы     социальной     работы /

Т.С. Пантелеева,  Г.А. Черкасова. - М.:Владос, 2005.- 160 с.

42.  Песковская, Ю. Повысить престиж профессии «социальный работник» / Ю. Песковская // Социальное обеспечение. - 2006.- №11. - С.12-13

43.  Пинкус, А. Практика социальной работы (форма и методы). Учебное пособие / А. Пинкус, А. Минакан. - М.: Союз, 2003.- 224 с.

44. Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции    /     Ред.   А.Н. Панов, Е.И. Холостова, Т.В. Меляг, З.А. Янкова. М.: Институт социальной работы, 2005.- 166 с.

45. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация /М.: Институт молодежи, 2006.- 178 с.

46. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2. М.: Профтехобразование, 1997.-406 с.

47. Савинов. А.Н.    Организация       работы   органов социальной защиты /

А.Н. Савинов, Г.Ф. Зарембо.-  М.: Мастерство, 2007.-192 с.

48. Самарина, О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России / О. Самарина // Вопросы экономики.-2004.-№3.-С.131-136

49. Социальная защита населения в регионе: Учебн. пособие. Екатерин­бург: Изд-во Принек, 1999.

50. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 480 с.

51. Социальная работа / Под. ред. И.Г. Зайнышева. М.: МГСУ, 2004.- Ч. 1 — 2.

52. Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели­кобритании, Канаде, США.— М.: МГСУ, 2002. - 190 с.

53.  Социальная работа: инновационные и компаративные исследования/ Под общ.ред. В.И. Жукова, М.В. Фирсова. М.:Союз, 1998.- 91 с.

54. Социальная работа: проблемы ду­ховности и нравственности в теории и практике. / Под ред. Р. И. Еруслановой, Д. Е. Иванова. — Чебоксары, Клио, 1998.-123 с.

55. Спицкая, А. Социальная история и социальная работа как общественная практика / А. Спицкая //Теория и методология социальной работы. – М.: Союз, 2004. – 339 с.

56.  Справочное пособие по социальной работе/ Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА., 1997.- 168 с.

57. Сущенко, В.А. История      российского      предпринимательства  /  В.А. Сущенко. – Ростов-на-Дону, 1997.

58. Теория и методика социальной работы / Под. ред. А.П. Павленка. М.: ГАСБУ, 1993. Вып. 1; 1995. Вып. 2.

59. Теория и методика социальной работы / Под. ред. И.Г. Зайнышева. М.: МГСУ, 2004. –229 с.

60. Теория и методика социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. –     М.:Союз, 2006. –209 с.

61. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист, 1998.-334 с.

62. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.:Владос, 2000.- 240 с.

63. Топчий, Л.В. Проблемы теоретического обоснования личности социального работника в современной социокультурной реальности / Л.В. Топчий // Социальная работа.- 2007. -Вып. 1. –С.22

64. Управление — это наука и искусство/Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. — М.: Союз, 2007. — С. 9.

65. Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента. Учебно-практи­ческое пособие / Р.А. Фатхутдинов. — М., 2007. – 202 с.

66. Фирсов,     М.В.         Антология социальной работы в России. – Т. 1-3. /

М.В. Фирсов. – М.: МГУ, 1994-1995.

67. Фирсов, М.В. Введение в специальность и основы профессиональ­ной этики социального работника / М.В. Фирсов. — М.: Союз, 2003.-199 с.

68. Фирсов, М.В. Введение в теоретические основы социальной работы / М.В. Фирсов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО, 2007.-192 с.

69. Фирсов, М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие / М.В. Фирсов. – М.:Владос, 1998. –178 с.

70. Холостова, Е.И.  Профессиональный и  духовно-нравственный  портрет социального работника / Е.И. Холостова. - М.: Союз, 2006.- 35 с.

71. Холостова, Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы / Е.М. Холостова //Социальная работа. – 2006. – Вып. 2, 5.

72.  Шарин, В.  Принципы современной социальной помощи. / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2005. - № 2. – с.2-8.

73. Шарин, В.  Проблемы адресной социальной помощи. / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2005. - № 3. – с.21-25.

74. Шарин, В.     Социальное   обслуживание: проблемы, пути развития  / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2005. - № 1. – с.12-15.

75. Шевеленкова, Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики / Т.Д. Шевеленкова // Социальная работа.- 2007. -Вып. 2.

76. Шипунов, В.Т. Основы управленческой дея­тельности / В.Т. Шипунов, Е.Л. Кишкель. — М., 2006.-220 с.

77. Эмерсон, Г. Двенадцать принципов производительности /Пер. с англ. / Г. Эмерсон. — М.: Владос, 2007. — 210 с.

Заказать диплом