Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (диплом)

Cодержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты исследования социально-педагогической работы по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста   8

1.1.  Проблема агрессивного поведения человека в трудах отечественных и зарубежных авторов........................................................................................ 8

1.2. Психологическая характеристика агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста........................................................................................................... 15

1.3.  Особенности социально-педагогической работы по профилактике  агрессивного поведения старших дошкольников................................................................ 35

Вывод по 1 главе........................................................................................ 46

2.Экспериментальное изучение и педагогическая работа по профилактике  агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................... 47

2.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................................... 47

2.2 Социально-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста................................................................... 64

2.3. Анализ результатов исследования деятельности социального педагога по снижению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 72

Вывод по 2 главе........................................................................................ 76

Заключение.................................................................................................... 78

Список использованных источников............................................................ 83

Приложения................................................................................................... 91

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Изучению агрессивности человека в последнее время придается особое значение в психологической науке.

Многочисленные исследования агрессивного поведения и насилия показали, что рост насильственных действий в обществе тесно связан с крупными и резки­ми социальными переменами и, соответствен­но, со связанными с этими переменами нарушениями традиционной организации общества, которые заставляют людей обратить внимание на свои индивидуаль­ные проблемы [19].

Проблема агрессивности в психологии, педагогике, социологии и других науках в последнее время все чаще выходит на первый план. И связано это с множеством различных факторов: возросшей агрессивностью всего общества, негативными социально-экономическими условиями жизни, и особенно с недостатком психологической и педагогической работы, направленной на осознание этой проблемы и нахождение путей снижения уровней агрессивности. В частности, бесспорна актуальность такой работы и в дошкольных учреждениях, и в рамках школы, так как в образовательных учреждениях закладываются основные социальные нор­мы, правила и стратегии взаимоотношений в обществе. Сочетание личност­ных агрессивных тенденций и социальных норм, подпитывающих ее, приво­дят к катастрофическому уровню агрессивности. При этом формы проявле­ния могут быть разными - отказ от процесса социализации, проявляющийся, в частности, в наркомании, алкоголизме, незаинтересованности в получении знаний; суицидальные тенденции; нанесение вреда другим (вплоть до убий­ства) [39].

Актуальность проблемы детской агрессивности обусловлена ростом детской преступности и других форм асоциального поведения резко увеличившихся в последние десятилетия. Поэтому остро стоит задача изучения механизмов возникновения агрессивности, ее причин и динамики именно в дошкольном возрасте.

Публикаций, посвященных возникновению агрессии в дошкольном возрасте, еще недостаточно.

Проблемой собственно детской агрессивности занимались Аллан Фромм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс. В работах этих авторов рассматриваются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути ее преодоления, достаются практические советы родителям.

В российской науке первое упоминание о детской агрессивности, ее причинах и механизмах можно найти в трудах Н.Д. Левитова, В.В. Зеньковского, Т.Г. Румянцевой. Однако, по мнению таких отечественных психологов, как Е. Волкова, С.Н. Еникополова [], Т.Г. Румянцевой [] и др.,  проблема агрессивности долгое время в нашей стране была закрытой и поэтому практически не разработана в отечественной педагогике и психологии.

Лишь в последнее время появились ряд работ посвященных детской агрессивности (И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева, О.С. Васильева, С.А. Завражин, А.К.  Осницкий и др.).  зарубежной психологической науке данная проблема освещается более глубоко. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблеме. Это связано, с одной стороны с ростом жестокости, вандализма, а с другой стороны с серьезным беспокойством общественности. Однако эта проблема еще недостаточно разработана применительно к условиям российской действительности как в теоретическом, так и практическом направлении.

В настоящее время ситуация такова, что образовался трагический разрыв между детством как само­ценностью, нашими идеальными представлениями о нем и реальным положением детей. Падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, усиление жестокого обращения с детьми в семьях — вот далеко не полный спектр причин детского неблагополучия, влияющего на психическое здоровье ребенка, в том числе и на развитие агрессивности.

Детская агрессивность есть результат социального научения, ведущими факторами ее возникновения являются социально-родительские отношения, демонстрация моделей асоциального поведения окружающими и т.п.

Задача психологов и педагогов — своевре­менно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей агрессивного поведения. В связи с чем актуализируется проблема исследования: особенности и условия социально-педагогической работы по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – агрессивное поведение дошкольников.

Предмет исследования – социально-педагогическая работа по профилактике  агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение особенностей  агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и возможности  педагогической работы социального педагога по его профилактике и коррекции.

Для решения цели этой работы были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психолого-психологической науке;

2) Подобрать и апробировать диагностические методики по   оценке агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

3) Разработать и апробировать программу профилактики и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и оценить степень  эффективности

Гипотеза исследования: специально разработанная программа мероприятий в рамках социально-педагогической работы со старшими дошкольниками окажет положительное воздействие на профилактику и  коррекцию агрессивного поведения ребенка.

В ходе исследования использовались методы:

  1. Общенаучные методы (теоретический анализ психолого-педагогических исследований, изучение и обобщение опыта);
  2. Эмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностика и тестирование детей методики: проективная методика «Рисунок семьи» (интерпретация В.К. Лосевой), методика «Кактус» (М. Панфилова), проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич), методика Розенцвейга (детский вариант).);
  3. Методы качественной, количественной обработки результатов  и графического анализа данных.

Методологической основой работы явились исследования психологов, медиков, социологов и педагогов по проблеме причин и особенностей нарушения психического здоровья детей. (К.Бютнер, Р.Кэпмбелл, К.Лоренц, М.Мак-Кей, Г.Паренс, Л. Берковиц, Э.Ш. Бубнова, Е А.А.Реан, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева, О.С. Васильева, С.А. Завражин, А.К.  Осницкий и др.).

Новизна исследования: разработки по проблеме агрессивности принадлежат зарубежным авторам и не отражают специфику социально-экономической, культурно-исторической, психологической сегодняшней жизни  в России. Поэтому новизна нашего исследования заключается в изучении вопросов агрессивного поведения детей  в условиях российской действительности, а также в аспекте возрастной и педагогической психологии. Кроме того, в нашей работе сделан акцент на прикладной аспект данной проблемы.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа и мероприятия  по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей 6-7 лет,  помогут социальным педагогам, воспитателям детских садов, психологам, родителям

Опытно-экспериментальная база: дети дошкольного возраста 6-7 лет МДОУ «Сказка» подготовительных групп в количестве 40 человек – 2 группы по 20 человек.

Апробация результатов исследования проводилась в воспитательно-образовательном процессе МДОУ общеразвивающего вида «Сказка» п. Сернур, РМЭ в рамках осуществления автором психологической коррекции детской агрессивности в качестве детского социального педагога. Результаты исследования были обсуждены на педагогическом совете МДОУ.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.

Заключение

Современная действительность является ярким подтверждением резко возросшего уровня агрессивности человечества, в том числе и детской его части, о чем свидетельствуют факты расправы детей и подростков над сверстниками вплоть до убийств и расстрелов. Учитывая актуальность и практическое значение поднятой проблемы, в работе сделана попытка проанализировать становление и развитие агрессивности в дошкольном возрасте и дать практические советы по ее исправлению.

Проверка выдвинутой гипотезы позволила решить поставленные задачи и подвести итоги проведенного исследования.

Изучение психологических исследований, обобщение и теоретический анализ имеющихся подходов к проблеме агрессивности человека позволили выявить сущность этого явления. Детская агрессивность это форма поведения ребенка, ведущая к причинению ущерба себе или окружающим и выражающая враждебность и недоброжелательность ребенка. Методологической основой изучения детской агрессивности в данной работе явилась теория социального научения, согласно которой такое поведение ребенка усваивается и поддерживается по таким же путям как и всякая другая форма социального поведения.

Такой подход предполагает возможность контролирования агрессии, ее профилактики и коррекции, т.е. подтверждает возможность оказания эффективной психологической помощи субъекту.

Детскую агрессивность следует понимать как многоаспектное целостное и системное образование, в факторах возникновения которой мы выделяем предпосылки (биологические, химические, генетические) и условия (микро-, макро- и мезо- среда), при этом движущей силой проявления агрессивности выступает неудовлетворенность потребностей человека.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными: возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, огромную роль играет воспитание в семье. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Коррекционная работа с агрессивными детьми осуществляется в контексте индивидуального (техники экстренного вмешательства;  рациональная психотерапия;  игровая терапия;  применение рисуночных техник)  и группового подхода.  Также коррекция агрессивности происходит в процессе семейного консультирования: семейные обсуждения, игровая терапия и психодрама с семьей, применяются суггестивные и релаксационные техники в работе с детской агрессивностью.

Для подтверждения теоретического материала в практической части мы провели исследование агрессивного поведения старших дошкольников и разработали коррекционную программу на основе игротерапии.

На первоначальном этапе исследования в двух подготовительных группах ДОУ детей в возрасте 6 лет в количестве 40 человек были выявлены агрессивные дети в обоих ДДУ, в группе 2 их оказалось больше на 15%; проявление агрессивности в этом возрасте во многом зависит от полоролевой идентификации (мальчики отличаются от девочек большей агрессивностью, нежели девочки); основными формами агрессивного поведения детей 5-7 лет выступают: физическая, вербальная агрессия, разрушительность и т.д.; агрессивные дети испытывают высокий уровень тревожности, обладают неадекватной самооценкой, у них преобладают негативные эмоции и нарушения в личностной сфере.

Особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что они проявляют готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, это может выражаться в виде вспыльчивости и грубости. При этом они могут выразить агрессию вербально, через содержание высказываний в адрес обидчика, но часто сдерживают подобные импульсы, чтобы сохранить необходимые положительные отношения, оставляя негативные эмоции не выраженными.

Исследование показало, что главную роль в формировании агрессивности у дошкольников играют: стиль семейного воспитания, наказания в семье, ограничения возможностей ребенка, негативный опыт взаимодействия ребенка со сверстниками, наличие моделей агрессивного поведения в окружающей обстановке, низкий уровень развития нравственности ребенка.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

С целью снижения агрессии в группе 2 была применена социально-педагогическая работа по устранению агрессивного поведения, улучшения эмоциональной сферы детей, формированию адекватной самооценки. После завершения коррекционной работы, которая проводилась в течении 5 недель, был проведен контрольный эксперимент, с целью выявления эффективности коррекционной работы. Для этого мы использовали блок диагностических методик, которые были использованы на первом, констатирующем, этапе исследования.

По результатам проведения коррекционной работы была отмечена положительная динамика в эмоциональном самочувствии детей, снижение уровня агрессивности: у детей, принявших участие в коррекционной программе, выраженность агрессии снизилась на 25%.  Причины агрессии детей, кроющиеся в эмоциональном самочувствии ребенка в семье, остаются у 20% агрессивных детей группы 2, испытывают дискомфорт в семье. Это был ожидаемый результат, поскольку содержание формирующего этапа имело характер симптоматической коррекции. Эксперимент показал, чтобы дети стали менее агрессивными, нужна работа с родителями этих детей, причина агрессивности которых лежит в детско-родительских отношениях, на более длительном промежутке времени, хотя положительная динамика отмечается и здесь - улучшение во взаимоотношениях в семье составило 10%.

Полученные результаты исследования позволили сформулировать ряд практических рекомендаций для педагогов, психологов и родителей, общающихся с агрессивными детьми.

В ходе эмпирического исследования была подтверждена и доказана поставленная гипотеза о том, что специально разработанная программа мероприятий в рамках социально-педагогической работы со старшими дошкольниками окажет положительное воздействие на профилактику и  коррекцию агрессивного поведения ребенка. Была выявлена положительная динамика в снижении агрессивного поведения старших дошкольников при помощи специальной социально-педагогической программы.

Цель достигнута, задачи решены.

 

 

Список использованных источников


  1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2014. – 241 с.
  2. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостакович. - М.: Знание, 2012. – 142 с.
  3. Алексютина, Н. Искусство, которое лечит / Н. Алексютина // Учительская газета. - 2010. - №17. – С. 14.
  4. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / Алфимова М.В., Трубников В.И. //Вопросы психологии. -  2012. - №6. - С. 112-123.
  5. Андерсен-Уоррен, М. Драма-терапия / Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. - СПб.: Питер, 2010. – 241 с.
  6. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток / Байярд Р.- М.: Просвещение, 1991. – 243 с.
  7. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Бандура А., Уолтерс Р. -  М.: МПСИ, 2000. – 416 с.
  8. Баркова, Ю.А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю.А. Батова, Ж.М. Глозман // Психологическая наука и образование. – 2012. - №3. – С. 104-109.
  9. Башкирова, Ю. Эмоциональная сфера / Башкирова Ю. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. - №4. – С. 73-84.
  10. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М.: Педагогика, 2011. – 164 с.
  11. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Берковиц Л.- М.: Влалос, 2002. – 321 с.
  12. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / Битянова М.Р.  - М.: Совершенство, 1997. – 416 с.
  13. Богданович, В.И. Психокоррекция в повседневной жизни / В.И. Богданович. - Спб.: ТОО «Респеке», 2009. – 195 с.
  14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 217 с.
  15. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / Большаков В.Ю. – СПб.: Питер, 2009. – 235 с.
  16. Бреслав, Г. Э. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков. Методическое пособие для врачей / Бреслав Г. Э. - СПб.: Комздрав, 2004. – 342 с.
  17. Брюнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Брюнер. - М.: Педагогика, 1991. – 141 с.
  18. Буянов, М.М. Нервный ребенок / Буянов М.М. - М.: Знание, 2009. -170 с.
  19. Васильева, О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко // Школа здоровья. – 2009. - №4. – С. 60-64.
  20. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2013. - №8. – С. 55-58.
  21. Вачков, И. В. Основы технологии груп­пового тренинга // Психотехники: Учебное пособие. -   М.: Владос, 2009. – 216 с.
  22. Водинская, М. Арт-терапия с агрессивными детьми / М. Водинская // Дошкольное образование. - 2012. - №12. – С. 19.
  23. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школь­ника: Методическое пособие / И.П. Воропаева. — М.: Сфера, 2013. – 200 с.
  24. Вроно, Е.М. Поймите своего ребенка: о детских страхах, конфликтах и др. / Е.М. Вроно. – М.: Дрофа. 2012. – 223 с.
  25. Горохова, И.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях / И.В. Горохова. – Йошкар-Ола, 2003. – 43 с.
  26. Глозман, Ж. М. Нару­шения общения и школьная дезадапта­ция / Глозман Ж. М., Потанина А. Ю.  // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 2011. - № 3. – С. 14-16.
  27. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. - М.: МОДЭК, 2013. - 224 с.
  28. Грегушова, Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Г. Грегушова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - №5. – С. 52-56.
  29. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / Грецов А. Г. - СПб.: Питер, 2005.
  30. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Гуггенбюль А. – СПб, 2010.  – 322 с.
  31. Гусейнова, А.А. Психокоррекционные технологии в профилактике и преодолении эмоциональных нарушений у старших дошкольников с ДЦП / А.А. Гусейнова // Коррекционная педагогика. – 2010. - №2. – С. 57-60.
  32. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 148 с.
  33. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С. В. Велиева. - СПб: Речь, 2010. - 240 с.
  34. Дорожинская, К.  Инструкция для родителей «юных агрессоров» / К. Дорожинская // Газета для родителей. – 2014. - №3. – С. 3.
  35. Дорохов, М.Б. Коррекция детских психоневротических расстройств и помощью игровой интерактивной изотерапии / М.Б. Дорохов // Вопросы психологии. - 2007. - №1. – С. 110.
  36. Дробинская, А.О. Эти страшные детские капризы / А.О. Дробинская // Дефектология. – 2008. - №3. – С. 75-77.
  37. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2010. - №1. – С. 53-57.
  38. Евграфова, Т.А. Психологическая помощь родителям, воспитывающим эмоционально неуравновешенных детей / Т.А. Евграфова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 36.
  39. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / Ениколопов С. Н. // Прикладная психология. - 2010. - № 2. – С. 34-39.
  40. Желдак, И. М. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации / Желдак И. М., Игумнов С. А. - Минск, 2011. – 142 с.
  41. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен / Д. Журавлев // Народное образование. – 2013. - №2. – С. 185-193.
  42. Заболотских, О.П. Коррекция и развитие  / О.П. Заболотских. – Йошкар-Ола: МГПИ им Н.К. Крупской, 2010. – 44 с.
  43. Завражни, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражни // Вопросы психологии. – 2013. - №5. – С. 43-49.
  44. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Захаров А.И.  – СПб.: Союз,1997 – 224 с.
  45. Зеленкова, О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь? / О.Н. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №6. – С. 39-40.
  46. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина // Педагогика. – 2009. - №5. – С. 14-17.
  47. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. - СПб.: Питер, 2010. – 261 с.
  48. Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков / О. Златогорская // Школьный психолог. – 2013. - №30. – С. 2-3.
  49. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 460 с.
  50. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Изотова Е.И. - М.: Академия, 2004. – 288 с.
  51. Караневская, О.В. Коррекционные занятия с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения / О.В. Караневская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - №5. – С. 46-52.
  52. Карпова, Т.А. Психолого-педагогическая диагностика учащихся / Карпова Т.А. Артемьева Т.П. - Екатеринбург, 1995.
  53. Киселева, З.И. Игра-драмматизация как средство реабилитации эмоционально депривированных детей / З.И. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2012. - №1. – С. 30-32.
  54. Кожапова, Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка / Н.Е. Кожапова // Начальная школа. – 2011. - № 6. - С.11-14.
  55. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС - Пресс, 2011. – 200 с.
  56. Колодий, Н.Е. Как преодолеть негативные стереотипы общения школьников / Н.Е. Колодий, М.А. Мазниченко // Школьные технологии. – 2014. - №2. – С. 83-88.
  57. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колесова. - СПб: Питер, 2014.  – 224 с.
  58. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л.М. – СПб.: Питер, 2011. – 254 с.
  59. Кравцова, Е. Развитие и коррекция детей с трудностями в поведении / Е. Кравцова, А. Тышенбаева, А. Степанова // Школьный психолог. – 2010. - №41. – С. 4-6.
  60. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии / Крейхи Б. - СПб.: ЭКСМО, 2003. – 322 с.
  61. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций / Кряжева, Н.Л. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 158 с.
  62. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности / Л.Н. Кузнецова // Начальная школа. – 2009. - №3. – С. 24-26.
  63. Кулагина, И.Ю. Позна­вательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития / И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева // Де­фектология. - 2008. - № 1. - С. 3-9.
  64. Куликов, Л.В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В. Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - №1. – С. 38.
  65. Курбатова, Т.Н. Еще раз об агрессии / Т.Н. Курбатова // Психологическая газета. – 2011. - №2. – С. 14.
  66. Курпатов А. В. Как избавится от тревоги, депрессия и раздражительности. - СПб.: Нева, 2009. - 250 с.
  67. Лебедева, Л.Д. Арт-терапевтические занятия / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. - 2011. - №5. – С. 29.
  68. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - №6. - С. 168-171
  69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
  70. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Лэндрет Г.Л. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 218 с.
  71. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокорекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Лютова Е.К., Монина Г.Б. – М.: ЦСПА «Генезис», 2010. – 100 с.
  72. Мадонова, Е.Н. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. - 2014. - №5. – С. 25.
  73. Мардер, Л. Мир цветов и чувств. Цикл арт-терапевтических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер // Школьный психолог. - 2010. - №20. – С. 19.
  74. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. — М., 1988.
  75. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. - М., 2009. – 213 с.
  76. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - 303 с.
  77. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / Реан А.А. // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.
  78. Романов, А.А. Игровые задачи как средство коррекции расстройств поведения и эмоций у детей / А. А. Романов // Дошкольная педагогика. – 2009. - №1. – С. 32-35.
  79. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издат. центр "Академия", 2009. – 240 с.
  80. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С. 81-88
  81. Сакович, Н. «Шаги навстречу». Коррекционная работа с агрессивными детьми и подростками / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2012. - №20. – С. 20-30.
  82. Сакович, Н. Работа с подростками по снижению агрессивности / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2012. - №5. – С. 11-14.
  83. Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2010. - №1 – С. 66-75.
  84. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2009. – 93 с.
  85. Смирнова, Е. Агрессивные дети / Е. Смирнова, Г. Хузеева // Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. – С. 62-68.
  86. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста в рисунке человека и рисунке семьи / В.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. - 2012. - №5. – С. 60.
  87. Устинова, Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с ДЦП в процессе оптимизации их отношений с родителями / Е.В. Устинова  // Дефектология. - 2010.  -№1. – С. 52-57.
  88. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Фопель К. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2013. – 142 с.
  89. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2013. – 322 с.
  90. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС,2014. -351с.
  91. Хухлаева, О. Психологическая поддержка детей со страхами и деструктивной агрессивностью / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2012. - №11. – С. 6.
  92. Чепелева, Л. Давайте говорить дуг другу комплименты или естественный психологический тренинг агрессивности подростков / Л. Чепелева // Народное образование. – 2014. - №3. – С. 118-132.
  93. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.А. Чижова.  - Ярославль: Академия развития, 2010. – 158 с.