Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. 12

1.1. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. 12

1.2. Роль социального работника в оказании социально-психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. 29

1.3. Анализ результатов деятельности  ГУ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям». 47

Глава 2. Экспериментальное исследование пробле5мы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. 61

2.1. Организация и методы исследования. 61

2.2. Результаты исследования детско-родительских отношений. 69

2.3.  Деятельность социальных работников в оказании помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста. 77

Заключение. 89

Список использованных  источников. 95

Приложение. 103

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все больший интерес психологов сосредоточивается на новом обращении к проблеме воспитания и образования детей с ограниченными возможностями: инвалидов детства, а также получивших инвалидность в результате различных соматических заболеваний.

По данным коллегии Министерства образования, различные патологии имеют 72 % мальчиков и 59 % девочек. Из выпускников ДУ 24 % отнесены к первой группе здоровья, остальные обнаруживают различные функциональные отклонения и хронические заболевания. Из них 56 % относятся ко второй и 20 % к третьей группам здоровья [62].

Самой представленной группой в общей заболеваемости детей являются заболевания органов дыхания. Последние 10 лет они составляют 60-80 % всей заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет [46; 59; 73]. Среди детей дошкольного возраста в последнее время увеличивается число заболеваний опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, сколиотическая осанка, сколиоз). Более 65 % младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии [13].

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.). но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации[11].

В настоящее время большое внимание уделяется комплексной реабилитации детей-инвалидов. Например, Детскими реабилитационными учреждениями системы соцзащиты Республики Марий Эл в 2008 году обслужены 758 детей-инвалидов[41].

Для детей с ограниченными возможностями, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую жизнь, превращения детей с ограниченными возможностями в активных членов общества. То есть непосредственная роль в процессе адаптации и интеграции, который базируется на принципах доверия и гармоничных взаимоотношений. Однако по результатам многочисленных исследований (Г.А. Аринина[13], Д.Н. Исаев[39], Н.А. Коваленко[49], И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько[58], Н.А. Селиверстова[75], Е.Т. Соколова, В.В. Николаева [79]  и другие) появление в семье ребенка с ограниченными возможностями нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате формируются дисгармоничные детско-родительские отношения. В большинстве случаев преобладает тревожно-конфликтный тип отношений, обнаруживается «дефицитность психологических взаимоотношений», неблагоприятная семейная ситуация в целом. Все это затрагивает эмоциональный компонент детско-родительского взаимодействия.

Представляет достаточно большой интерес изучение особенностей связи социально-личностных параметров родителей с характером и выраженностью нарушений в соматической сфере ребенка, а также разработка программ социально-психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями [12, 19, 25, 27, 34, 38, 42, 47, 60, 61, 71, 77].

При этом данная ситуация обусловлена влиянием множества других факторов, важнейшим из которых является особенности взаимодействия между родителями и детьми, или родительское отношение. Психологические исследования привели к выделению типов эффективного (оптимального) отношения родителей, способствующего полноценному развитию личности ребенка и типов неэффективного (нарушенного) родительского отношения с указанием на особую роль последнего в формировании патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка. Это объясняется тем фактом, что у таких детей легко нарушается равновесие с окружающей средой из-за расстройства их внутреннего равновесия, обусловленного заболеванием. Речь идет о вторичных психогенных нарушениях телесных функций, отягощающих течение основного заболевания.

Изучение особенностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями, больных соматическими заболеваниями, приобретает особое значение, так как семья является той средой, в которой идет формирование личности больного ребенка; кроме того, отношение ребенка к своему заболеванию во многом определяется отношением родителей к нему.

Определяя подходы к исследованию межличностных отношений в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, многие авторы отмечали, что их оптимальное развитие определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются особенности родительского отношения к ребенку: стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним.

Структура родительского отношения к больному ребенку старшего дошкольного возраста характеризуется нарушениями трех компонентов, а именно:

-  эмоционального (фобии и повышенная тревожность родителей, неразвитость родительских чувств);

-  когнитивного (нарушенное представление о состоянии здоровья ребенка, необъективное количество и качество требований к ребенку в семье);

- поведенческого (высокий уровень протекции, неустойчивость родительской позиции, нарушения системы взаимоотношений в семье, низкая степень удовлетворения потребностей ребенка).

Эти нарушения сказывается на взаимодействии родителей и соматически больных детей, создавая «дефицитарную» социальную ситуацию развития [78]. Дефицитарность проявляется в признаках особого психологического паттерна психосоматического расстройства, выражающегося в нарушенном (патогенном) влиянии родителя на соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста.

Данная система детско-родительских отношений является неэффективной, так как в своей структуре имеет фиксированный тревожно-конфликтный компонент.

Старший дошкольный возраст является критическим как с психологической («кризис 7 лет»), так и с медицинской точки зрения [56]. В этот период у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, они приобретают смысл, у ребёнка возникает новое отношение к себе и окружающим людям. Объективная кризисная ситуация развития больного ребенка старшего дошкольного возраста часто сопровождается нарушенным родительским отношением.

В последнее время разрабатывается достаточное количество коррекционных реабилитационных программ, где социальный фактор является ведущим. Данный подход основан на идеях ведущих отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева, В.И. Лубовского и других). Однако, как правило, новые методы реабилитации адресованы взрослым, имеющим ограничения и уделяется мало внимания детям. Кроме того, остается невыясненным механизм влияния метода реабилитации на детско-родительские отношения.

Изучение типов родительского отношения к детям с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста позволит разработать пути возможной социально-психологической помощи семьям с нарушенным родительским отношением и выстроить эффективную психолого-педагогическую и медицинскую систему оказания реабилитационной помощи данной категории семей, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности взаимоотношений родителей и детей с ограниченными возможностями как сложного нравственно-психологического и социально-педагогического явления, обусловленного глубокими психологическими, медицинскими и социальными причинами.

Важнейшей проблемой при работе с детьми с ограниченными возможностями является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.

Следовательно, в работе с детьми с ограниченными возможностями значимой составной частью социальной работы является не только оказание материальной помощи, но и психолого-педагогическая подготовка родителей.

Социальный работник должен убедить родителей, воспитывающих больного ребенка в том, что семья — это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе, где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания — помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Однако технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы  доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка с ограниченными возможностями. Социальные работники зачастую не обладают необходимым объемом знаний в области работы с проблемными семьями, поэтому только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Исходя из вышеотмеченного, мы сформулировали тему своего исследования как «Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями».

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем изучены особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей детей с ограниченными возможностями: соматической направленности с ограниченными возможностями (нарушениями опорно-двигательного аппарата) старшего дошкольного возраста; выявлены особенности социально-психологической помощи, направленной на установление оптимальных взаимоотношений в семье, имеющей  детей с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день  вопросы из области социальной работы отражены в трудах Л.С. Алексеевой, П.В. Бобковой, А.Б. Белинской, Л.Г. Гусляковой, Т.Е. Демидовой, Б. Долотиной,  С.И. Григорьева, В.А. Ельченинова, В.В. Колкова, П.Д. О. Самариной, Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро,  Н. Шувалов, В.Н. Ярской и др.

К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих  трудах такие российские ученые  как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А.,  Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М.,  Сластенин В.А., Смирнова Е.Р.,  Штинова Г.Н., Ярская В.Н.

В данной работе были также использованы работы А.И. Антонова, Л.Я.  Олиференко, Т.И. Шульги и др., в которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления  семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Кроме того, использованы нормативные акты по вопросами социальной политики государства в области семьи и детства.

Объект исследования. Детско-родительские отношения в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования. Социально-психологические технологии  работы с семьей, имеющей детей с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования. Изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, позволяет разработать социально-психологические технологии поддержки таких семей.

Цель исследования: изучение особенностей родительского отношения  и социально-психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1.   Осуществить  теоретико-методологический  анализ  проблемы родительского отношения к детям дошкольного возраста.

2. Изучить особенности отношений родителей и детей с ограниченными возможностями.

3. Проанализировать основные детерминанты родительского отношения, наиболее часто встречающиеся при установлении детско-родительских отношений и   социально-психологические   факторы, детерминирующие нарушения родительского отношения к детям с ограниченными возможностями.

4.   Разработать коррекционные мероприятия, направленные на установление оптимального родительского отношения  в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

n   психодиагностические методы;

n   тестирование, анкетирование, социологический опрос;

n   анализ медицинских карт;

n   статистические методы обработки результатов.

Для реализации цели экспериментального исследования (исследование детско-родительских отношений в семьях, имеющих больного и здорового ребенка старшего дошкольного возраста) нами были использованы следующие методики психодиагностики:

тест-опросник родительского отношения ОРО, который предназначены для исследования устойчивых личностных особенностей родительского отношения, сформированных по отношению к ребенку-дошкольнику;

тест «Кинетический рисунок семьи» - КРС, который дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики психолого-педагогической коррекции, так как помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

База практики. В исследовании принимали участие 10 семей, воспитывающие детей-инвалидов, состоящие на учете в ГУ РМЭ  «Йошкар-Олинский центр помощи семье и детям». Для сравнения изучались взаимоотношения в 10 семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, не имеющие соматических заболеваний и отклонений в здоровье, находящиеся в ДОУ №44. С медицинских позиций в группу здоровых детей нами были отнесены дети с первой группой здоровья с нормальным развитием организма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать:

- в деятельности социальных работников при оказании социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями;

- в практике дошкольных образовательных учреждений педагогами-психологами как для диагностики межличностных отношений в семье, так и для разработки методов оптимизации взаимоотношений в ней;

-  выявленные особенности родительского отношения к детям-инвалидам с ограниченными возможностями (нарушениями опорно-двигательного аппарата) и соматическими заболеваниями старшего дошкольного возраста могут быть использованы практическими работниками здравоохранения для повышения эффективности  форм воздействия на процесс лечения и реабилитации ребенка и для предупреждения неэффективных форм взаимодействия родителей и детей, страдающих соматическими заболеваниями и развивающихся в условиях дефицитарной социальной ситуации развития;

- в практике консультирования и оказания социально-психологической помощи семье, так как полученные результаты способствуют расширению знаний родителей о личностных особенностях ребенка с ограниченными возможностями.

Апробация исследования: Материалы исследования докладывались на собрании в ГУ РМЭ  «Йошкар-Олинский центр помощи семье и детям».

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, приложений.

Список использованных  источников

  1. Конституция РФ// РГ.-1993.-№235
  2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 22.08.2008) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- N 50.- Ст. 4872
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.12.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-1995.- N 48.- Ст. 4563
  4. Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 50-З (ред. от 01.03.2006)«О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2004.-№12
  5. Закон Республики Марий Эл от 06.07.2006 N 35-З "О Республиканской целевой Программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"// Марийская правда.- N 126.- 13.07.2006.
  6. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17.10.2003 N 323 «Об использовании  средств пенсионного фонда РФ, выделяемых на оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая газификацию домовладений одиноких и малоимущих пенсионеров и инвалидов, в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.-2003.- N 11.- Ст. 369
  7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 1.02.2006 N 22 «Вопросы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- N 2, 26.03. 2006.- Ст. 116
  8. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.06.2002 N 173 «О финансировании учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» //Собрание законодательства Республики Марий Эл.- N 7.- 26 июля 2002.- Ст. 268
  9. Постановление Мэра города Йошкар-Олы от 22.01.2002 N 118 «Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения администрации г.Йошкар-Олы» //Документ опубликован не был
  10. Акатов Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений // Акатов Л.И.  Социальная реабилитация детей  с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. – С. 256 – 288.
  11. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. - Саратов, 2006. -183 с.
  12. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей "особого" ребенка / Т. В. Ананьева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №1. - С. 64 - 67.
  13. Аринина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Г.А. Аринина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья, 1995. Т.2 № 3. С. 116-124.
  14. Арон И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук/ И.С. Арон.- Казань, 2000, 147 с.
  15. Архин Е.А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка // Семья и школа. - 2006. - № 8. - С.24-26.
  16. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис...канд.психол.наук / АПН СССР. НИИ общ. и пед.психологии. - М., 1990. -19 с.
  17. Бабенкова Р.Д. Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом/ Р.Д. Бабенкова, О.Б. Орлова //Дефектология. - 2003. - №3.
  18. Баздырев К.К. Единственный ребенок. - М., 2008. – 202 с.
  19. Беляева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: Дис. ...канд.пед.наук. — Екатеринбург, 1997.-160 с.
  20. Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка.: Дис. ...канд. психол.наук. - М., 1999. - 269 с.
  21. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. ...канд. психол.наук. — Пенза, 2000. — 205 с.
  22. Быкова  В.П.  Организация  учебно-воспитательного  и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате для детей больных сколиозом: Дис. ...канд. биол.наук. - М., 1998.
  23. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ...канд.психол.наук. -М.: МГУ, 1987. -25 с.
  24. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2004. - № 4.
  25. Варжавинова Н. А.  Программа психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии "Шаг в мир" / Н. А. Варжавинова// Работник социальной службы. - 2008. - № 2. - С. 54-59.
  26. Гатиатулин P.P. He доводите сколиоз до тяжелой степени // Вестник мед.инфо. - 2001. - окт.
  27. Гончарова М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата/ М.Н. Гончарова, А.В. Гришина. - Л.:ЛГУ, 1994. - 21 с.
  28. Дворяковский И.И. Изменения опорно-двигательного аппарата и их коррекция при нарушениях осанки у детей: Дис... .канд. биол. наук. - М., 1999.
  29. Дети "группы риска"=Children at Risk: Материалы Междунар.конф./ Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена; Редкол.: Г.А.Бордовский, Е.И.Казакова, Н.В.Гороховатская. - СПб.: РГПУ, 2001. - 173 с.
  30. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: «КСП», 1996. - 160 с.
  31. Дугарова Э.Г. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на  складывающийся  тип  младшего  школьника.:  Автореф.  дис. ..канд.психол.наук, Иркутск, 2005. - 18 с.
  32. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я- концепции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Ниж. Новгород, 2000.- 212с.
  33. Если ваш ребенок не такой, как другие. / Под ред. О.И.Волжиной. — М.: НИИсемьи, 1997. — 180 с.
  34. Закрепина, А. В.  Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания  / А. В. Закрепина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1. - С. 21-27.
  35. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С.59-68.
  36. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: РУССЛИТ, 2009. - 96 с.
  37. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова. - М.: Сфера, 1993. - 25 с.
  38. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детским церебральным параличом/ М.В. Ипполитова //Дефектология. - 1996. - №1.-С.5
  39. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития / Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М.Астаповой, Ю.В.Микадзе. - СПб., 2001. - 256 с.
  40. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.М.Ледерс. - М., 1990.
  41. Информация о работе Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, городских, районных отделов социальной защиты населения и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и инвалидов в 2006-2008 гг. Йошкар-Ола, 2008-2009
  42. Кузнецова   С.   "Солнце": помощь семьям, имеющим детей -инвалидов / С. Кузнецова// Социальная работа. - 2006. - №4. - С. 34 - 38.
  43. Калижнюк Э.С., Шевченко Ю.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при ДЦП // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. - 2003. - № 10.
  44. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л.: Ленингр.орг.об-ва «Знание» РФ, 2006. - 30 с.
  45. Клыпо О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис....канд.психол.наук.-М., 2004.- 123 с.
  46. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии. – 2003. - № 1.- С.93.
  47. Краснокутская Е. М.  Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 42-47.
  48. Ковалевский В.А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья: Дис. ...доктора мед.наук. - Томск, 1998. - 380 с.
  49. Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Дис... .канд.психол.наук. - М., 2008. - 227 с.
  50. Кован К.П., Кован Ф.А. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского  поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии - 2008. - № 4. - С. 110.
  51. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. ...канд.психол.наук.-М., 1999.-188с.
  52. Копытин А.И. Основы Арт-терапии./ А.И. Копытин. — СПб.: СПбУ, 1999.-190 с.
  53. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: Изд-во «ПЭР СЭ», 2002. -192 с.
  54. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений/ Б. П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред.Б.П.Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001. - 157 с.
  55. Кизилова Л. В.  Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания / Л. В. Кизилова// Работник социальной службы. - 2008. - № 2. - С. 7-14.
  56. Крайг Г. Психология развития/ Г.Крайг.- СПб., Питер.-2000.-992 с.
  57. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. - СПб.: Алетейя,2001.-192с.
  58. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. -192с.
  59. Ливанова М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально-личностного  развития  соматически  ослабленных  детей:  Дис. ...канд.психол.наук. - Казань, 2007. - 202 с.
  60. Лильин Е.Т. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом/ Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль.// Детский Доктор.-1999.- № 2
  61. Малофеев, Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации  / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-68.
  62. Макарова З.С., Черток Т.Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей // Педиатрия. — 2009.- № 5. — С.59-64.
  63. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/ А.Р. Маллер. - М.: Сфера, 1996. - 34 с.
  64. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи осн.принципы. - СПб.: Речь, 2000. - 149 с.
  65. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 1997. - 303 с.
  66. Михеева А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дис. ...канд. психол. наук.- М., 1999. - 168 с.
  67. Наков A. Психоаналитический подход к оценке психотических взаимоотношений между родителями и ребенком // Мать, дитя, клиницист. М., 2004.- С.146-154.
  68. Немкова С.  Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов / С. Немкова// Дефектология.-2002.-№3.-С.45-47
  69. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395с.
  70. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2001.- 95с.
  71. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов и др. - М., 2002.
  72. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в обл.практ.работы. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. -462 с.
  73. Румянцев А.Г, Касаткин В.Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья. - 2006. -№4.
  74. Самоукина Н.В. Родители и дети // Прикладная психология. - 2000. - № 2.
  75. Селиверстова Н.А. Профилактика частых заболеваний у детей с аллергически измененной реактивностью в дошкольном учреждении: Дис. .. .канд.мед.наук. - М., 1990.
  76. Скворцова Т. Н.   Роль социальной службы в формировании благополучной обстановки в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями / Т. Н. Скворцова// Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 17-21.
  77. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2001. - 96 с.
  78. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2007. - №3.
  79. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М.: SvR- Аргус, 2005.-360 с.
  80. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2009. – 210 с.
  81. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 464 с.
  82. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики //Семья и формирование личности. - М., 2003. - С.26-38.
  83. Технологии социальной работы: учебник для вузов/ Т.В.Шеляг, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова; ред. Е.И. Холостова; Моск. гос. ун-т соц.работы; Соц. технол. ин-т. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 399с.
  84. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений/ В.В. Ткачева. — М.: Издательство Гном и Д, 2000.—160 с.
  85. Ткачева В.В.  Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 63-72.
  86. Ткачева В. В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом /Ткачева В. В. // специальная психология. – 2009. - № 1. – С. 53-62.
  87. Тюрина Н. Ш. Формирование социальной компетентности родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Н. Ш. Тюрина // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №2. - С. 70 - 73.
  88. Устинова, Е. В.  Коррекционные занятия с родителями детей с отклонениями развития в группе общения "Диалог" / Е. В. Устинова // Коррекционная педагогика. - 2007. - №2. - С. 19 - 37.
  89. Устинова, Е. В.Преодоление страхов и тревожности у старших дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями / Е. В. Устинова// Коррекционная педагогика. - 2006. - №4. - С. 35 - 39.
  90. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.
  91. Холостова, Е.М. Социальная работа в семье; проблемы и поиск их ре­шения / Е.М. Холостова // Семья в России. - 2004. - № 2.- С. 20-24
  92. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Дис.... канд. психол. наук. - СПб, 2006. - 184 с.
  93. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 656 с.
  94. Юдакова, С. В. Точка опоры: опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов / С. В. Юдакова // Работник социальной службы. - 2005. - №3. - С. 38 - 46.
  95. Ярская –Смирнова Е., Неберушкина Э. Социальная работа  с инвалидами. М.:Тасис, 2004.-320 с.

Заказать диплом