Социально-психологическая (психическая) адаптация студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исследования ПРОБЛЕМЫ социально-психологической адаптации студентов к обучению в ВУЗе. 8

1.1. Понятие адаптации и дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов  8

1.2. Факторы, влияющие на  адаптацию.. 13

1.3. Особенности социально-психологической и психической адаптации и дезадаптации студентов- первокурсников. 20

1.4. Особенности нервно — психических состояний личности студентов при адаптации в ВУЗе. 33

1.6. Психологическая помощь студентам с целью успешной адаптации в ВУЗе  43

Глава 2. Диагностика и коррекция дезадаптации студентов. 52

2.1. Организация и методы исследования. 52

2.2. Результаты исследования. 61

2.3. Разработка и апробация программы  психокоррекции нервно-психического состояния студентов-первокурсников в период их адаптации в ВУЗе. 77

2.4. Анализ эффективности программы психокоррекции. 91

Заключение. 100

Список литературы.. 105

ПРИЛОЖЕНИЕ. 114

Введение

Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и по­литические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологи­ческая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, осо­бенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные про­блемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для разви­тия и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными зна­ниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и со­матическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе ста­новления личности на новой ступени ее социального развития.

Настоящее исследование посвящено проблеме адаптации студентов-первокурсников к ВУЗу, выявляются и анализируются особенности их нервно-психического состояния в этот период, изучаются факторы риска психиче­ской дезадаптации.

Проблема психической дезадаптации в том или ином ас­пекте рассматривается в трудах Б. Д. Карвасарского [31], Г. Л. Исурина [27], Ю. А. Александровского [2; 3],  М.Ф.Березина [8], Л. И. Вассермана, М. А. Беребина [11], Глоточкина А. Д. [21], Казначеева В. П., Казначеева С. В. [30]  и др. Теоретические положения, из­ложенные в их работах, легли в основу данного исследования.

Индикаторами психической дезадаптации выступают нарушения нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряже­ние, астения, депрессия. В зарубежной и отечественной литературе в доста­точной степени освещены вопросы состояний нервно- психической напря­женности (Немчин Т. А.[50]), психодезаптационных состояний (Сем­ке В. Я.[68]), непатологических невротических проявлений (Александров­ский Ю. А.[3]); а работы отечественных исследователей В. Н. Мясищева [47], Л. И. Свядоща [65], Г.К.Ушакова [77], Н. И. Фелинской [78], Б. Д. Карвасарского  [31] помогают дифференцировать эти состояния с целью раннего их выявления и психокоррекции.

Однако, ускорение процессов приспособления первокурсников к но­вому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, спо­собствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными за­дачами, остаются во многом нерешенными.

В связи с этим актуальным представляется рассмотрение процесса социально-психологической (психической) адаптации студентов на на­чальных этапах обучения в ВУЗе.

Объектом исследования являются студенты первого курса психологи­ческого факультетов очного и заочного отделения МОСУ.

Предметом исследования выступают особенности нервно-психического состояния студентов-первокурсников в период их адаптации к ВУЗу.

Цель исследования: на основе комплексного социально-психологического исследования изучить особенности нервно-психического состояния и факторы риска социально-психологической (психической) дезадаптации у студентов- перво­курсников ВУЗа и разработать стратегию их психокоррекции на начальных этапах обучения.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

1 . Теоретически и методологически обосновать необходимость изуче­ния факторов риска нарушения адаптации у студентов-первокурсников.

2. Изучить особенности нервно-психического состояния студентов-первокурсников (тревогу и тревожность, нервно-психическое на­пряжение, депрессивную симптоматику) и проанализировать на основе полученных результатов, факторы риска дезадаптации студентов— первокурсников.

3. Разработать и апробировать психокоррекционную программу для студентов-первокурсников с нарушенной психической адаптацией.

Гипотеза исследования: Вхождение личности в новый социальный статус студента-первокурсника может обусловливать возникновение ряда нарушений нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряжение, снижение и колебание фона настроения, а также некоторые личност­ные изменения, в частности, неадекватную самооценку. Все это сопряжено с характером адаптационных процессов, которые испытывает студент на на­чальных этапах обучения в вузе.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, медицины, социологии.

Теоретическую основу исследования составляет теория социального развития Выгодского Л.С., на основе которой разработана Ф.Б. Березина теория адаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соот­ветственно, привыканием к другим, а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников, беседы, анкетирование, психодиагностический метод и математико-статистический анализ.

Методиками исследования стали: «Опросник нервно-психического напряжения». (Т. А. Немчин), «Интегративный тест тревожности» (Л. И. Вассерман, В. Бизюк), «Самооценочная шкала депрессии» (В. Зунга, в адаптации Т.Г.Рыбаковой, Т.Н. Балашовой), «Опросник на самооценку»(Будасси).

Научная новизна исследования. На основе клинико-психологического и социально-психологического анализа особенностей психической адаптации студентов-первокурсников гу­манитарного (дневного и заочного отделений) ВУЗа изучено их нервно-психическое состояние (тревожность, нервно-психическое напряжение, депрессивная симптоматика), представлена сравни­тельная характеристика этих состояний у данной выборки студентов.

С учетом данных экспериментально-психологического исследования разработана и апробирована психокорекционная программа для дезадаптив-ных студентов, направленная на оптимизацию нервно-психического состоя­ния, развитие коммуникативных навыков, адаптивных способностей и т. д.

Практическая значимость настоящего исследования: В результате исследования был подобран комплекс методик, кото­рые в наибольшей степени позволяют изучить нервно-психическое состояние студентов;  разработана и апробирована психокоррекционная программа для дезадаптивных студентов. Наиболее оптимальным видом психокоррекции выступает каузальная психокоррекция, в основе которой лежит интегративная модель патогенетической психотерапии, включающей в себя элементы аутотренинга, самогипноза, гештальт-терапии, рационально-эмотивной тера­пии, когнитивной, поведенческой терапии. Программа направлена не только на устранение симптоматических комплексов, но и на выявление причин, их порождающих; на изменение установок отношений к той или иной психотравмирующей ситуации; развитие адаптивных способностей.

Данная про­грамма может быть использована преподавателями и психологами ВУЗов для работы со студентами-первокурсниками в период их адаптации.

Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

  1. Абдуллина О. А. Личность студентов в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1989.
  2. Александровский Ю. А. Начальные проявления невротических рас­стройств // Клиническая медицина. - 1988. - № 9. - С. 58-64.
  3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
  4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. - М., 1980.
  5. Баевский Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые пробле­мы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибер­нетические аспекты адаптации системы «человек-среда». — М.: б/и, 1975. — С. 28.
  6. Бараш Б. А. Психопрофилактическая помощь студентов вузов // Психогигиена и психопрофилактика. - Л.. 1983. - С. 39-46.
  7. Беребин  М. А. Распространенность  пограничных  нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразователь­ных  школ.//Обозрение  психиатрии  и  медицинской  психологии им. В. М. Бехтерева, 1993, № 1, С.98- 100.
  8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
  9. Бизюк А. П., Вассерман Л. И., Иовлев Б. В. Интегративный тест тревожности: Методические рекомендации. - СПб., 1996

10. Бороздина Л. В., Видинская Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ, Серия XIV, № 3, 1986. - С. 15-23.

11. Вассерман Л. И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном под­ходе к оценке психической адаптации. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1994, № 3, С.16-25.

12. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления кри­тических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.

13. Вейн А. М., Родштат И. В. Неврозы и вегетативные нарушения. // Журн. высш. нервн. деят. - 1977. -Т.27, вып. 2.'- С. 385.

14. Воловик В. М. Функциональный диагноз в психиатрии и некоторые спорные вопросы психиатрической диагностики // Теоретико-методологические проблемы клинической психоневрологии. - М.: 1975. - С.79-89.

15. Вопросы практической психодиагностики психологического кон­сультирования в ВУЗе./Под. Ред. Н. Н. Обозова. - Л.: ЛГУ, 1984. - 151с.

16. Воробьёв В. М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 2. - С.33-39.

17. Воробьев В. М., Коновалова Н. Л. О профилактике и терапии на­рушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской пси­хологии им. В. М. Бехтерева. 1993. - № 1. - С. 71 -72.

18. Воронин А. Н., Габриелян Н. А. Социально-психологический тре­нинг как метод исследования личностных особенностей // Психологическое обозрение. - 1996. - № 2 (3). - С. 37-40.

19. Галин А. Л. О работе медицинского психолога в вузе// Психогигие­на и психопрофилактика. - Л., 1983. - С. 46-48.

20. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процес­се обучения. //Психологический журнал. - 1994. -Т. 15. -№ 3. -С. 131-135.

21. Глоточкин А. Д. О личностной, социально-психологической адап­тации.// Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспита­ния в школе и ВУЗе: Сборник научных трудов. - Тверь: ТГУ, 1994. - С. 102-105.

22. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1986.-286 с.

23. Данияров С. Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь фи­зиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студен­тов. // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. = № 1. - С. 99-105.

24. Долженко О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учеб. //Alma Mater. - 1997. - № = 3. - с. 45 - 48.

25. Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. — М.: Моск. кадровый центр, 1990. - 32 с.

26. Зорин В. А. Каков оптимальный уровень активности студентов. // Вестник высшей школы. - 1988. - № 4. - С. 19-24.

27. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. // Методы психологической диагностики в клинике. - Л., 1963. - С. 231-354.

28. Ишков А. Д. Информационная концепция темперамента. // Психо­терапия: от теории к практике. /Материалы Второй Всерос. учебно-практич. конференции по психотерапии 16-21 июня 1997 г. — М.: Изд-во Ин-та психоте­рапии, 1997. - 261 с. - С. 258-260.

29. Кабанов А. А. Тестирование студентов: достоинства и недостатки // Педагогика. - 1999. № 2, С. 66 -68.

30. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. - Неб: Наука, 1986.-148 с.

31. Карвасарский Б. Д. Неврозы: руководство для врачей. - Медицина, 1980.-448 с.

32. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 303 с.

33. Климов Е. А. Штрихи к лику факультета психологии МГУ // Пси-хол. Журнал. -1990. - Т. 11. - № 5. - С. 98.

34. Колодин А. Студенческая аудитория в динамике жизни // Высшее образование в России, 1992. № 4.

35. Колосова О. А. Психосоматические отношения. Роль особенностей личности в формировании психовегетативных нарушений. // Заболевания вегетативной нервной системы. Руководство для врачей. / Под ред. А. М. Вейна. -М.: Медицина, 1991. - 624 с. - С. 374-391.

36. Косицкий Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и стресс. - М.: Наука, 1970.-200 с.

37. Лебедев В. И. Этапы психической адаптации в измененных услови­ях существования. // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. - 50-59.

38. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просве­щение, 1964. -343с.

39. Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. - Л.: ЛГУ, 1974.-254 с.

40. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Меж­дународная педагогическая академия, 1994. - 368 с.

41. Любимова Г. Ю. ОТ первокурсника до выпускника: Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов. // Вести. Моск. ун- та. Серия 14. Психология. - 2000. - № 1. - с. 48 -56.

42. Матлин Е. К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. / Под ред. В. А. Крутецкого. - Минск: Высшая школа, 1974. - 158 с.

43. Махнач А. В. Факторный анализ как метод оценки взаимовлияния черт личности и психического состояния. // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. — М.: Изд. ИП РАН, 1994. — 206 с.-С. 120-137.

44. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптацион­ного процесса. - Л.: Наука, 1984. - С. 3-16.

45. Морено Д. Психодрама. - М., 1990.

46. Морозов А. Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсни­ков ВУЗа. // Психологические и социально-психологические особенности адап­тации студентов. - Ереван, 1973, - С. 102-118.

47. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., I960. - 224 с.

48. Наенко Н. И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. ун­та, 1976.-112 с.

49. Нальчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.

50. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. — Л., 1983.

51. Окладников В. И. Типология и адаптационные состояния личности. — Иркутск:

52. Основы педагогики и психологии высшей школы под ред. Петров­ского.-М. 1986.

53. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-Кн. II.-438 с.

54. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/д, 1998. — 693 с.

55. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. -256с.

56. Положий Б. С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. -№ 1-2. - С. 136-149.

57. Постовалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную спо­собность человека. // Психологические и социально-психологические особенно­сти адаптации студентов. - Ереван, 1973. - С. 17-42.

58. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. - 672 с. - С. 312.

59. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния человека. // Мир психологии. - 1998. - № 2 (14). - С. 35-40.

60. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань: КГУ, 1991. - 166 с.

61. Психологические и психофизические особенности студентов. —М. 1986.

62. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - с. 992.

63. Психолого — педагогическое изучение личности студента // Педаго­гика и психология высшей школы. - Р -на- Д., 1998. - 4. П. Гл.З. - с. 322 -348.

64. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной дея­тельности: Учебник для вузов. - М.: ЭКМОС, 1989. - 351 с.

65. Свядощ A.M. Неврозы и их лечение. - М.: Медицина, 1982. -368 с.

66. Секун В. И. Психология активности. - Минск.: Адукацыя и выха-ванне, 1998.

67. Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. - 184 с.

68. Семке В. Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. - Томск: Изд-во томского ун-та, 1990. - 209 с.

69. Смирнов А. Г. Вопросы динамики  протекания  социально-психологической адаптации студентов к ВУЗу. //Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразователь­ной и профессиональной школы.-М., 1988.-4.1.-С. 100-101.

70. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс. 1995.

71. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. - М.: Прогресс, 1996. - С. 235-242.

72. Соколова Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях лично­сти. - М.: МГУ, 1989. - 125 с.

73. Сорокина М. Д., Хачатурьянц Н. Л. Методические подходы к ис­следованию тревоги. // Методики диагностики психических состояний и анали­за деятельности человека. - М.: Изд. Ин-та психологии РАН, 1994. - 208 с. - С. 171 -180.

74. Спицин А. П., КамакинН. Ф., Дуркин А. В. Индивидуальные осо­бенности устойчивости к эмоциональному стрессу. // Материалы VIII Между­народного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». / Под ред. Агаджаняна Н. А. - М.: Изд. РУДН, 1998. - 510 с. - С.356.

75. Студент в учебном процессе. - Каунас, 1972. - 315 с.

76. Ташлыков В. А. Современные тенденции развития методов кратко­срочной психотерапии // Теоретические прикладные аспекты физиологии и психологии в психиатрии. - Владивосток., 1995. - С. 210-213.

77. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. - 304 с.

78. Фелинская Н. И., Иммерман К. Л. Типы течения и исходов психо­генной депрессии // Руководство по судебной психиатрии. — М., 1977. — С. 315-347.

79. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. -М.: «ПрогрессУниверс», 1993. -480 с.

80. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, по­требность. М.: 000 «Издательство ACT», 1997. - 300 с.

81. Юнг К. Г. (Jung С. G.). Психологические типы. - М.: Прогресс­Универс, 1995.-718с.

Заказать диплом