Социально-психологические факторы подростковых конфликтов (диплом)

Содержание

Введение......................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ................................................................. 9

1.1. Понятие межличностный конфликт.......................................................... 9

1.2. Особенности проявления конфликтности у  подростка........................ 19

1.3. Влияние конфликтности личности подростков на взаимоотношения со сверстниками........................................................................................................................ 29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ................................................................................................ 38

2.1. Диагностика уровня конфликтности личности...................................... 38

2.2. Диагностика взаимоотношений в подростковом коллективе................ 48

2.3. Коррекция конфликтов в коллективе подростков и анализ эффективности коррекционных мероприятий........................................................................ 62

2.4. Контрольная диагностика....................................................................... 70

Заключение................................................................................................. 73

Библиография............................................................................................ 75

Приложения................................................................................................ 79

Введение

Актуальность исследования. Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изуче­ния.

К проблеме конфликтов в отечественной социальной психологии до недавнего времени относились с предубеждением.

В основном конфликты рассматривались в контексте изучения "социально-психологического" или так называемого "морального кли­мата" в коллективе.[1] Но эти термины приводили к сужению понятия о сущности кон­фликтных отношений. Они говорили о противоречиях в мягкой форме, подчеркивали их "неантагонистический" характер.

В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской,[2] содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым [3]выделяются: сущность конфликта, его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта.

Так, К.К. Платонов и В.Г. Казаков[4] определяли конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.

А.А. Ершов[5] определял конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения.

 

Н.В. Гришина[6] рассматривала конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.

Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко[7] называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

В отечественной литературе подчеркивается также существен­ная зависимость конфликта от внешнего окружения, в котором дан­ный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого окружения является социально-психологическая среда, то есть различные социальные группы с их специфическими особенностями.[8]

А.Г. Ковалев[9] считает, что конфликт - это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

Конфликтность как один из аспектов организационного климата связывается с "особенностями восприятия и атрибуции членов организации".[10] По данным американских исследователей К.Томаса и Л.Ронди, конфликтность в значительной степени обусловлена субъек­тивностью в оценках собственного поведения и поведения окружающих людей.[11]

В западной социальной психологии конфликтность как один из параметров социально-психологического климата изучается главным образом с целью определения, в какой степени проявление этого ка­чества функционально или дисфункционально для эффективности деятельности организации.

В работах, рассматривающих проблему социально-психологичес­кого климата коллектива где возник конфликт, можно отметить полное единодушие в определении субъективного восприятия конфликтности ситуации как необходимого условия возникновения конфликта. Это восприятие складывается из ощущения угрозы хотя бы для одного участника ситуации, признания важности данной ситуации и взаимной несовместимости индиви­дуальных целей участников конфликта.[12]

Конфликтность  и  социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражаются на всех сторонах его жизнедеятельности. Исследования показывают, что время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушения делового контакта, как правило, во много раз способно превосходить время самого конфликта.

Для измерения климата коллектива было предложено психологом Е.В.Щедриной использовать так называемую референтометрическую методику.[13] Для измерения межличностных отношений в коллективе Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 году была разработана специальная диагностическая методика. Психологи также широко применяют «Экспресс-методику по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе», разработанную Михалюк О.С. и Шалыто А.Ю.

Если причиной или следствием отрицательного социально-психологического климата в коллективе являются частые конфликтные ситуации, то для их изучения вполне используют тест описания поведения К.Томаса. Автор теста считает, что конфликты можно и нужно разрешать. «Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.»[14]

Представленные методы диагностики СПК коллектива позволяют решить целый комплекс прикладных проблем.

Среди многообразных проблем современной психологии и педаго­гики одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых яв­ляется проблема общения. В то же время чрезвычайно актуальным в связи с решением за­дач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - подростковой конфликтности и преодоления барьеров общения.

Важность подросткового периода в формировании моральных и социальных установок личности, в становлении индивидуально-лич­ностной позиции уже достаточно аргументировано доказана во мно­гих работах. В этом возрасте создаются благоприятные предпосылки для более глубокого понимания других людей, для построения систе­мы межличностных отношений, а также для их осознания.

Потребность в общении, активность и возможность установле­ния межличностных отношений формируются и развиваются наряду с развитием интеллекта с рождения. Они продолжают развиваться в об­щении на протяжении всей жизни человека. На всех возрастных эта­пах коммуникативная потребность является необходимым компонентом системы потребностей личности.

Подростковый и ранне - юношеский возраст принято считать чрезвычайно сложным и важным в плане формирования личности, т.к. происходят коренные изменения в развитии личности, появляются но­вые потребности, новые цели. Потребность в общении со взрослыми, как и раньше, остается, но переходит на качественно новый уро­вень - это доверительное, нерегламентированное общение. Все бо­лее значимым становится общение со сверстниками. В этом возрасте особенно сложным бывает процесс коммуникации, собеседники с тру­дом приходят к взаимопониманию, часто возникают столкновения и конфликты.

Человек на протяжении всей жизни испытывает не только внешний, но и внутренние противоречия между желаниями, потребностями, установками и другими психическими процессами и состояниями, что особенно проявляется уже в подростковом возрасте. Но, несмотря на то, что подростку свойственно часто переживать внутриличностные конфликты, очень важно, что бы эти конфликты способствовали его личностному росту, а не деградации личности.

Проблемам общения уделяли внимание такие авторы, как Ломов Б.Ф., Леонтьев А.А., Парыгин Б.Д., Шкопоров Н.Б., Лабунская В.А., Мясищев В.Н.,

Ана­ньев Б.Г., Мудрик А.В. и многие другие.

Проблемы возникновения кризиса в подростковом возрасте и как результата - подростковой конфликтности и барьеров общения привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В.,  Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Бохович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.)

Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные фак­торы, которые служат причинами конфликтов и способствуют им, поэтому прежде всего необходимо рассмотреть психологические (лич­ностные) барьеры. С ними чаще всего приходится сталкиваться.

Далеко не все стороны проблемы этого явления поведения у подростков изучены на сегодняшний день. Однако накоплен значительный опыт в изучении психологических основ конфликтного поведения у подростков (Дремова Н.А., Игошев К.Е., Братусь Б.С., Сидоров П.И., Кудрявцев В.Н., Шумская Н.Г., Гурьева В.А., Пендикин В.А., Шурыгин Г.И., Федосеев П.Н., Морозов Г.В., Дубинин Н.П. и др.).

Для этого рассмотрены особеннос­ти психологии подростка, их влияние на становление характера, темперамента других качеств. В общении у подростков (да и не только) часто противоположные желания, стремления, установки, ха­рактеры, манера общения, т.е. все то, что может влиять на возник­новение конфликтности. Все это и определило выбор темы исследования - «Социально-психологические факторы подростковых конфликтов».

Объект исследования: подростковая конфликтность.

Предмет исследования: особенности возникновения социально-психологических факторов подростковой конфликтности.

Целью данной работы является выявление социально-психологических факторов подростковой конфликтности и возможность ее коррекции.

Задачами данной дипломной работы являются:

n    проведение диагностического исследования группы подростков с целью выявления конфликтов во взаимоотношениях подростков со сверстниками;

n    разработка и апробация программы по устранению конфликтности в подростковом возрасте.

Методы исследования:

Наблюдение;

тестирование;

приемы психодиагностики;

математические и статистические методы обработки результатов.

Методики исследования:

-                      агрессивность как качество личности (методика Ассингера);

-                      агрессивность в общении (методика Басса-Дарки);

-                      конфликтность как качество личности (методика Андреева);

-                      изучение конфликтных явлений среди подростков (тест К.Томаса);

-                      изучение социально-психологического климата в подростковом коллективе (методика Михалюк-Шалыто);

-                      изучение межличностных взаимоотношений (тест Лири).

Методологическую базу исследования составляет теория возникновения кризиса в подростковом возрасте Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 20 подростками, учащимися лицея №  8 им. М.В. Ломоносова, г.Йошкар-Олы.

Гипотеза исследования: разработанные на основе диагностики  коррекционные мероприятия, способствуют устранению конфликтности подростков.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности школьных психологов, педагогов, родителей.

Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 


[1] Бойко В.В. , Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологичес­кий климат коллектива и личность.-М.:Мысль,1983.-207 с.; Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения./Под ред.В.А.Ядова.-Л.:Наука,1981.-192 с.

[2] Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-та, 1977. – 208 с.

[3] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 345 с.

[4] Платонов К.К., Казаков В.Г.,  Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979. – 257 с.

[5]Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976. – 302 с.

[6]Гришина Н.В.  Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983. – 178 с.

[7] Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М., 1979 . – 367 с.

[8] Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. - Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М.:Изд-во МГУ.1977.- С.126-142.

[9] Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,Политиздат, 1975.- 271с.

[10] Круглова Г.Н. Факторы формирования и контроля социально-психо­логического климата в сфере труда.-Регуляция социально-психологи­ческого климата трудового коллектива.-Л.:Наука,1986.-С.48.

[11] Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М., 1992.-С.49.

[12]Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. М., 1992.-С.125.

[13] См. в кн.: Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 111с., С.17.

[14] Психологические тесты /сост. Э.Р.Ахмеджанов. – М., 1996. – С.172

Библиография

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Баярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991.- 345 с.

3. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М.,1982. - 67 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.- 178 с.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.

6. Бодалев А.А. Формирования понятия о другом человеке как лич­ности. Л., 1970. - 240 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - 314 с.

8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. - 144 с.

11. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников // Школа здоровья.,  1999.- № 3.- С. 89- 101.

12. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С.65-71.

13. Васильева О.С., Лапина И.И. Некоторые особенности самоотношения школьников // Психологический вестник. - 1996. - С. 267—282.

14. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. - 178 с.

15. Возрастные  и  индивидуальные  особенности  младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967. - 256 с.

16. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982. - 78 с.

17. Волкова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. - 2000. - №  3. - С. 108 - 111.

18. Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. Тарту, 1974. - 212 с.

19. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

20. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. - № 3. - С. 84—85.

21. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Со­циологический журнал. - 1997. - № 1—2. - С. 143—145.

22. Диагностические особенности психического развития у подростков с риском отклонений в поведении. Метод. указ./ Мар. инст. усов. учит. - Йошкар-Ола, 1990. - 20 с.

23. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии общения и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей. М., 1987. - 190 с.

24. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрас­те // Вопросы психологии, - 1972. - № 2. - С. 14 - 20.

25. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 43-49.

26. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Изд-во «Дельта», 1996. - 480 с.

27. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющее от нормы // Народное образование. - 1999. - № 9. - С. 233-235.

28. Зенковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1995. - 350 с.

29. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

30. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.

31. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. - 220 с.

32. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. - 340 с.

33. Кон И.С. Открытие "я". М., 1978. - 120 с.

34. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье // СОЦИС. - 1999. - № 11. - С. 45-60.

35. Краковский А.П. О подростках. М., 1970. - 54 с.

36. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 208 с.

37. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной среде: Клинико-психологического характера «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. - 165 с.

38. Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека. - М., Просвещение, 1964. - 343 с.

39. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии. 1972. - № 6. - С. 168-173.

40. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - С. 68 - 72.

41. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. - 389 с.

42.Личко А.Е. Психопатии и  акцентуации  характера  у  подростков. М., 1977. - 420 с.

43. Лоренц К. Агрессия. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 272 с.

44. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Минск, 1986. -  69с.

45. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.

46. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

47. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции  личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995. - 97 с.

48. Меньшикова Е.С. жестокое обращение с детьми и его возможные отдельные последствия // Психологический журнал. Т. 14. - № 6. - 1993. - С. 110-118.

49. Мир детства: подросток. / Под  ред.  А.Г. Хрипковой. - М., 1982. – 99 с.

50. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. - 160 с.

51. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. - 1992, № 1 - 2. - С. 78-79.

52. Общение и формирование личности школьников / Под ред. А.А. Бода­лева, Р.Л.Кричевской, М.. 1987. - 250 с.

53. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

54.Орлов Ю.Н. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. - 68 с.

55. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994.- № 3. - С. 61—68.

56. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психологическом здоровье подростков. -М.: Педагогика, 2001. - 160 с.

57. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Центр социально-психологической адаптации подростков «Генезис». - М.: Генезис, 1997. - 288 с.

58. Проблемы психологии личности и коллектива. Сборник. М., 1979. -92 с.

59. Психолог в начальной школе / Под ред. Т.Ю. Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

60. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 236 с.

61.Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста. Психоло­гия личности и образ жизни. М.: Наука, 1997. - С. 132—137.

62.Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе // Вестник высшей школы 1999. - № 3. – С. 17-22.

63. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологи. - 1992. - № 5-6. - С.35-40.

64. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности. Минск: БГУ, 2002. - 128 с.

65.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2001. - № 1. - С. 81—87.

66. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М. - 1991. - 314 с.

67. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России // Педагогика. -2000. - № 7. - С. 174.

68. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. - 1993. – 356 с.

69. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод. рекомендации в помощь педагогам-практикам. М. - 1991. - 16 с.

70. Трудный подросток: причины и следствия. Под ред. В.А. Татенко. Киев: Рад. шк. - 1985. - 175 с.

71. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М. - 1978. - 82 с.

72. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

73. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. - 1974. - 180 с.

Заказать диплом