Социально-психологические составляющие имиджа госслужащих (диплом)

Содержание

 

Введение........................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  имиджа как социально-психологического явления............................................................. 9

1.1. Имидж и его значение для жизненных позиций личности..................... 9

1.2.Технология «построения»  имиджа....................................................... 23

1.3. Особенности личности и имиджа государственного служащего......... 28

ГЛАВА 2. Выявление особенностей имиджа государственного служащего................................................................................................. 48

2.1. Организация и методы исследования................................................... 48

2.2. Результаты исследования особенностей имиджа государственных служащих    53

2.3. Рекомендации для формирования привлекательного имиджа государственного служащего..................................................................................................... 60

Заключение................................................................................................ 74

Литература................................................................................................. 77

Приложения............................................................................................... 80

Введение

Имидж — прекрасное средство для комфортизации на­шего общения, то увеличительное стекло, которое позволя­ет лучше разглядеть личностные и деловые качества лю­дей.  Велик спрос на имиджелогию в политике и бизнесе, в мире кино и театра. К ее рекомендациям уважительно относятся в семейных кругах и в товарищеском общении.

Как правило, люди, успешно ут­верждающие свой привлекательный имидж, как бы полу­чают дополнительную биоэнергетику. В итоге они стано­вятся более уверенными, активно коммуникабельными и просто счастливыми.

Имидж (image) в переводе с английского — образ. Имиджелогия — это наука о технологии личного обаяния. Обращение к ней общеполезно. Она помогает овладеть ре­альными механизмами эффектного воздействия внешнего облика людей друг на друга.

Как правило, многие обретают симпатии других благодаря технологии само­презентации. Без нее не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости людского внимания. А это настоятельная потребность, удовлетворение которой значимо для каждого человека.

Разрушение административно-плановой системы управления и пе­реход к рыночным методам хозяйствования вполне закономерно сопро­вождаются повышенным интересом к вопросам организации и управле­ния. Это связано с тем, что руководители как "старой", так и но­вой волны все более осознают, что именно эффективное управление становится залогом успеха предприятия, его конкурентоспособности на формирующемся российском рынке.

В системе цивилизованного предпринимательства менеджер гене­рирует идею бизнеса, собирает ресурсы, необходимые для достиже­ния поставленных целей, и направляет все операции для реализации задуманного.

Плохое управление входит в число трех наиболее частых при­чин краха. Многие люди начинают создавать свои предприятия, хотя мало понимают, чего хотят достичь. В этом случае они обречены на провал.

Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране огромный дефицит квалифици­рованных управленцев. Многие руководители предприятий и организа­ций страны еще не готовы к работе в условиях конкуренции, мно­гообразия форм собственности и хозяйствования. Поэтому столь необходимо новое поколение руководителей-менеджеров. Поэтому и необходимо изучать науку менеджмента, одним из аспектов которой является формирование имиджа руководителя.

Требования, предъявляемые к современному хозяйственному ру­ководителю, предполагают прежде всего высокий профессионализм и компетентность.

В настоящее время необходимо изменить взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя в новых условиях хо­зяйствования, когда на первое место выдвигаются самостоя­тельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, го­товность к разумному риску.

Однако в наши дни один только профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышения по службе. Для этого нужно уметь расположить к себе людей, с которыми общаешься и работаешь, то есть необходимость создать свой имидж. Имидж человека позволяет самоосознать себя, побуждает личность на огромную работу над собой, на устойчивость взглядов, своей духовности.

Актуальность темы работы состоит в том, что современная  теория  управления  и  мировой   опыт   свидетельствуют: в кризисные ситуации периодически попадают все стра­ны и цивилизации, но выход из нее осуществляется на основе корен­ных изменений в самой системе управления, ее инновирования с по­мощью научных технологий, включения в процесс управления интел­лекта, стратегического мышления кадров, что требует коренных пе­ремен в самой кадровой политике и всей системе подбора, подготов­ки и мотивирования руководителей, прежде всего государственных служащих, к управленческой деятельности. России необходимы непре­рывные механизмы выхода из кризиса, принципиальные изменения ее управленческих, организационных и кадровых структур, что требует принятия нетрадиционных решений, прежде всего в области кадровой политики.

Трансформация социальной общности в период кризиса осущес­твляется путем повышения эффективности ввода в "прорыв" новых ре­сурсов, прежде всего управленческих, кадровых.

Прорыв, реформирование системы, ее модернизация предпола­гают: преодоление инерции, консерватизма, установившихся стерео­типов мышления, раскрепощение творческой интуиции управляющих, прежде всего, государственных служащих, являющихся главными субъектами осуществления перемен. Первый резерв "прорыва" - желание изменить ситуацию, необхо­димый потенциал профессиональных и нравственных качеств. Второй - гражданская позиция государственных служащих, поли­тическая и личностная воля, их направленность на поиск (пока ги­потетический) механизмов и нетрадиционных ресурсов.

Третий - выдвижение нетрадиционно мыслящих людей, прежде всего профессионалов - управленцев широкого профиля (политологов, юристов, экономистов, социологов, менеджеров-управленцев, психо­логов, демографов и т.п.), лидеров стратегического типа, обладаю­щих разносторонними знаниями, объединяющих всех работников управ­ления на основе концептуальной власти и способных на этой основе предложить инновационные методы, модели модернизации, выхода из кризиса. Опыт свидетельствует, что при данных условиях даже сос­тояние кризиса, напряжения в обществе, отставание в экономичес­ких и технических сферах может быть использовано не во вред, а на пользу системы, вступившей на путь модернизации, на благо граж­дан, неизбежно втянутых так или иначе в этот процесс.

Залог успеха "прорыва" состоит, как свидетельствует мировой опыт, в создании инновационного ядра управления. Именно благода­ря его действиям с учетом изложенных условий и факторов, со­циальная система переходит из вялого аморфного состояния в пол­нокровное жизнестойкое с активными прорывными очагами и населе­нием в целом.

Однако  реальность  государственного  управления,  на мой взгляд, резко отстает от требований данной универсальной техноло­гии инновирования управленческой ситуации. В деятельности госу­дарственной службы и ее кадрового корпуса прочно удерживаются заскорузлый стереотип "здравого смысла", деформированного коман­дно-административного стиля мышления, что обусловливает слабую управляемость социально-экономической и политической ситуацией как на федеральном, так и на региональном уровне. Каков же выход из этого положения?

Ответ на этот вопрос требует обстоятельного анализа всей системы управления, которая сегодня переживает кризис, ее кадро­вого обеспечения и в первую очередь, всей системы подбора, выдви­жения и обучения кадров государственных служащих в России.

Сложилось реальное противоречие между требованиями к госу­дарственному служащему, которые предъявляет иная социально-поли­тическая и экономическая ситуация, и тем деформированным типом государственного служащего который сегодня пришел в государствен­ный аппарат и реально осуществляет экономические реформы.

Исследования показали, что профессионализм государственных служащих не только не повышается, но и резко понижается, падает престиж государственной службы, деформируется мотивация труда, отсутствует должный интерес к непрерывному образованию и служеб­ной карьере, что способствует разрастанию таких негативных явле­ний в деятельности государственного аппарата, как коррупция, взя­точничество, непрофессионализм. Особо следует отметить, что прои­зошло резкое снижение гражданского самосознания и государствен­ных ценностей. Все это обусловливает низкий уровень государствен­ного регулирования тех сложных процессов, которые обычно харак­терны для переходного периода. Это усиливает неустойчивость влас­ти, непоследовательность в проведении политики реформ и углуб­ляет разбалансированность социального пространства.

Положение усугубляется недостаточностью юридической базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода законов о государственной службе. В таких условиях особую значимость приобретают научные ис­следования в области формирования нового типа государственного служащего, определения принципов типологизации, оценки реального состояния в этой области и поиска оптимальных путей подготовки государственного служащего, отвечающего современным требованиям. Этим также  объясняется актуальность данной проблемы, исходя из чего и выбрана тема работы.

Объект исследования:  имидж госслужащего.

Предмет исследования: социально-психологические составляющие имиджа госслужащих.

Целью работы является изучение социально-психологических составляющих имиджа государственного служащего.

Задачами данной работы являются:

n   изучение теоретических аспектов имиджа как социально-психологического явления;

n   исследование имиджа государственного служащего в аспекте личностных особенностей;

n   проведение диагностического исследования личностных качеств госслужащих с целью изучения социально-психологических составляющих их имиджа;

n   разработка и апробация мероприятий по формированию привлекательного имиджа работника государственной службы (налоговой полиции).

Гипотеза: изучение основных социально-психологических составляющих имиджа госслужащего (работников налоговой инспекции), т.е. его личностных особенностей, поведения, позволит разработать рекомендации по формированию  его привлекательного имиджа.

Методологическую основу исследования составила теория Атаманчука Г.В. и Мальцева В.А. о личностных особенностях работников государственных органов, а также принципы системно-деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев; П.К.Анохин; А.Н Леонтьев; Б.Ф.Ломов), единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев; С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, социальной педагогики, имеджелогии. В области деятельности руководите­ля, его характерных личностных черт, как основных критериев имиджа руководителя можно представить таких раз­работчиков, как Вачугов Д.Д., Волков И.П., Кричевский Р.Л., Кова­лев Л.Г., Резник С., Старобинский Э.Е., Самыгин С.Т., Уткин Э.А. и др. Однако развитию личностных качеств именно работников государственной (муниципальной) службы посвящено очень мало публикаций. Источни­ками для написания данной работы явились работы В.А.Мальцева, Мельникова В.П., Атаманчука Г.В. и др.

В ходе исследования использовались различные методы:

- изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике и социологии;

- наблюдение за работниками государственной службы и тестирование испытуемых;

-         опытно-экспериментальная работа;

-         математические и статистические методы обработки результатов.

Для изучения имиджа государственных служащих были использованы следующие методики:

-исследование уровня субъективного контроля;

-исследование общительности по методике В.Ряховского;

-исследование мотивации к достижению успехов по методике Немова Р.;

-исследование лидерских качеств по методике Немова Р.;

-исследование направленности личности (опросник ОА).

Экспериментальная база исследования: для выявления имиджа были проведены диагностические исследования характеристик 20 служащих Управления Федеральной службы налоговой полиции г.Йошкар-Ола.

Новизна исследования определяется недостаточностью разработки проблемы. Впервые представлены мероприятия по формированию привлекательного имиджа служащего налоговой полиции в аспекте региональных программ управления государственной службы.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практике работы управленческой деятельности.

Структура работы: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Литература

1. Аминов Н. Имидж - впечатление, которое вы производите// Экономика и жизнь. - 1995. №49.

2.  Атаманчук Г.В. Основные концепции  развития  государственной службы в Российской Федерации // Вестник госслужбы. 1992.№ 2

3.  Бачило И.Л. О концепции совершенствования системы государ­ственного управления// Сов.государство и право.-М..1987. № 6. с.20-28

4.  Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: 1986.- 156 с.

5.  Биллен Б., Шепп-Винтер Э. Женщина и конфликты на рабо­те. Ростов-на-Дону, 1996.- 178 с.

6.  Бояркина Н., Васильева В. Ваш имидж - лицо фирмы// АиФ. Дочки-матери. - 1996. №. 13.

7.  Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996.

8.  Вы готовы к успеху! Имидж деловой женщины// Мир женщины. - 1999. №1/2

9.  Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980.

10. Государственная служба. Контроль. Зарубежный опыт. Выпуск шестой. М.. РАГС.1995.- 179 с.

11. Гуревич П.С. Приключения имиджа. - М.: Искусство, 1991.

12. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе. Как стать известным, не тратя денег на рекламу. - Минск, 1996.

13. Доусон Д. Уверенно принимать решения. - М.: Культура и спорт, 1996.

14. Закон РМЭ "О внесении изменений и дополнений в Закон РМЭ "О государственной службе в РМЭ"//СЗ.- 1997.- N 353

15. Ильин И. Аксиомы власти.//Социум, 1993, №26-27, С.67.

16. Ковалев Л.Г. Коллектив и социально-психологические пробле­мы руководства. М., 1978.- 256 с.

17. Криксунова И. Создай свой имидж. - СПб., 1997.

18. Кузин Ф.А. Имидж Бизнесмена. - М., 1995.

19. Лебедева Т. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-француз­ски. - М., 1996.

20. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности. 0 М.: Знание, 1981.

21. Лобарева Л.А. Уроки привлекательности. - М., 1995.

22. Магнутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность -Л., ЛГУ, 1975.-299 с.

23. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. М.-Н.Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы.1995.-185 с.

24. Маркин В.Н. "Я" как личностная характеристика государственно­го служащего. В кн. Имидж госслужбы. М.,РАГС, 1996, 290 с.

25. Мельников В.П. Государственная служба в России.  Ретроспектив­ный анализ// Вестник госслужбы. - М,, 1993, № 9.

26. Моисеенко Н.В. Потребность во власти и ее отражение в имидже государственного служащего. В кн. Имидж госслужбы. М. 1997.- 220 с.

27. Нирен-Берг Дж., Калеро Г. Читать человека - как книгу. - М.: Экономика, 1990.- 340 с.

28. Оболенский С.Е. Имидж делового мужчины//Управление персоналом. - 1998. №2.

29. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. - М.: Культура и спорт, 1996.

30. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.

31. Попов В.Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа государственной службы. - М.: РАГС, 1996.

32. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - Киев,1998.

33. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - Киев, 1996.

34. Психология индивидуальных различий: тесты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

35. Роббинс Э. Могущество без пределов. - М.: Культура и спорт, 1996.

36. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995.

37. Савельева О.О. Имидж и имиджмейкеры//Обществознание в шк. - 1998. №6.

38. Секреты умелого руководителя. М.,1991. - 416 с.

39. Скотт Д.Г. Сила ума. - СПб: СПИКС, 1994.

40. Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для женщин. - М., 1996.

41. Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для мужчин. - М., 1996.

42. Ушаков  Б.Г. Имидж, как социально-психологическая проблема. - Екатеринбург, 1995.

43. Уэйтли Д. Новая динамика победы. - М.: Культура и спорт, 1996.

44. Фаткин Л.В. Руководитель в системе управления.-М.: МИНХ, 1977. 510 с.

45. Федеральный закон "Об основах государственной службы Россий­ской Федерации"//Российская газета". 3 августа 1995 г.

46. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "я"  - М., 1992.

47. Человек и государственное управление./ под - ред. Оболон­ский А.В., М.: Наука 1987.-202 с.

48. Чистхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. - М.: Культура и спорт, 1994.

49. Чугунова  В.А. Кадровый  потенциал  системы  управления.   М., 1985.- 267 с.

50. Шаховой В.А. Кадровый потенциал  системы  управления.  М., 1985.- 356 с.

51. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.

52. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность (по­литико-психологический анализ)//Политические исследования. 1995, №4. С.86- 87.

53. Шпигель Дж. Флирт - путь к успеху. - СПб., 1996.

54. Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. - М.: СП «Интерэксперт», 1993.

55. Энтони Р. Секреты уверенности в себе. - М.: Мирт, 1994.

Заказать диплом