Социальное страхование и его виды (курсовая)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................

I. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ.............

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ............................................................................................................................................................

1. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ....................................................................

2. ФОНД ЗАНЯТОСТИ................................................................................................................

3. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.....................................

III. СОЦИАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ В Г. ЙОШКАР-ОЛЕ)...................................................................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................

Введение

Социальное страхование - одна из основных форм социальной поддержки и социальной защиты населения.[1]

В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которых являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, в 1948 году, определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования как при наступлении ситуации социального риска, так и во всех остальных случаях, например, потери средств к существованию по причинам, не зависящим от человека.

Однако, последние годы характеризуются резким понижением уровня социальной защиты населения, отчетливым обозначением негативности системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резким ухудшением демографической ситуации, ростом заболеваемости, увеличением масштабов маргинализации в обществе. В этих условиях возникает необходимость понимания всех вопросов, связанных с социальным страхованием, не только у специалистов, но и у населения.

Принципиально важным является и обучение основам социального страхования специалистов по социальной работе.

Через короткое время  значительное число отечественных дипломированных специалистов по социальной работе будет участвовать в обеспечении процесса регулирования взаимоотношений между основными социальными субъектами - работниками, предпринимателями, государством; оказывать помощь нетрудоспособным гражданам в их материальном обеспечении и социальном обслуживании по старости, инвалидности и т.д. Другая группа проблем, связанных с участием специалистов по социальной работе в их разрешении, сопряжена с необходимостью знания форм предупреждения и компенсации потерь от непредвиденных неблагоприятных факторов как финансовой сущности страхового процесса.

Как видим, знание основ социального страхования для социального работника и умение апеллировать этими знаниями - актуальная проблема сегодняшнего дня.

Актуальностью проблемы обоснован и выбор курсовой работы: «Социальное страхование и его виды».

Целью данной работы является характеристика сущности социального страхования и его видов.

Задачи работы:

1. Анализ теоретических работ и нормативных актов по вопросу социального страхования и его видов.

2. Характеристика социального страхования и его видов как одной из форм социальной защиты населения.

3. Обобщение опыта работы Управления Пенсионным фондом России в г.Йошкар-Оле.

I. Социальное страхование, его сущность, история развития социального страхования России. Государственное социальное страхование

«Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством  система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов»[2], - такое определение социального страхования дает Универсальный бизнес-словарь.

Социальное страхование явление многогранное и сложное.

Объективной основой социального страхования является уровень экономического развития государства. Субъективной предпосылкой его развития специалисты называют уровень общественного сознания в целом и прежде всего основных социальных субъектов[3].

Развитие социального страхования в России имеет свою историю.

И 1786 г. была установлена государственная монополия на про­ведение страховой деятельности и созданы государственные страховые общества при государственном за­емном банке и государственном ас­сигнационном банке. Помимо про­чих видов страхования они осущест­вляли страхование «на дожитие» как одну из ныне существующих форм страхования жизни. Но к началу XIX в. деятельность этих государственных страховых организаций практически прекратилась, а на их месте появились три основные вида страхования: акционерное, взаимное и земское.

Первое акционерное общество страхования (от огня)  в 1827 г., акционерное страховое об­щество «Саламандра» — в 1847 г.[4] С 1913 г. эти и другие общества поми­мо прочих видов страхования, осу­ществляли страхование жизни (смешанное, на случай смерти и на дожитие) коллективное и индивидуальное страхование от несчастных случаев, коллективное страхование рабочих и служащих, индивидуальное страхование от вооруженных нападений.

До 1917 г. личное социальное страхование осуществлялось преимущественно акционерными страховыми обществами и государственными организациями (кассами). Впоследствии создавались местные, губернские и всесоюзный фонд социального страхования. Этими фондами управляли вновь созданные страховые кассы. В начале 30-х гг. социальное страхование в СССР было передано профсоюзам.

Состояние экономики в современной России обусловливает вероятность возникновения ситуации социального риска для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности социальное страхование Этим опре­деляется тесная взаимосвязь эконо­мики, социальной политики и социального страхования. Переход к рыночной экономике су­щественно меняет социально-эконо­мическую среду. В общественное со­знание возвращается понятие «соци­альный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы соци­ального риска зачастую носят объек­тивный характер (утрата заработка в случае временной нетрудоспособ­ности, профессиональных заболеваний, утрата трудоспособности из-за несчастного случая, риск безработицы и т.д.) и не зависят или мало зависят от возможностей значительного числа людей.....

 


[1] См.: Словарь - справочник по социальной работе. М., 1997. С. 345.

[2] Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Тарковской А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: Инфра-М, 1997. - с. 353.

[3] См.: Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - Ростов-на-Дону: Экспериментальное бюро, 1997.

[4] См.:Васильев Г.В., Шилильчева С.А. История страхового дела в России. - М.:Пресс-сервис, 1997.- с.23.

Заключение

В заключении хочется еще раз сказать о том, что социальное страхование - это на современном этапе необходимая и важная форма социальной поддержки и социальной защиты населения.

Нынешняя система социального страхования в России отнюдь не совершенна, хотя сегодня как в целом по России, так и на местах (и работа УПФР в г.Йошкар-Оле тому подтверждение) многое делается для совершенствования системы социального страхования, для урегулирования некоторых вопросов социального страхования.

К существенным изменения в сфере социального страхования ведут происходящие реформы.

В автономные небюджетные фонды выделились системы пенсионного обеспечения, С.с, медицинского страхования, занятости. Идет активный процесс разработки нормативно-правовой базы, упорядочения финансовой системы С.с.

При дальнейшем формировании в обществе рыночных отношений в организации С.с. предстоит дать объективную оценку, анализ уровня и фактора риска для различных категорий работников или отдельных профессиональных групп, справедливо распределить ответственность за отдельные виды социального риска между субъектами социально-трудовых отношений. При этом необходимо усвоить рыночные установки. В частности, осмыслить собственную ответственность гражданина за создание условий своей жизни, что выражается в обязательных взносах работников в различные виды страхования.

Предстоит построение страховых систем по профессиональному признаку, что позволит максимально учитывать природу социального риска, обеспечить точный расчет финансовых средств. Необходимо существование различных видов С.с. и разветвленной социальной инфраструктуры, - позволяющей обеспечить широкий выбор услуг застрахованным и возможность выбора страховой организации; осуществление С.с. по возможности страховыми учреждениями, которые не находятся в непосредственном ведении государства, широкое развитие механизмов самоуправления.

Литература

1.   Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) от 27 декабря 1991 №2122-1

2.   Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - №5. - С.2-3.

3.   Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №36-ФЗ

4.   Постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 ноября 1996 г. №367 «О мероприятиях по подготовке к переходу на индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования в Республике Марий Эл»

5.   Сборник документов по Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированный) учете в системе государственного пенсионного страхования». - М.: 1997. - 176 с.

6.   Васильев Г.В., Шилильчева С.А. История страхового дела в России. - М.:Пресс-сервис, 1997. - 252 с.

7.   Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российская газета. - 1995. - 23 августа. - с.5-6.

8.   Короткова З.А., Наумов В.И. Социальное страхование и пенсионное обеспечение работников сельского хозяйства: Справочник. - М.:Агропромиздат, 1987. - 253 с.

9.   Краснова И.А. Страховые фонды и финансово-кредитные отношения. - М.:Изд.центр СО «Анкил», 1993. - 77 с.

10. Кураков Л.П., Кашурпикова Г.Г., Владимирова М.П., Ефремов Л.Г. Управление социальное сферой. - М.:Пресс-сервис, 1997. - 404 с.

11. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Тарковской А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: Инфра-М, 1997. - 640 с.

12. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой. - М.:Юристъ, 1997. - 424 с.

13. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.:Юристъ, 1997. - 168 с.

14. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - Ростов-на-Дону: Экспериментальное бюро, 1997. - 352 с.

15. Теория социальной работы: Учебник / под ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.:Юристъ, 1998. - 334 с.

16. Экономика страхования и перестрахования. Под ред. В.И.Осипова. - М.: Изд.центр Анкил«», 1996. - 220 с.

Заказать курсовую