Социометрическая процедура выявления структуры малой группы (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования выявления структуры малой группы мотодом социометрии.. 6

1.1. Понятие и социальные характеристики малой группы в трудах психологов  6

1.2.  Структура малой группы и социометрия как метод исследования структуры малой группы.. 18

2. Выявление структуры малой группы средствами социометрии   39

2.1. Организация и методы исследования. 39

2.2. Анализ результатов исследования. 45

заключение. 50

Список использованных источников и лИТЕРАТУРы.. 52

Приложения.. 56

 

Введение

Актуальность исследования. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к изучению малых групп. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности личности в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Исследованиям по данной проблеме посвящены работы известных отечественных психологов: А.А.Бодалева [2], А.Г. Ковалева [10], Я.Л. Коломинского [12], Д.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской [15]   и других.

Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований были открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений. Это работы таких исследователей, как Л.И. Уманский [40], А.В. Петровский [27], Н.И. Обозов [26], В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов [3] и др.

Концепция первичных малых групп и коллективов, в современных условиях нуждается в возможно более широком развитии, необходимом для решения проблем общества. Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.

Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры и при необходимости влиять на социометрический статус членов малой группы для повышения сплоченности. Все вышеизложенное и определило выбор темы исследования.

Объект исследования: малая группа как социально-психологическая категория.

Предмет исследования: социометрическая процедура выявления структуры малой группы.

Цель исследования состоит в изучении структуры малой группы методом социометрии.

Задачи исследования:

- изучить понятие «малая группа», видов малых групп;

- изучить особенности метода социометрии;

- провести исследование структуры малой группы методом социометрии;

- сделать выводы и внести предложения.

Гипотеза исследования: изучение структуры малой группы будет более полной, если воспользоваться методом социометрии.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов. При планировании, подготовке и проведении данного исследования мы опирались на теоретико-методологические основы деятельностного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.), принципы единства сознания и деятельности (Л.С. Выготкий, А.Н. Леонтьев), психологическую концепцию личности (Дж. Келли), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе (А.В. Петровский).

Методологическую основу исследования составляет теория Ковалева А.Г. и М.В.Дубровиной о межличностных взаимоотношениях в малых группах, а также теория социометрических выборов Дж. Морено.

Методы исследования:

-  теоретический анализ литературных источников;

- тестирование;

- математическая обработка результатов.

Методика исследования – методика социометрии Дж. Морено.

Эмпирическая база исследования – 20 дошкольников 5 лет, находящиеся в ДОУ «Дивеевский», п. Дивеево.

Практическая значимость заключается в том, что в работе рассмотрены и обобщены технологии применения социометрии как метода изучения отношений внутри малых групп на примере детей дошкольного возраста.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Список использованных источников и литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Асток Пресс, 1998. – 560 с. //http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm

2. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. – С.122-126. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php

3. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. - М.: Мысль, 2003. – 220 с.

4. Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп [Электронный ресурс]. - URL:http://www.practpsy.com/problema-maloy-gruppy/vozniknovenie-i-razvitie-psixologii-i-sociologii/page/7.html

5. Давидович, В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1994. — 16 с. / В.Н. Давидович. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 8.07.12)

6. Давыдов, В.М. Психологическая совместимость в трудовых коллективах / В.М. Давыдов, Д.И. Ладанов. - М., 2005. – 180 с.

7. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.:МГУ, 2010.- 208 с.

8. Журавлев, А.Л. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л. Журавлев. - М. : Форум, 2011. – 494 с.

9. История психологии в лицах: персоналии / Под ред. А. В. Петровского, Л. А. Карпенко. — М: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.

10. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Наука, 2005.-178 с.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.:Академия, 2006.- 416 с.

12. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : монография / Я.Л. Коломинский. - М. : АСТ, 2010. - 446 с.

13. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 11. – С.15-20

14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., Питер, 2000. - 992 с.

15. Кричевский, Д.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект / Д.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Издательство МТУ, 2001. – 220 с.

16. Краткий психологический словарь./Сост. А.Л.Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.:Политиздат,1985.- 431с.

17. Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули. – М.: Идея – пресс, Дом интеллект. книги, 2000.

18. Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение. В кн. Методологи­ческие проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука.-1975.- 229 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php

19. Ляхова, Л.Н. Социальная психология:  практикум по психодиагностике / Л.Н. Ляхова, Р.В. Короткевич.- М., 1996. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/287319.html

20. Межличностное восприятие в  группе/  Под  ред.  Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. -, М.: Просвещение, 2009.- 320 с.

21. Мир детства: дошкольник / Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Мыс­ль.-2008.- 270 с.

22. Морено, Я.Л. Социометрия : Экспериментальный метод и наука об обществе : научное издание / Я.Л. Морено. - М. : Академический Проект, 2004. - 316 с.

23. Мудрик,  А.В. Общение  как  фактор воспитания школьников. / А.В. Мудрик. - М.: АСТ, 2010.- 160 с.

24. Немов, С.Р. Психология./ С.Р. Немов.- М.: Инфра-М-Норма.-1998.- 560 с.

25. Новиков, М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях / В сб.: Проблемы общения в психологии (под ред. Б.Ф. Ломова). М., Изд-во Наука, 1981, с. 178-217. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=442

26. Обозов, Н.И. Психология межличностных отношений / Н.И. Обозов. - Киев, 2000. – 240 с.

27. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. - М., 2007. – 230 с.

28. Платонов, Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / К.К. Платонов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2009.-181 с.

29. Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс, 2010.- 340 с.

30. Проблематика малой группы в социальной психологии [Электронный ресурс]. - URL: http://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=11

31. Психологическая теория коллектива/ Под ред. А.В.  Петровского. - М.: Наука, 2007.- 289 с.

32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2000. – 624 с.

33. Рощин, С.К. Учения о группах в западной психологии. В кн. Коллектив и личность / С.К. Рощин. - М.: Наука, 2005. – 190 с.

34. Репина, Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Г.А. Репина. - М.: Спарк, 2007. – 180 с.

35. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

36. Семечкин, Н.И. Психология малых групп : монография / Н.И. Семечкин. - Владивосток : ДВГУ, 2005. - 116 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.twirpx.com/file/454068 (14.07.2012).

37. Слейтер, Р. Стань лучшим или проиграешь! 31 секрет лидерства от Джека Уэлча, управляющего «Дженерал Электрик» / Р. Сейтер. – М.:Лоси, 2000. – 150 с.

38. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 168c

39. Социальная психология: Хрестоматия\ Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000.-367 с.

40. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 2010. – 250 с.

41. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Издательство Института психотерапии, 2005. - 496 с.

42. Шибутани, Т.С. Социальная психология / Т.С. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 390 с.

Заказать курсовую