Специфика формирования музыкальных способностей младших школьников (курсовая работа)

Содержание

 

Введение. 3

1. теоретические аспекты  исследования формирования музыкальных способностей младших школьников. 9

1.1. Понятие и виды способностей в трудах отечественных и зарубежных авторов  9

1.2. Характеристика музыкальных способностей. 18

1.3. Особенности формирования музыкальных способностей младших школьников. 25

Глава 2. Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников. 33

2.1. Диагностика музыкальных способностей детей. 33

2.2. Рекомендации по развитию музыкальных способностей младших школьников  38

Заключение. 51

Список использованных источников. 54

Приложения.. 57

Введение

 

Издавна музыка признавалась важным средством формиро­вания личностных качеств человека, его духовного мира. Со­временные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздей­ствие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к кра­соте в искусстве и в жизни.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.

Каждая личность характеризуется своеобразным отно­шением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, пове­дение людей сквозь систему сложившихся у него убежде­ний, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это спра­ведливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи от­четливо выраженные взгляды, установки в подходе к лю­дям и жизненным явлениям.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С.Выготского [10].  Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н.Леонтьев[21], Л.И. Божович[4].

Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внут­ренних, определяющихся особенностями организма человека. Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один чело­век может развиваться быстрее, другой медленнее.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно наз­вать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, кото­рое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в од­ном и том же классе очень отличаются друг от друга. Определение индивидуальных путей интеллектуального и лич­ностного развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и, следовательно, одной из главных задач деятельности школьного психолога[32].

Индивидуальные различия особенно ярко выражаются в способностях. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление.

Усилия отечественных и зарубежных ученых дали определенные результаты и в настоящее время психология способностей достаточно разработана. Среди важнейших направлений исследований прежде всего назовем исследования интеллектуальных и творческих способностей, одаренности, разработку методов их ранней диагностики и развития.

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

В литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. В нашем исследовании наиболее важными для рассмотрения являются выраженные музыкальные способности.

Б.М. Теплов [33] пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей.

Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С. Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формиро­вания эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта.

Музыкальное воспитание — уни­кальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка. Последнее связано с тем, что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. [10, С. 21]

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: му­зыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на са­мочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения. [35, С.11]

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер му­зыки. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музы­ке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: воспри­ятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических дви­жении, игры на детских музыкальных инструментах), творчест­ва, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).

Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музы­кальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все му­зыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной дея­тельности могут служить средствами его развития. Необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к каким-либо видам музыкальной деятельности. В этом состоит актуальность исследуемой нами проблемы. Все это определило тему исследования -  «Специфика формирования музыкальных способностей младших школьников».

Объект исследования – музыкальные способности младших школьников.

Предмет –  особенности развития музыкальных способностей ребенка младшего школьного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:

- провести теоретический анализ исследования по данной проблеме;

- дать психолого-педагогическую характеристику музыкальных способностей;

- разработать систему рекомендаций по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:

- изучить уровень развития музыкальных способностей детей;

- с учетом уровня развития музыкальных способностей детей разработать мероприятия по совершенствованию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приемы и методы формирования музыкальных- способностей.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

В качестве основной теоретической базы исследования взяты работы О.П.Радыновой, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина и др.

Большой вклад в разработку проблем способностей внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему общих и специальных способностей и одаренности. Достаточно вспомнить оригинальные исследования француза Альфреда Бине, англичанина Фредерика Бартлетта, работы Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера, Карла Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований.

Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный подход, учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребен­ка, развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др., а также теория музыкальных способностей  Б.М.Теплова.

Методами исследования стали: наблюдение; экспериментальная работа, математические методы обработки результатов.

При определении уровня развития музыкальных способностей  детей мы пользовались характеристикой уровня музыкальности Н.П. Ветлугиной и О.П.Радыновой [28]   (Характеристику уровней музыкальности см. в Приложении 1). При проведении исследования использовалась методика О.А.Сафроновской[37].

Опытно-экспериментальная база: дети в возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек, учащиеся средней общеобразовательной школы №2, г. Йошкар-Ола, РМЭ.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблеме личностного развития детей уделялось много внимания зарубежными и отечественными психологами, однако в последние годы в связи с реформированием отечественной школы данная проблема разрабатывается слабо, кроме того, существует мало разработок, посвященных особенностям развития музыкальных способностей детей в начальной школе.

Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что представленные методы диагностики и мероприятия по формированию музыкальных способностей могут  быть использованы педагогами, психологами, родителями в условиях общеобразовательной школы.

Список использованных источников

 

  1. Алексеев В. Обучение детей выразительному пению / В. Алексеев// Дошкольное воспитание. -  2008. -№1.
  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. - М., 2003.
  3. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие//Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородов. - М.:Знание, 2005.-311 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 1968. — 199 с.
  5. Бублей С. Детский оркестр / С. Бублей. - Л.: Стик, 2009.-140 с.
  6. Ветлугина М.А. Детский оркестр / М.А. Ветлугина. - М.: НОРМА, 2006.- 119 с.
  7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / М.А. Ветлугина// Музыка в школе. — 2006.-№4.-С.12
  8. Вопросы музыкальной педагогики. М.:Музгиз.-2006. Вып.1.-224 с.
  9. Восприятие музыки/ Ред.-сост. В.Н. Максимов. -М., 2008. – 112 с.

10. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. Собр.соч./ Л.С. Выгодский. — М.:Педагогика, 1983.- Т. 2.

11. Гейнрихс И.П. Музыкальная память/ И.П. Гейнрихс. - М., 2003.-120 с.

12. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Э.А. Голубева // Вопросы психологии.-2008.-№3

13. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Л. Горюнова // Музыка в школе. -2006.- № 1.-С.23-25

14. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей. / А.Л. Готсдинер // Вопросы психологии. — 2007. — №4. — С.82-88.

15. Готсдинер А.Л. Формирование музыкально-слуховых представлений / А.Л. Готсдинер. - Л., 2006. – 89 с.

16. Гринюк Л. Музыкальная деятельность детей вне занятий. / Л. Гринюк // Обруч. – 2007.- №8. - С.83.

17. Грэйс Крайг. Психология развития. Седьмое международное издание. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002.-690 с.

18. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. / К.Гуревич // Искусство в школе.- 2006. -№ 1.

19. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей / Г.А. Ильина//Вопросы психологии. - 2006. -№1.

20. Квитницкая Е.Н. Развитие музыкального слуха - условие формирования песенного творчества / Е.Н. Квитницкая. - М., 2004. – 56 с.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. — М.:Знание, 1983. — 215 с.

22. Лоскутова Р.Р. Методическое пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей» / Р.Р. Лоскутова.  - Йошкар-Ола, 2003.

23. Метлов Н.А. Музыка –детям / Н.А. Метлов. - М., 1985.

24. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.

25. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. - М., 2005. -109 с.

26. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал.- 2007.- № 4.-С.4-9

27. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. М.: Владос.-1997.- 384 с.

28. Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П.Радынова. — М.: Просвещение, 2009.-67 с.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.ВЛАДОС, 1999. — 704 с.

30. Столяр З. Выразительные средства музыки / З.Столяр. Кишенев.: Киртя Молдованска, 2009.-60 с.

31. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма / К.В. Тарасова. - М., 2008. – 90 с.

32. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. — М., 1961. — 253 с.

33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. - М., 1947.

34. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. -М., 2005.-102 с.

35. Шепепенко А.И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 7-го года жизни / А.И. Шепепенко. - М., 2005.-120 с.

36. Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей 6-7 летнего возраста / С.М. Шоломович. - М., 2007. -190 с.

Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. / Под ред. О.А.Сафроновой. — Н.Новгород, 2005.

Заказать курсовую