Способность к инновационной деятельности воспитателей дошкольных учреждений (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ исследования способности воспитателя доШКОЛЬНОГО учреждения К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................................ 7

1.1. Понятие, сущность и структура инновационной педагогической деятельности в трудах отечественных и зарубежных авторов.................................................. 7

1.2. Понятие и особенности способности к инновациям воспитателей дошкольных учреждений...................................................................................................... 13

1.3. Особенности развития инновационной деятельности воспитателя дошкольного учреждения...................................................................................................... 25

1.4. Развитие способности к инновациям у воспитателей дошкольных учреждений     30

ГЛАВА 2. экспериментальное ИССЛЕДОВАНИЕ способности воспитателей ДОШКОЛЬНых учреждений К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................................. 34

2.1. Организация и методы исследования способности к инновационной деятельности воспитателей ДОУ........................................................................................... 34

2.2. Описание результатов исследования способности к инновационной деятельности воспитателей ДОУ........................................................................................... 36

2.3. Мероприятия по развитию способностей воспитателей дошкольных учреждений к инновационной деятельности......................................................................... 44

2.3. Анализ эффективности Программы развития способности к инновационной деятельности воспитателя дошкольного учреждения.................................... 61

заключение.................................................................................................. 64

Список литературы.................................................................................. 67

Приложения.................................................................................................. 70

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования, поиск путей её дальнейшего развития обусловлено социальным заказом современного общества.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Только подлинно человеческая, гуманистически организованная окружающая среда, по сути своей «вторая природа» человека, является основой проявление и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему страдания. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредством в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

Одной из определяющих тенденций в реализации развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста является принципиально новый подход к созданию условий воспитания в ДОУ, основанных на инновационных подходах.

Изменения в содержании и организаций деятельности дошкольных учреждений и школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке воспитателей детей дошкольного возраста. Однако этот процесс в настоящее время носит стихийный характер, что в значительной степени объясняется отсутствием научных исследований и рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях.

Инновационная деятельность в сфере образования имеет достаточно ши­рокий спектр конкретных областей и конкретных предметов своего прило­жения. Она направлена на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких об­разовательных технологий, учебников и учебного оборудования; развитие за­конодательства и нормативной базы; формирование нового типа или усовер­шенствование образовательного менеджмента, новых научно-образовательных структур и организационных форм в системе образования, улучшение образовательных услуг.

Во второй половине 80-х годов возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса и педагогической инноватики, дающие основания для анализа становления и развития проблемы инновационной деятельности педагога. Общие и специфические особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности исследуются в 60-80-х гг. в трудах Ф.Н.Гоноболина[10] С.М. Годника [9], В.И.Загвязинского[15], В.А.Кан-Калика[22], А.Е.Кондратенкова, Н.Б.Кузьминой[27], Ю.И.Кулюткина[28], А.К.Марковой[33], Н.Д.Иикандрова[34], Я.А.Пономарева[38], В.А.Сластенина[42], Г.С.Сухобской, Л.М.Фридмана, Д.Ф.Черниловского, Л.Филатова[47], А.М.Щербакова[44] и др.

В новых исследованиях инновационных процессов в образовании выдвигается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой педагогической деятельности педагога (критерии оценки нового, традиции и инновации, специфика инновационного цикла, отношение педагога к инновациям и др.). Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К.Ангеловски, Н.В.Горбуновой[1], М.В.Кларина[25], В.Я.Ляудис[31; 32], М.М. Поташника[39], С.Д. Полякова[37], Н. Сорокиной, П.Сидорова[43], Т.И. Шамовой[48], В.Шукшунова[50], О.Г.Хомерики[46], Н.Р.Юсуфбековой[51; 52] и др. Несмотря на множество публикаций, посвященных педагогической инноватике, недостаточно исследований, посвященных способности к инновационной деятельности воспитателей дошкольных учреждений, поскольку в основном внимание уделяется инновационным процессам в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. В связи с чем актуализируется тема исследования – «Способность к инновационной деятельности воспитателей дошкольных учреждений».

Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы, которая требует создания и внедрения нововведений при исследовании вопросов, не изучавшихся или изучавшихся в незначительной степени в дошкольной педагогике: зависимость распространения новшеств от особенностей среды, закономерности восприятия новшеств воспитателями ДОУ, технология инновационной подготовки, снятие психологических барьеров и др.

Объект исследования - инновационная деятельность воспитателей дошкольных учреждений.

Предмет исследования - способность к инновационной деятельности воспитателей дошкольных учреждений.

Целью работы является исследование вопроса подготовки воспитателей и  дошкольных психологов-педагогов к инновационной деятельности.

В связи с этим задачами работы стали:

n   изучить разработанность проблемы инновационной деятельности в системе дошкольного образования;

n   провести диагностические исследования способности воспитателей дошкольных учреждений к инновационной деятельности;

n    разработать и апробировать мероприятия по развитию стиля деятельности, необходимого для инновационной подготовки воспитателей ДОУ.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что готовность к инновационной деятельности воспитателей ДОУ не отвечает современным требованиям и нуждается в комплексе мероприятий, позволяющих развить у них способность к инновационной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования – воспитатели ДОУ в количестве 20 человек.

В ходе исследования использовались различные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике и социологии;

n    наблюдение и тестирование испытуемых;

n   опытно-экспериментальная работа.

Методиками исследования стали: методика изучения креативности (тест Т.Торранса); карта педагогической оценки и самооценки способностей педагога (психолога) к инновационной деятельности (методика В.А. Сластенина -Л.С. -Подымовой); методика самоанализа инновационной деятельности (методика В.А. Сластенина).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки педагогов-психологов к инновационной деятельности в школе и дошкольных учреждениях, кроме того представленный материал может оказать помощь в преодолении фрагментарности данных об инновационных разработках в сфере учебного процесса в педагогическом вузе, выработке целостных теоретических представлений о тенденциях подготовки педагога-психолога к инновационной деятельности.

Список литературы

  1. Ангеловски К. Педагог и инновации. - М.:Педагогика, 1991.-140 с.
  2. Арламов А. А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений пе­дагогической науки в школьную практику: Автореф.дисс... канд.пед. наук. - М., 1985.- 190 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка // Пси­хологическая служба вуза: принципы, опыт работы. - М.: Педагогика.- 1993.- 246 с.
  4. Боткин Дж. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. Вопросы образованна Париж, 2001.-119 с.
  5. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. -1989. -№12.
  6. Ващенко В. Инновационность и иннова­ционное образование // Alma mater. -2004-№ 6.-С. 23-25.
  7. Вербицкий А.А.  Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М. - 1991.-224 с.
  8. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика. - Минск, 1995.- 112 с.
  9. Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. - Воронеж, 200.- 112 с.

10. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М.: Педагогика.- 1965.-189 с.

11.Грановская P.M., Крижанская Ю.С, Творчество и преодоление стереотипов. -СПб, 1993.- 178 с.

12. Деркач А., Кузьмина Н.В., Акмеология пути достижения вершин профессионализма//Социально-политические процессы, организация и управление (экономика). - М. -1999.-190 с.

13.Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития орга­низаций // Нововведения в организациях. - М., 2003.- 198 с.

14.Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогичес­кая наука // Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 2000. – 102 с.

15.Загвязинский В.И. Педагог как исследователь. - М., 1980.- 145 с.

16.Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. - Нижний Новгород, 2003.- 290 с.

17.Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование. 2000. - Ч. 1,2.-М., 2000.- 240 с.

18.Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Педагогика.- 1994.- 280 с.

19.Инновационные учебные заведения в России: Инф.-справ, пособие в помощь руководителям школ. - М., 2002.- 87 с.

20.Инновационный потенциал современного педагога. - СПб, 1995.-190 с.

21.Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально - педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва-Белгород. – 2003.-109 с.

22.Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д Педагогическое творчество. - М.: Дрофа.- 1990.- 256 с.

23. Карташов П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управляемый процесс // Внедрение достижений педагогики  в практику школы. - М., 1981.-176 с.

24.Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дисс...-канд.пед.наук - Минск, 2004.- 22 с.

25.Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зару­бежной педагогике; Автореф.дисс... докт.пед.наук. - М., 2001.- 21 с.

26.Коноплина Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Дисс... канд.пед.наук. - М. - 2004.-120 с.

27.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант педагога. - Л., 1985.-97 с.

28.Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых// Вопро­сы психологии. – 2001.- № 2.-С.28-34

29.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.:Педагогика, 1986.- 290 с.

30.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. - 1984.-240 с.

31.Ляудис В.Я, Инновационное обучение стратегия и практика. - М.:Знание, 1994.-116 с.

32.Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М.: Педагогика.- 1992.-118 с.

33.Маркова А.К. Психология труда педагога. - М.: Педагогика.- 1993.-234 с.

34.Методические рекомендации по разработке вопросов изучения и обобщения педагогического опыта в современных условиях. М.:Педагогика, 2003.-230 с.

35.Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. - М.:Педагогика, – 1993.-190 с.

36.Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка педагогов к инновационной дея­тельности // Советская педагогика. - 1991. - № 10.- С.43-47

37.Поляков СД. В поисках педагогической инноватики - М.: Профессионал, 2003.- 112 с.

38. Пономарев Я. А К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения)» в условиях творческих задач // Проблемы принятия решения. М.:Знание, 1976.-С.23-29

39.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Педагогика.- 1987.-290 с.

40.Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в об­разовательном учреждении // Магистр. - 1994. - № 5.-С. 32-37

41.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М. – 1986.-119 с.

42.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.:Магистр.-1997.-224 с.

43.Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения, // Высшее образование в России.-2001.- № 1.- С.116-119

44.Структура инновационного процесса. - М.: Педагогика, 1981.- 187 с.

45. Турбовской Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и  практики как методологическая проблема // Методологические проблемы развития педагогической науки. - М.:Педагогика,  1985.-С.117

46.Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. - 2001. - № 2.- С.13-18

47.Черниловский Д.В., Филатов А.К. Инновационные подходы к организации обучения// Специалист.- 2004.- № 5.- С. 26-29

48.Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюло Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. - М.: Профи, 2002.-90 с.

49.Шиянов Е.Н, Гуманизация педагогического образования, состояние и перспективы. - Москва-Ставрополь. 1991.-167 с.

50.Шукшунов В. Инновационная деятельность в российском образовании// Высшее образование в России .-2001.- № 5.- С. 19-24

51.Юсуфбекова  Н.Р. Педагогическая инноватика  как теория инновационных процессов в системе образования. Научный и передовой опыт  в области педагогики  и народного образования. - Вып. 3. - М. - 1990

52.Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разра­ботки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991.- 114 с.

Заказать диплом