Сравнительная характеристика развития памяти у подростков и старших школьников (курсовая)

Сравнительная характеристика развития памяти у подростков и старших школьников (курсовая)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. Изучение особенностей памяти в трудах отечественных и зарубежных психологов......................................................................... 8

1.1. Общая характеристика памяти человека.................................................... 8

1.2. Виды и процессы памяти.......................................................................... 18

1.3. Особенности  памяти учащихся старших классов. Пути развития памяти 30

2. диагностические исследования особенностей памяти в подростковом и юношеском возрасте......................................... 40

2.1. Организация исследования индивидуально-психологических особенностей памяти подростков и старших школьников................................................................ 40

2.2.  Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей памяти подростков и старших школьников................................................................ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 59

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................... 62

Приложения.................................................................................................. 66

ВВЕДЕНИЕ

Проблема памяти и ее развития остается одной из актуальных проблем в области психологии. Это объясняется тем, что интенсив­ное развитие страны невозможно без роста творческого и нравствен­ного потенциала ее граждан, без развития их активности и способ­ностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде все­го в школьные годы. Именно поэтому сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индиви­дуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.

В настоящее время при решении этих задач школа испытывает определенные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имею­щиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности.

Научно-технический прогресс, условия реальной жизни требуют сегодня, как никогда, ориентации учащихся на усвоение значите­льного объема разнообразного материала, прочного хранения его в памяти, быстрого и эффективного использования в решении учебных и практических задач. Возникающая в этих условиях перегрузка шко­льников часто вызывается их нерациональной мнемической деятельно­стью, как одновременно и определенной пассивностью учителя, недо­статочность его знаний о психологических особенностях детей, в частности о таком феномене, как память, об особенностях и путях ее развития у школьников.

Недостатки в работе над развитием памяти учащихся были отме­чены до перехода школ на новые программы. Применительно к проис­ходящему в школе сегодня подчеркивается также, что развитие памя­ти школьников происходит стихийно, неуправляемо как раз на том ответственном этапе, когда механизмы логических и произвольных форм запоминания и припоминания активно складываются.

Отечественные психологи внесли огромный вклад в установление общих закономерностей памяти. Широкую известность получили фунда­ментальные психологические исследования П.П.Блонского [6], Л.С.Выготского[14], Л.В.Занкова [18; 19], П.И.Зинченко [20; 21], А.А,Смирнова [63; 64; 65], А.П.Леонтьева [33], С.Л.Рубинштей­на [61], освещающие одновременно и вопросы педагогической практи­ки. Многие работы исследователей посвящены вопросам развития па­мяти у детей. Среди них хотелось бы отметить работы Матюгина И.Ю.[39; 40], Лезер Ф.[32], Ляудис В.Я.[36].

Однако работ, посвященных особенностям мнемической деяте­льности школьников в связи с усвоением ими тех или иных учебных предметов, еще очень недостает. Вероятно, практическим следствием этого является то, что ученики и младших и старших классов часто не идут по пути осмысленного запоминания учебного материала, а прибегают к механическому запоминанию, зубрежке.

О серьезных упущениях в работе над развитием памяти школьни­ков пишет известный психолог А.В.Петровский: "Нетрудно ответить на вопрос, когда и на каких уроках школьник получает сведения о простых уравнениях с двумя неизвестными, строении цветка, о споре славянофилов с западниками. Но легко поставить в тупик вопросом - когда, где и как школьника учат приемам успешного запоминания, сообщают ему, как бороться с забыванием существенного, значите­льного в учебном материале, рассказывают хотя бы бегло и элемен­тарно о том, что такое память, каковы ее механизмы, закономернос­ти, особенности, как ею следует правильно распорядиться. Очевид­но, молчаливо предполагается, что учащиеся сами найдут путь к ре­шению этих задач и что в данном случае специальное вмешательство на требуется".[50, 112]

Эти недостатки в работе над развитием памяти учащихся были отмечены до перехода школ на новые программы. Применительно к происходящему в школе сегодня подчеркивается также, что развитие памяти школьников происходит стихийно, неуправляемо как раз на том ответственном этапе, когда механизмы логических и произво­льных форм запоминания и припоминания активно складываются.

Таким образом, проблема памяти и ее развития в различных видах деятельности остается одной из актуальных проблем в области психологии. Неслучайно поэтому к данной проблеме обращаются ведущие психологи не только нашего, но и предыдущих столетий. Среди современных работ, посвященных проб­леме памяти хотелось бы отметить книгу А.А.Смирнова [65], где ра­ссматриваются вопросы теории памяти в психологии, произвольного и непроизвольного запоминания, понимания и запоминания. Теоретичес­ким вопросам памяти посвящена и книга Роговина М.С. [59], а также работы Ипполитова Ф.В. [24], Выготского Л.С.[14]. Итак, исследовательских работ по проблеме памяти много. Уже в 17 веке возникла одна из первых психологических теорий па­мяти, не потерявшая своего научного значения до настоящего време­ни, ассоциативная теория.

В последние годы вопросы общего развития познавательных спо­собностей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершен­ствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования.

Объект исследования: особенности развития памяти и процессов запоминания  и воспроизведения в подростковом и юношеском возрасте.

Предмет исследования: сравнительная характеристика развития памяти у подростков и старших школьников.

Цель работы: исследовать развитие памяти у детей в подростковом и старшем школьном возрасте, выявить влияние их на успешное запоминание материала.

Задачами данной работы являются:

- изучение исторического аспекта исследования развития памяти в работах отечественных и зарубежных психологов;

- определение понятия, видов и процессов памяти;

- выявление особенностей развития памяти подростков и старших школьников;

- определение зависимости успеваемости и усвоения школьного мате­риала от уровня развития памяти.

Гипотеза исследования: уровень развития памяти и приемов запоминания в подростковом и юношеском возрасте различен и влияет на усвоение учебного материала и успехи в учебной деятельности.

Опытно-экспериментальная база: учащиеся 7 и 10 класса в количестве 40 чело­век средней школы № 6 РМЭ.

Методологическую базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

Методологическую основу исследования составили современные теории и концепции развития личности (П.П.Блонский [6], Л.С.Выготский [14], А.Н.Леонтьев [33]); положения системно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн); основные идеи об особенностях психического развития детей (Л.И.Божович, Л.А.Венгер); теория игр.

Научные методы, использованные в данной работе – наблюдение;  эксперимент; статистический анализ результатов.

Методики исследования: 1. Исследование процессов узнавания (Методика «Узнавание фигур»); 2. Кратковременная зрительная память; 3. Оперативная зрительная память; 4. Образная память; 5. Динамические особенности процесса запоминания по методике А.Лурия.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что рекомендации по развитию памяти и сравнительные результаты исследования уровня развития памяти могут быть использованы в системе планирования занятий по развитию этого познавательного процесса в учебной деятельности.

Новизна исследования: Предcтавлены сравнительные результаты уровня развития памяти подростков и старших школьников с помощью специально подобранного комплекса методик.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретической обоснованностью исходных позиций; многоаспектным рассмотрением проблемы; использованием технологии системного описания изучаемого явления; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и внутренней логике; экспериментальным доказательством выдвинутых предположений; репрезентативностью выборки; правильным и корректным применением аппарата математической статистики для количественного анализа полученных результатов.

Во введении обосновывалась актуальность выбранной темы исследования, определены проблема, объект, предмет и цель, определяются теоретико-методологическая база исследования и сформулированы задачи, показаны теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования, описывается структура психодиагностического исследования.

В первой главе проводился обзор литературы, представляющий анализ современного состояния изученности проблемы особенностей развития памяти школьников и сопоставлены взгляды наиболее видных ученых на данную проблему.

Во второй главе содержатся описание организации, методов исследования, результаты и обсуждение проведенного психодиагностического исследования, направленного на изучение особенностей памяти и процессов запоминания у школьников.

В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования, делается обобщенная итоговая оценка проведенной работы.

Структура работы: Основными структурными элементами работы являются: введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, включающий 74 источника и приложений.

Заказать курсовую